Уголок неба ¦ Потери самолетов ВВС Марокко

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов ВВС Марокко
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 5 июля 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com.

Таблица 1     

Потери самолетов Мираж F1:

Дата потери

Примечания
2 августа 1979 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results. Первый потерянный самолет в бою о данным http://www.airwar.ru/history/locwar/africa/miragef1/miragef1.html и https://military.wikireading.ru/55087.
19 ноября 1979 Сбит по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results, https://en.wikipedia.org/wiki/Dassault_Mirage_F1#Morocco и http://skywar.ru/sahara.html, первый потерянный самолет в бою по тем же данным.
9 декабря 1979 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html, по данным https://en.wikipedia.org/wiki/Dassault_Mirage_F1#Morocco был потерян 6 декабря 1979 г. и это был второй сбитый самолет.
14 февраля 1980 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html, по данным https://en.wikipedia.org/wiki/Dassault_Mirage_F1#Morocco в феврале 1980 г. было потеряно два таких самолета.
27 февраля 1980 Разбился по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и http://skywar.ru/sahara.html
21 сентября 1980 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html самолет с б/н 165.
5 апреля 1981 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
12 октября 1981 Сбит по данным https://aviation-safety.net/wikibase/182052
13 октября 1981 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html, по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://military.wikireading.ru/55087 в этот день было потеряно два таких самолета.
14 октября 1981 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html. Для того, чтобы не было разночтений, принято, что в период 12-14 октября 1981 г. было потеряно два Миража.
14 декабря 1981 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results
9 августа 1982 Потерян по данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Morocco.htm. По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results ошибочно указана дата потери 9 августа 2002 г., но это просто опечатка.
27 сентября 1982 Сбит по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и http://skywar.ru/sahara.html, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/186580 26 сентября 1982 г.
11 октября 1982 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results
14 октября 1982 Потерян по данным https://scramble.nl/database/accident#results
в октябре 1983 Сбит по данным только http://connections-qj.org/ru/article/partizanskie-operacii-v-zapadnoy-sahare-polisario-protiv-marokko-i-mavritanii
12 января 1985 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html и https://aviation-safety.net/wikibase/56872, по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results был потерян 14 января 1985 г.
16 марта 1987 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results
25 августа 1988 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results
14 июня 1990 Разбился по данным https://aviation-safety.net/wikibase/269353
4 августа 1991 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html, по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://aviation-safety.net/wikibase/269352 был потерян 2 августа 1991 г.
12 апреля 1995 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://aviation-safety.net/wikibase/182021 из-за отказа двигателя.
1 апреля 2001 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/182013 был потерян в апреле 2001 г. По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results был потерян в мае 2001 г. Вполне это может быть и б/н 131.
17 августа 2015 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://aviation-safety.net/wikibase/178776 самолет с б/н 127.
21 января 2019 Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/220978 и https://scramble.nl/database/accident#results самолет с б/н 159.
  б/н 167 был сбит в ходе войны по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results, есть фото из Алжира https://www.gettyimages.dk/detail/news-photo/the-remains-of-an-air-force-mirage-f1-of-the-royal-moroccan-news-photo/604676152. Дата потери неизвестна.

 

По широкоизвестным, но не общепринятым данным источников https://ru.wikipedia.org/wiki/Dassault_Mirage_F1#Война_в_Западной_Сахаре, со ссылкой на http://www.airwar.ru/history/locwar/africa/miragef1/miragef1.html и https://military.wikireading.ru/55087 (перевод статьи Tom Cooper ACIG), к 1987 г. было сбито уже 7 марокканских «Миражей», и ещё 6 разбились в авариях и катастрофах. Информация именно эта, естественно, является не совсем полной. Было потеряно минимум 15 машин, а если принять во внимание марокканские заявления о потере только в 1980 г. четырех Миражей, то к 1 январю 1987 г. вырисовываются уже 16 потерянных машин.

По данным http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html только за 1980 год официальные лица признали потерю четырех таких самолетов. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Dassault_Mirage_F1#Morocco всего бойцами ПОЛИСАРИО было сбито 12 Миражей, последний был спущен с небес в августе 1991 г. По данным https://military.wikireading.ru/55087 в 1980 г. были потеряны несколько F-5, четыре Миража, пара вертолётов и один С-130 Геркулес.

По данным http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html в 2006 г. в составе ВВС Марокко осталось 29 машин из 50 поставленных. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force в 2006 г. был подписан контракт на модернизацию 27 Миражей, т.е. всех выживших к тому времени. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force в 2021 г. в составе ВВС Марокко осталось 26 машин из 50 поставленных, хотя были потери двух машин в 2015 и 2019 гг. По данным https://wiki5.ru/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force в 2020 г. в составе ВВС Марокко осталось 25 машин из 50 поставленных. Вот эта вот цифра гораздо более правдоподобная, а не 26.

Высока вероятность, что в 20-м веке, т.е. до 2000 г., было потеряно 22 самолета с б/н 126,132,135,136,137,138,140,141,142,143,145,146,147,148,151,153,155,162,165,167,169 и 174. Еще три машины были потеряны после 2000 г., в т.ч. это б/н 127 и 159.

 

Таблица 2    

Потери самолетов F-5A/B и RF-5A:

Дата потери

Примечания
16 августа 1972 По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results, https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Morocco.htm потерян самолет с б/н 21246.
21 января 1976 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html и http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html. По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results самолет с б/н 97099 был потерян 26 января 1976 г.
6 ноября 1976 Разбился по данным http://skywar.ru/sahara.html и https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре при взлете с АВБ Смара. По другим данным потеря произошла в июле 1977 г. Включен в военные потери.
18 ноября 1976 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/139614 два самолета разбились после столкновения в воздухе в районе Марракеша. По данным https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info это были F-5A и F-5B, все три пилота тогда погибли.
25 февраля 1977 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
24 августа 1977 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
18 февраля 1978 Разбился по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и http://skywar.ru/sahara.html. Сбит по данным https://military.wikireading.ru/55087
2 июня 1978 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
4 июня 1978 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html, по другим данным это было 5 июня 1978 г.
10 сентября 1978 По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и http://skywar.ru/sahara.html сбит самолет с б/н 01373
в ноябре 1978 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results самолет с б/н 97177, по данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре был сбит в октябре 1978 г.
10 февраля 1979 Сбит по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://aviation-safety.net/wikibase/65628 б/н 69120
в октябре 1979 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://military.wikireading.ru/55087
13 февраля 1980 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
27 декабря 1980 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
24 октября 1981 Сбит по данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре, по данным http://skywar.ru/sahara.html это был самолет типа F-5Е. Пока учтен как F-5А.
13 ноября 1981 Сбит по данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force к октябрю 1979 г. было потеряно только в ходе боев 9 самолетов типа F-5А. По данным https://wiki5.ru/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force было потеряно в ходе боев два самолета типа RF-5А с б/н 01614 и 01615, вполне вероятно, что они входили в 9 потерянных в боях машин типа F-5A к октябрю 1979 г., а могли и не входить. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре только в ходе боев было потеряно 14 машин типа F-5A и RF-5A. Самая минимальная оценка потерь это 20 самолетов, в т.ч. и учебно-боевые. Суммарно потери могут составить и 21 самолет, в т.ч. два типа F-5B, если принять как достоверные сведения THE MILITARY BALANCE и https://en.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Morocco.

Высока вероятность, что до 1989 г., были потеряны самолеты типа F-5A, в т.ч. с б/н 21244,21245,21246,69120,69162,69163,97092,97099,97100,97106,97107,97109,97177. К 1988 г. также было потеряно в авариях минимум два самолета типа F-5B с б/н 13073 и 21272, а в ходе боев были сбиты два самолета типа RF-5А с б/н 01614 и 01615. Также до 1989 г., были потеряны три экс-иранских самолета типа F-5A с c/n N6440,6495,6499 (бывшие иранские б/н 3-446, 3-527, 3-535).

 

Таблица 3    

Потери самолетов F-5E:

Дата потери Примечания
12 января 1985 По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results и https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре было сбито два таких самолета. Ссылка только на Military Flight Safety 1985, в те времена вполне могли что-то напутать, как тип самолета, так и количество сбитых машин. По данным https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info рядом с алжирской границей был сбит один Тайгер.

По данным http://skywar.ru/sahara.html и https://aviation-safety.net/wikibase/56872 в этот день был сбит один самолет типа Мираж F1 рядом с алжирской границей. Не произошла ли путаница? По данным http://skywar.ru/sahara.html два самолета типа F-5E могли быть были сбиты 13 января 1985 г.

В связи с относительно невысокой степенью достоверности этой потери, а именно, двух или даже одного Тайгера, возникает вполне логичный вопрос, считать это за потерю или пока не стоит? Сведения Military Flight Safety 1985, тем более за 1985 г. и опубликованные еще в 1986 г., содержат, скажем так, достаточно много часто сомнительной и иногда откровенно недостоверной информации. Проверка информации по марокканским потерям в 1985 г., проведенная впоследствии в будущем, не подтверждает потерю Тайгеров в этот день, а вот по сбитому Миражу вопросов нет, самолет был сбит.

Единственный аргумент, который перечеркивает все и сразу во всех дискуссиях, а куда делись марокканские Тайгеры? Да, были потери в авариях, и боевые потери, куда без них. Сведений пока не хватает, поэтому вероятность январских военных потерь самолетов типа F-5E ВВС Марокко пока существует. Вполне также вероятно, что самолеты могли быть потеряны в авариях совсем в другое время.

26 апреля 1987 Сбит б/н 91921 по данным http://skywar.ru/sahara.html. Вполне могли перепутать с другим б/н.
25 августа 1991 Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html
24 сентября 1991 Потерян б/н 91920 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/229324
13 июня 1995 Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/182022
7 января 1999 По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results был потерян самолет с б/н 91921. Или перепутали с другим б/н?
5 января 2011 Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/225341

 

Самая минимальная оценка потерь это 10 самолетов, в т.ч. и по данным THE MILITARY BALANCE. Высока вероятность, что только в 20-м веке, т.е. до 2000 г., было потеряно 9 самолетов с б/н 41551,41553,91920,91921,91922,91925,91935, 91937,91941.

По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results имеются сведения на 26 бортовых номеров машин типа F-5E и на четыре бортовых номера машин типа F-5F. Итого 30 машин, и из них дожила до 2000 г. только 21 машина.

По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Война_в_Западной_Сахаре было поставлено 57 самолётов, из них 20 F-5A, 5 F-5B, 2 RF-5A, 26 F-5E и 4 F-5F.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5#Morocco было поставлено 30 самолётов, из них 28 F-5A/B, 2 RF-5A. Также было поставлено возможно более чем 28 F-5E и 4 F-5F. По данным http://www.joebaugher.com/usaf_fighters/f5_43.html было поставлено 28 машин типа F-5E и 4 типа F-5F. По данным https://www.uswarplanes.net/f5.pdf было поставлено 26 машин типа F-5E и 4 типа F-5F.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/morocco/mor.html был поставлен 61 самолёт, из них 24 F-5A, 4 F-5B, 2 RF-5A, 27 F-5E и 4 F-5F.

По данным https://www.flightglobal.com/israel-and-morocco-hold-f-5-upgrade-discussions/11164.article еще в 1996 г. израильские компании Israel Aircraft Industries (IAI) и Elbit готовы были модернизировать марокканские Тайгеры, коих числилось примерно 20 машин, но никак не больше этого количества.

 

Таблица 4    

Дополнительные данные об изменении численности самолетов ВВС Марокко по американским данным THE MILITARY BALANCE. Большинство этих сведений, скажем так, не всегда были точные и достоверные, потери в ранние годы в расчет иногда практически не брались. В отдельные годы цифры просто переписывались из года в год. Это к вопросу о достоверности американских данных. Но в любом случае это все, что есть на сегодня и уже можно сделать вполне определенные выводы.

 

год Мираж F1 F-5A/B F-5E/F примечания
1971   10/4    
1972 20/4
1973   20/4    
1974   20/4    
1976   19/4    
1977   17/4    
1978   20/5   Количество в 5 стоящих на вооружении УБС типа F-5B просто нереально, особенно с учетом потери одной машины в 1976 г.
1979 25 20/5    
1980 50 13/5   По Миражам очевидно, что это весь контракт.
1981 28 13/2    
1982 45 10/3 9/4  
1984 40 17/3 14/4  
1985 39 17/3 14/4  
1986 39 8/3 14/4  
1987 38 6/3 14/4  
1988 32 7/2 13/4 Наверно самая адекватная оценка по Миражам.
1989 38 7/2 13/4  
1990 29   15/3 Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
1991 29   15/3 Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
1992 29   15/3  
1993 29   15/3  
1994 29   16/4  
1995 29   16/4 Потеряны Мираж и F-5E, но в учете движения нет.
1996 29 10/3 16/4  
1997 29 10/3 16/4  
1998 29 10/3 16/4  
1999 29 10/3 16/4 Потерян один F-5E, но в учете движения нет.
2000 29 10/3 16/4  
2001 29 8/3 24/4 Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
2004 29 8/3 24/4  
2006 33 8/2 20/3 По данным на 2006 г. из источника http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html количество самолетов отличается, Миражей числится уже 29, Тайгеров соответственно имеется 24/4, а F-5A/B числится соответственно 8/3.
2008 33 8/2 20/3  
2010 33 8/2 20/3  
2011 33 8/2 20/3 Потерян один F-5E.
2012 27   19/3  
2013 27   19/3  
2014 27   19/3  
2015 27   19/3 Потерян один Мираж.
2016 26   19/3  
2017 26   19/3  
2019 26   19/3 Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
2020 26   19/3  
2021 26   19/3  
2022 26   19/3 По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Moroccan_Air_Force на 2022 г. в ВВС Марокко числится 26 Тайгеров, из них 4 машины типа F-5F.

Сведения https://www.flightglobal.com/reports/world-air-forces-directory и THE MILITARY BALANCE чаще всего выдают совершенно разное количество самолетов, стоящих на вооружении, в одно и то же время. Например, в 2022 г. сколько числится Тайгеров? 22 или 26? Количество в 26 сохранившихся машин совершенно нереально, получается, что учета потерь не было. Данные https://scramble.nl/database/military/ma#results также говорят только о 22 уцелевших машинах.

По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Война_в_Западной_Сахаре за время войны бойцы Полисарио сбили более 30 марокканских боевых самолётов и несколько вертолётов.

По данным https://pochta-polevaya.ru/militaryanalytics/636/local_wars/a76760.html самые минимальные потери ВВС Марокко в ходе боев составили по 8 Миражей и F-5, 2 учебно-боевых Мажистера и 1 Т-6G, 1 С-130, 1 вертолет SA330 Пума.

По данным http://connections-qj.org/ru/article/partizanskie-operacii-v-zapadnoy-sahare-polisario-protiv-marokko-i-mavritanii только 26-27 января 1976 г. ВВС Марокко потеряли один истребитель F-5 и четыре вертолета. Также по этим данным в ходе боев в районе Гельта-Земмур марокканцы потеряли пять своих летательных аппаратов (две единицы самолетов типа Мираж F-1, один F-5, один C-130 и один транспортник. Смотри: Jacob Mundy, “The Mo­rocco-Polisario War for Western Sahara”). Также по этим данным в ходе боев к концу апреля 1977 г. боевики Полисарио уничтожили 18 самолетов-истреби­телей и вертолетов и два транспортных самолета. Также по этим данным в начале 1985 г. был сбит еще один истребитель Мираж.

Обширных работ по освещению боевых действий в Западной Сахаре имеется достаточно много, но вот статистических данных по марокканским потерям в авиации до сих пор нет, многое остается неясным или даже неточным. Есть работа

https://www.airuniversity.af.edu/Portals/10/AUPress/Books/B_0016_DEAN_LOW_INTENSITY_CONFLICT.pdf, но опять же без конкретики, много общеизвестных фраз и отсутствие четких сведений по потерям.

Ситуация по потерям вертолетов вообще грустная. По первым прикидкам есть данные о потере минимум двух машин типа АВ-212 (потеряны в период с 1980 г. по 1990 г.), 3 машинах типа АВ-206 (потеряны в период с 1975 г. по 1990 г.), 21 машины типа АВ-205 (потеряны в период с 1968 г. по 1990 г.), двух машин типа СН-47C (потеряны в период с 1982 г. по 1984 г.), 7 вертолетов жандармерии и ВВС типа SA-330 (потеряны в период с 1975 г. по 1999 г.).

По данным http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html были потеряны десятки вертолетов, к сожалению, более точных сведений нет, есть только частично фрагментарные и отрывочные данные.






Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100