Разработанный
в 1934 году как учебно - тренировочный
самолет Т-6 "Харвард" стал ветераном
многих послевоенных конфликтов.
Отметился он и в ходе гражданской войны
в Нигерии.
После окончания
кампании в Северной Африке большой флот
Т-6 французских ВВС оказался не у дел. И
самолеты стали стремительно
расползаться по миру. В числе прочего
несколько самолетов было куплено и
правительством мятежной нигерийской
провинции Биафра. 12 самолетов по
бросовой цене приобрел оружейный дилер Établissements
Godet и в ноябре 1967 года продал мятежникам.
В марте 1968 года самолеты были перегнаны
в Португалию и оставлены на аэродроме в Cascais.
Предполагалось их довооружить и
переправить в Африку, однако по
непонятным причинам сразу это не было
проведено и самолеты на краю поля
простояли 18 месяцев!! Вероятно биафрийцы
искали возможность купить реактивные
самолеты, либо еще что то помешало,
однако работы фирмой SEAMA
(Sociedade de Exploração de Aerodromos e Manutenção
de Aerona es SARL) начались только в июне 1969
года и к сентябрю было готово всего
четыре самолета. Положение тем временем
было тяжелое и для перегонки самолетов
тут же наняли четырех португальских
летчиков. Но до места назначения
добрались только две машины: один
самолет оставили в Абиджане, после того
как летчик передумал лететь "на войну",
а второй штурмовик разбился в в Нигерии,
а летчик попал в плен. Оставшиеся "Харварды"
вечером 31 октября 1969 года приземлились
на площадке в Ули.
Как уже упоминалось
положение биафрийской армии было
тяжелое и новую технику сразу бросили в
бой. Самым громким "делом" стал
налет 10 ноября 1969 года на
правительственную авиабазу Порт
Харкорт. После вылета летчики "Харвардов"
и "Миниконов" заявили о 1
DC-6, 1 DC-3, 3 МиГ 17 и одном Do-27 поврежденными
или уничтоженными. К сожалению,
подтвердить это из нигерийских
источников на сегодняшний день
невозможно. Доподлинно известно только
о сгоревшем МиГ-17 (NAF
615) и Ил-28.
Еще одной
примечательной акцией стала штурмовка
дороги Аба - Умуахия в конце ноября 1969
года. Для этого налета единственный Т-6
тайно перебросили на полевую площадку в
Мбавси. После сообщения о появлении
большой колонны правительственных
войск португальский наемник поднял в
воздух свой штурмовик и на сверхмалой
высоте сделал несколько заходов, нанеся
тяжелые потери противнику. Сделано это
было настолько быстро, чтобы не попасть
в прицел МиГ-17, срочно поднятого на
перехват.
Известно также о еще
нескольких удачных налетах, однако
достоверной информации очень мало. В
начале 1970 года стало ясно, что война
проиграна и наемники стали разбегаться.
Не стал исключением и один из
португальцев, с уходом которого в строю
остался только один Т-6.
Оставшиеся в
Португалии восемь "Харвардов"
позже были восстановлены и проданы
новым хозяевам.
Известные номера биафрийских Т-6G
Заводской № |
Серийный № |
Французский № |
182-457 |
51-14770 |
114770 |
182-481 |
51-14794 |
114794 |
182-487 |
51-14800 |
114800 |
182-560 |
51-14873 |
114873 |
182-646 |
51-14959 |
114959 |
182-678 |
51-14991 |
114991 |
182-733 |
51-15046 |
115046 |
182-770 |
51-15083 |
115082 |
Уголок неба. 2009
|