С началом гражданской войны в 1967 году власти
Нигерии стали искать новые возможности для закупки
вооружения на мировом рынке. Причем желательно быстро и без всяких проволочек.
Одним из таких непритязательных продавцов всегда была Чехословакия. Очень быстро
компания Animo заключила контракт на поставку большой партии чехословацкого
оружия, в том числе и самолетов.
25 июля 1967 года был подписан контракт на
поставку 8 L-29 "Дельфин" (+ из наличия 600 бомб ОФАБ-100 и столько же НУР
LR-55). В августе первые два самолеты были перегнаны чехословацкими летчиками с
заводского аэродрома Aero Vodochody. Остальные были переброшены морем.
Вместе с ними прибыла и группа из 18 авиаспециалистов, задачей которых была
подготовка в течение полугода нигерийских пилотов и техников.
В ходе войны только прибывшие L-29 проявили
невиданную активность, атаковав в числе прочего, например, аэродром мятежников в
Ули. В западной печати сразу же появились сообщения о том, что в кабинах
"Дельфинов" сидят чехословацкие инструкторы. Это был период "пражской весны" и
власти реагировали очень болезненно и поэтому с 15 мая 1968 года деятельность
инструкторской группы была свернута. К этому времени в Нигерию были поставлены 8
самолетов L-29, 1670 бомб ОФАБ-100, 1000 зажигательных бомб ЗАБ-2,5, а также
2600 55-мм НУР LR-55.
"Дельфины" прослужили в ВВС Нигерии достаточно
долго, при этом с ними произошло несколько инцидентов. Так, один самолет был
потерян в катастрофе 19-го октября 1969 года, причем погиб командующий ВВС
Нигерии подполковник Шитту Алао. В ходе одиночного тренировочного полета он
попал в сложные метеорологические условия, потеряв своё истинное местоположение.
После полной выработки топлива и остановки двигателя подполковник Алао попытался
выполнить вынужденную посадку на поле у населенного пункта Узебба, но на пробеге
произошло столкновение с отдельно стоящим деревом.
А всего в катастрофах на самолетах этого типа
погибли:
Lt Jide
Akerele |
1967 |
2/Lt G
Ozieh |
1967 |
2/Lt S
Lawal |
1967 |
T/Capt O
Aiyelagbe |
1968 |
Lt U
Abiola |
1968 |
Capt J
Ayinla |
1968 |
T/Capt E
Smith |
1968 |
Col SA
Alao |
1969 |
Maj I
Maina |
1970 |
Flt Lt I
Ganiyu |
1978 |
В 80-е годы сотрудничество двух стран продолжилось
с поставкой другого учебно-боевого самолета - L-39 "Альбатрос". В первой партии
в 1986 году были поставлены 12 L-39ZA, а еще 12 - в следующем году. В 1990 было
подписано соглашение о поставке дополнительной партии, но после военного мятежа
от самолетов отказались.
Все L-39ZA летали до 2001 года, после чего были
проданы фирме PAMCO INT. Эта компания после проведенного капитального ремонта на
Aero Vodochody перепродала их Алжиру.
За время эксплуатации "Альбатросов" на них
погибли:
Flt Lt D Okunrinyo |
1989 |
Fg Offr BE Ahodu |
1989 |
Sqn Ldr NA Abdallah |
1990 |
Fg Offr Mshel-Bwala |
1990 |