Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com.
Сбит по данным http://skywar.ru/sahara.html. Для того, чтобы не было разночтений, принято, что в период 12-14 октября 1981 г. было потеряно два Миража.
Высока вероятность, что в 20-м веке, т.е. до 2000 г., было потеряно 22 самолета с б/н 126,132,135,136,137,138,140,141,142,143,145,146,147,148,151,153,155,162,165,167,169 и 174. Еще три машины были потеряны после 2000 г., в т.ч. это б/н 127 и 159.
Высока вероятность, что до 1989 г., были потеряны самолеты типа F-5A, в т.ч. с б/н 21244,21245,21246,69120,69162,69163,97092,97099,97100,97106,97107,97109,97177. К 1988 г. также было потеряно в авариях минимум два самолета типа F-5B с б/н 13073 и 21272, а в ходе боев были сбиты два самолета типа RF-5А с б/н 01614 и 01615. Также до 1989 г., были потеряны три экс-иранских самолета типа F-5A с c/n N6440,6495,6499 (бывшие иранские б/н 3-446, 3-527, 3-535).
В связи с относительно невысокой степенью достоверности этой потери, а именно, двух или даже одного Тайгера, возникает вполне логичный вопрос, считать это за потерю или пока не стоит? Сведения Military Flight Safety 1985, тем более за 1985 г. и опубликованные еще в 1986 г., содержат, скажем так, достаточно много часто сомнительной и иногда откровенно недостоверной информации. Проверка информации по марокканским потерям в 1985 г., проведенная впоследствии в будущем, не подтверждает потерю Тайгеров в этот день, а вот по сбитому Миражу вопросов нет, самолет был сбит.
Единственный аргумент, который перечеркивает все и сразу во всех дискуссиях, а куда делись марокканские Тайгеры? Да, были потери в авариях, и боевые потери, куда без них. Сведений пока не хватает, поэтому вероятность январских военных потерь самолетов типа F-5E ВВС Марокко пока существует. Вполне также вероятно, что самолеты могли быть потеряны в авариях совсем в другое время.
Самая минимальная оценка потерь это 10 самолетов, в т.ч. и по данным THE MILITARY BALANCE. Высока вероятность, что только в 20-м веке, т.е. до 2000 г., было потеряно 9 самолетов с б/н 41551,41553,91920,91921,91922,91925,91935, 91937,91941.
По данным https://scramble.nl/database/military/ma#results имеются сведения на 26 бортовых номеров машин типа F-5E и на четыре бортовых номера машин типа F-5F. Итого 30 машин, и из них дожила до 2000 г. только 21 машина.
Дополнительные данные об изменении численности самолетов ВВС Марокко по американским данным THE MILITARY BALANCE. Большинство этих сведений, скажем так, не всегда были точные и достоверные, потери в ранние годы в расчет иногда практически не брались. В отдельные годы цифры просто переписывались из года в год. Это к вопросу о достоверности американских данных. Но в любом случае это все, что есть на сегодня и уже можно сделать вполне определенные выводы.
год
Мираж F1
F-5A/B
F-5E/F
примечания
1971
10/4
1972
20/4
1973
20/4
1974
20/4
1976
19/4
1977
17/4
1978
20/5
Количество в 5 стоящих на вооружении УБС типа F-5B просто нереально, особенно с учетом потери одной машины в 1976 г.
1979
25
20/5
1980
50
13/5
По Миражам очевидно, что это весь контракт.
1981
28
13/2
1982
45
10/3
9/4
1984
40
17/3
14/4
1985
39
17/3
14/4
1986
39
8/3
14/4
1987
38
6/3
14/4
1988
32
7/2
13/4
Наверно самая адекватная оценка по Миражам.
1989
38
7/2
13/4
1990
29
15/3
Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
1991
29
15/3
Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
1992
29
15/3
1993
29
15/3
1994
29
16/4
1995
29
16/4
Потеряны Мираж и F-5E, но в учете движения нет.
1996
29
10/3
16/4
1997
29
10/3
16/4
1998
29
10/3
16/4
1999
29
10/3
16/4
Потерян один F-5E, но в учете движения нет.
2000
29
10/3
16/4
2001
29
8/3
24/4
Потерян один Мираж, но в учете движения нет.
2004
29
8/3
24/4
2006
33
8/2
20/3
По данным на 2006 г. из источника http://www.airwar.ru/history/af/marokko/marokko.html количество самолетов отличается, Миражей числится уже 29, Тайгеров соответственно имеется 24/4, а F-5A/B числится соответственно 8/3.
Сведения https://www.flightglobal.com/reports/world-air-forces-directory и THE MILITARY BALANCE чаще всего выдают совершенно разное количество самолетов, стоящих на вооружении, в одно и то же время. Например, в 2022 г. сколько числится Тайгеров? 22 или 26? Количество в 26 сохранившихся машин совершенно нереально, получается, что учета потерь не было. Данные https://scramble.nl/database/military/ma#results также говорят только о 22 уцелевших машинах.
По данным http://connections-qj.org/ru/article/partizanskie-operacii-v-zapadnoy-sahare-polisario-protiv-marokko-i-mavritanii только 26-27 января 1976 г. ВВС Марокко потеряли один истребитель F-5 и четыре вертолета. Также по этим данным в ходе боев в районе Гельта-Земмур марокканцы потеряли пять своих летательных аппаратов (две единицы самолетов типа Мираж F-1, один F-5, один C-130 и один транспортник. Смотри: Jacob Mundy, “The Morocco-Polisario War for Western Sahara”). Также по этим данным в ходе боев к концу апреля 1977 г. боевики Полисарио уничтожили 18 самолетов-истребителей и вертолетов и два транспортных самолета. Также по этим данным в начале 1985 г. был сбит еще один истребитель Мираж.
Обширных работ по освещению боевых действий в Западной Сахаре имеется достаточно много, но вот статистических данных по марокканским потерям в авиации до сих пор нет, многое остается неясным или даже неточным. Есть работа
Ситуация по потерям вертолетов вообще грустная. По первым прикидкам есть данные о потере минимум двух машин типа АВ-212 (потеряны в период с 1980 г. по 1990 г.), 3 машинах типа АВ-206 (потеряны в период с 1975 г. по 1990 г.), 21 машины типа АВ-205 (потеряны в период с 1968 г. по 1990 г.), двух машин типа СН-47C (потеряны в период с 1982 г. по 1984 г.), 7 вертолетов жандармерии и ВВС типа SA-330 (потеряны в период с 1975 г. по 1999 г.).