Вопросы по кенийским Тайгерам появились давно, но из-за недостаточных и иногда меняющихся объемов информации у заокеанских товарищей просто не было возможности навести хоть какой-то порядок. Время шло, также медленно происходили изменения с данными по этим машинам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими самолетами, исходя из информации по ним на сегодня.
По данным https://scramble.nl/database/military/ke#results в этот день был потерян возможно самолет типа F-5E. Потерей пока не считается, но только до выяснения всех деталей. Может это быть Тайгер с б/н 903? Или произошла авария при посадке самолета с б/н 909?
Самолет F-5Е разбился после вылета с АВБ Лайкипия.
По данным https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/AirForces/KenyaAF.html с начала эксплуатации в 1978 г. и по 2001 г. включительно было потеряно шесть Тайгеров. Только типа F-5E? Очевидно да, так и было, потому, что по всем доступным другим данным есть шесть самолетов типа F-5E, потерянных в авариях в этот промежуток времени. По этим же сведениям для восполнения потерянных машин типа F-5F уже в конце 1980 г. было заказано еще две таких машины. Также по этим данным из 13 одноместных и 2 двухместных Тайгеров, заказанных в 2007 г. и полученных в 2009 г. из Иордании, в авариях было потеряно уже три самолета.
По данным https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/AirForces/KenyaAF.html, по состоянию на 19 июня 2022 г., ВВС Кении потеряли минимум 10 самолетов типа F-5E/F, у которых имеется или бортовой номер, или дата потери. В это количество не входит самолет с б/н 909, теоретически он мог быть отремонтирован, контракт на восстановление летной годности вроде-бы должен быть подписан еще в 2006 г. По крайней мере в аэропорту Найроби 22 мая 2022 г. уже наблюдался Тайгер с этим б/н, и окраска машины была такой же, как и при поступлении в ВВС Кении в 1978 г. Про потерю трех экс-иорданских машин пока нечего сказать. Два Тайгера были потеряны в 2014 г. и 2018 г., а вот про третью потерю достоверных сведений не имеется.
Немного косвенных сведений по количеству самолетов, находящихся на вооружении по данным The Military Balance по годам (данные эти идут с опозданием, например, сведения о состоянии ВВС какой-либо страны будут опубликованы только на следующий год). С учетом погрешностей в подсчетах, сведения эти не совсем точны, они показывают примерное количество самолетов в составе ВВС и тенденции к уменьшению списочного состава. Примерно вот так происходила динамика уменьшения численности кенийских Тайгеров.
По данным МilВ с 1979 г. по 1982 г. в составе ВВС числилось 12 машин (10+2).
По данным МilВ 1984/1985 г. в составе ВВС числилось 9 F-5E и 2 F-5F.
По данным МilВ 1987 г. в составе ВВС числилось 8 F-5E и 1 F-5F.
По данным МilВ 1988 г. в составе ВВС числилось 7 F-5E и 2 F-5F.
По данным МilВ 1990/1993 г. в составе ВВС числилось 9 F-5E и 2 F-5F.
По данным МilВ 1996/2000 г. в составе ВВС числилось 8 F-5E и 2 F-5F.
По данным МilВ с 2001 г. по 2007 г. г. в составе ВВС числилось 9 машин F-5E/F.
По данным МilВ с 2009 г. по 2013 г. г. в составе ВВС числилось 22 машины F-5E/F.
По данным МilВ с 2014 г. по 2017 г. г. в составе ВВС числилось 18 F-5E и 4 F-5F.
По данным МilВ с 2019 г. по 2021 г. г. в составе ВВС числилось 17 F-5E и 4 F-5F.
Коротко по поставкам. Из США с 1978 г. суммарно было поставлено 10 машин типа F-5E и 4 самолета F-5F (причем для восполнения потерянных машин типа F-5F уже в конце 1980 г. было заказано еще две таких машины, получены они были в 1981 г.). Из Иордании было получено 13 машин типа F-5E с б/н 915-927 и два самолета типа F-5F с б/н 928 и 929.
Так вот, если вдумчиво посмотреть на количество потерянных кенийских Тайгеров, то не надо слишком серьезно относится к информации The Military Balance или World Air Forces 2023, согласно которым в 2022 г. в ВВС Кении числилось 17 машин типа F-5E и целых 6 машин типа F-5F. Бред лютейший, естественно, но вот подают же такую херню вроде-бы солидные источники.
По поводу ремонта машины с б/н 909. Еще несколько лет так назад этот самолет находился в состоянии dump (dumped-выкинут, выброшен на свалку, свален в кучу и т.д. и т.п.). Теперь же, по состоянию на 14 октября 2022 г. по данным https://scramble.nl/database/military/ke#results, он имеет индекс act (active). Что произошло? По данным https://nyambegagisesa.wordpress.com/2015/04/10/how-kenya-air-force-set-history-by-repairing-jet-fighter-that-outside-factory/ подробно описано про то, как несколько грамотнейших черных парней из кенийских ВВС, которые своими силами, без помощи белых специалистов фирмы Нортроп, буквально на коленях смастрячили все недостающие части и детали для этого Тайгера, и самолет был введен в строй. Реально они действительно оказались крутыми спецами. Такое вот импортозамещение по-кенийски.
Так что, если принять во внимание все сведения о состоянии парка кенийских Тайгеров на февраль 2023 г., то потери этих самолетов оцениваются в 9 единиц. Все-таки информация https://scramble.nl является более достоверной. И да, при любом раскладе в ВВС Кении ну никак не может стоять на вооружении 21 самолет (17 F-5E и 4 F-5F) или 23 самолета (17 машин типа F-5E и целых 6 машин типа F-5F). На сухом остатке ровно 20 Тайгеров (15 машин типа F-5E и 5 машин типа F-5F.)
При получении же новой информации в будущем не только возможна, но и обязательна корректировка. Пока остаются неизвестными бортовые номера двух самолетов, которые были потеряны в 2014 г. и 2018 г.