Уголок неба ¦ Чехи в Нигерии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Чехи в Нигерии
             
         n Михаил Жирохов  

 

С началом гражданской войны в 1967 году власти Нигерии стали искать новые возможности для закупки вооружения на мировом рынке. Причем желательно быстро и без всяких проволочек. Одним из таких непритязательных продавцов всегда была Чехословакия. Очень быстро компания Animo заключила контракт на поставку большой партии чехословацкого оружия, в том числе и самолетов.

25 июля 1967 года был подписан контракт на поставку 8 L-29 "Дельфин" (+ из наличия 600 бомб ОФАБ-100 и столько же НУР LR-55). В августе первые два самолеты были перегнаны чехословацкими летчиками с заводского аэродрома  Aero Vodochody. Остальные были переброшены морем. Вместе с ними прибыла и группа из 18 авиаспециалистов, задачей которых была подготовка в течение полугода нигерийских пилотов и техников.

В ходе войны только прибывшие L-29 проявили невиданную активность, атаковав в числе прочего, например, аэродром мятежников в Ули. В западной печати сразу же появились сообщения о том, что в кабинах "Дельфинов" сидят чехословацкие инструкторы. Это был период "пражской весны" и власти реагировали очень болезненно и поэтому с 15 мая 1968 года деятельность инструкторской группы была свернута. К этому времени в Нигерию были поставлены 8 самолетов L-29, 1670 бомб ОФАБ-100, 1000 зажигательных бомб ЗАБ-2,5, а также 2600 55-мм НУР LR-55.

"Дельфины" прослужили в ВВС Нигерии достаточно долго, при этом с ними произошло несколько инцидентов. Так, один самолет был потерян в катастрофе 19-го октября 1969 года, причем погиб командующий ВВС Нигерии подполковник Шитту Алао. В ходе одиночного тренировочного полета он попал в сложные метеорологические условия, потеряв своё истинное местоположение. После полной выработки топлива и остановки двигателя подполковник Алао попытался выполнить вынужденную посадку на поле у населенного пункта Узебба, но на пробеге произошло столкновение с отдельно стоящим деревом.

А всего в катастрофах на самолетах этого типа погибли:

Lt Jide Akerele 1967
2/Lt G Ozieh 1967
 2/Lt S Lawal 1967
T/Capt O Aiyelagbe 1968
Lt U Abiola 1968
Capt J Ayinla 1968
T/Capt E Smith 1968
Col SA Alao 1969
Maj I Maina 1970
Flt Lt I Ganiyu 1978

В 80-е годы сотрудничество двух стран продолжилось с поставкой другого учебно-боевого самолета - L-39 "Альбатрос". В первой партии в 1986 году были поставлены 12 L-39ZA, а еще 12 - в следующем году. В 1990 было подписано соглашение о поставке дополнительной партии, но после военного мятежа от самолетов отказались.

Все L-39ZA летали до 2001 года, после чего были проданы фирме PAMCO INT. Эта компания после проведенного капитального ремонта на Aero Vodochody перепродала их Алжиру.

За время эксплуатации "Альбатросов" на них погибли:

 

Flt Lt D Okunrinyo 1989
Fg Offr BE Ahodu 1989
Sqn Ldr NA Abdallah 1990
Fg Offr Mshel-Bwala 1990


Уголок неба. 2012



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100