Несмотря на его не слишком
удачную карьеру в советских ВВС,
некоторые ВВС ближневосточных
государств выразили
заинтересованность в приобретении
самолетов более современных чем Ту-16.
О продаже новых Ту-22М не могло быть
и речи, а Ту-22 уже несколько лет
были сняты с производства. После
нескольких совещаний Минавиапром
решил переоборудовать
разведывательные Ту-22Р обратно в
Ту-22Б специально для экспортных
целей. Точное число
переоборудованных самолетов
назвать трудно, по некоторым
источникам их было более 20. В
дополнение к ним несколько Ту-22Р
и Ту-22У также были модифицированы
для экспорта. Один из первых
запросов на Ту-22 был сделан Египтом,
но этот запрос был отменен сразу
после охлаждения отношений между
СССР и Египтом. Были одобрены две
экспортные заявки: из Ливии и Ирака.
Ливийская эскадрилья первой
вступила в бой, когда в 1979 г.
правитель Уганды Иди Амин запросил
у Кадаффи военной помощи в
проигрываемой им войне с соседней
Танзанией. В ночь с 29 на 30 марта 1979 г.
пара Ту-22Б нанесла бомбовый удар по
танзанийскому городу Мванза,
вызвав там небольшие разрушения.
Более активное участие Ту-22Б
приняли в ливийской военной
кампании в Чаде в 1980 г. Эти рейды
редко выполнялись более чем парой
самолетов одновременно, что ставит
под сомнение наличие
тренированных экипажей. В марте 1980
г. в Чаде вновь разгорелась
гражданская война, в которой
полковник Муамар Кадаффи
поддерживал армию Гоукоуни Оуедди
против сил его министра Хиссене
Хабре. 9 октября 180 г. небольшое
количество Ту-22Б нанесло бомбовый
удар по позициям армии Хабре возле
Нджамены. В конце концов война была
закончена и в январе 1981 г. Кадаффи объявил о
союзе Ливии и Чада. Хабре удалось
набрать новую повстанческую армию
и гражданская война возобновилась
в начале 1982 г., временными победами
Хабре. После короткого перерыва
боевые действия вновь разгорелись
в 1983 г., опять при поддержке Ливией
режима Гоукоуни. Ту-22Б нанесли
множество бомбовых ударов по
войскам Хабре с июля по сентябрь 1983
г., включая рейды на Фад, Файя-Ларго
и Умм-Шалуба.
Международное
посредничество приостановило
войну на три года до февраля 1986 г.,
когда армия Гоукоуни при поддержке
Ливии атаковала силы Хабре за “красной
линией”. Франция решила занять в
этот раз твердую позицию и послала
войска в поддержку сил Хабре. 17
февраля 1986 г. один Ту-22Б, взлетевший
с авиабазы Себка, используя рельеф
местности скрытно вышел на
аэропорт Нджамены и сбросил три 500-кг
бомбы, одна из которых попала на
главную ВПП. Ливийская армия
приняла существенное участие в
этой кампании и Ту-22Б были
переведены на передовую базу ВВС в
Вади-Дум для поддержки армейских
операций. Бомбовые удары
наносились с октября 1986 г. по март
1987 г. Армия Хабре позже захватила
авиабазу Вади-дум и среди других
трофеев обнаружила там два
брошенных Ту-22Б. В августе 1987 г.
армия Хабре при поддержке Франции
достигла спорных территорий на
Чадско-Ливийской границе. Во время
боев возле авиабазы Аоуза 8 августа
1987 г. один Ту-22Б был сбит ракетой,
запущенной с ЗРК советского
производства “Куб”, захваченного
войсками Хабре у ливийцев. В ответ
на чадский рейд на ливийскую
авиабазу Маатен-ес-Сара 5 сентября
1987г., Кадаффи решил нанести
ответный удар по аэропорту
Нджамена. Но к тому времени
французы установили там батарею
ЗРК MIM-23 I-HAWK 402-го полка ПВО. Один Ту-22Б
был сбит, остальные сбросили бомбы
и повернули назад.
Ту-22Б продолжали наносить
удары по чадским войскам в Вади-Дум,
Фада и Файя-Ларго, до прекращения
огня 11 сентября 1987 г. Ливия была
разгромлена нерегулярными
чадскими войсками, потеряв техники
на 1,5 млрд долларов и значительное
число людей. Во время войны против
Чада, Ливия также была вовлечена в
приграничные стычки с Суданом,
поддерживавшим Чад. В результате
Кадаффи в марте 1984 г. приказал
нанести бомбовый удар Ту-22Б по
Ондурману, что вызвало гибель
гражданских лиц. В апреле 1985 г.
президент Судана Нимейри был
свергнут проливийскими силами и
ливийские Ту-22Б оказывали
поддержку войскам Судана в борьбе
против мятежников на юге страны.
Уголок неба. 2004
|