К концу августа 1967-го эскадрильи, получившие на вооружение А-7А, достигли необходимого уровня боеготовности, и ВМС США решили направить их на вьетнамский театр
военных действий.
В ноябре 1967-го эскадрилья VA-147 "Аргонавт", укомплектованная "Корсарами" 2, на борту авианосца "Рейнджер" направилась к берегам Северного Вьетнама. Первый
боевой вылет А-7А состоялся 4 декабря, (самолеты нанесли удары по переправам и узлам коммуникаций противника). В течение двух месяцев эскадрилья выполнила около 1400 боевых вылетов, потеряв при
этом лишь один самолет.
Опыт успешного боевого применения новых штурмовиков заинтересовал и ВВС США. Для его более детального изучения на авианосец "Рейнджер" командировали три
"сухопутных" летчика, которые освоили полеты с палубы корабля и в составе VA-147 провели в море почти 18 месяцев, совершив в общей сложности 65 боевых вылетов. Эскадрилья, имевшая на вооружении
12-14 самолетов, выполняла ежедневно 30-36 боевых вылетов. При этом на подготовку одного вылета затрачивалось всего 11,5 человеко-часа.
В целом А-7А, обладая весьма скромными ЛТХ (что было обусловлено, в первую очередь, низкой тяговооруженностью), зарекомендовал себя, тем не менее, как
высоконадежная и живучая машина, имеющая хорошую дальность (до 3900 км) и высокую ударную мощь (6800 кг бомб).
В январе 1968-го авианосец "Рейнджер" с А-7А на борту срочно направился в Японское море: северокорейцы захватили американский корабль-шпион "Пуэбло", начиненный
новейшей секретной разведывательной аппаратурой, и США в ультимативной форме потребовали его возвращения. СССР встал на сторону Северной Кореи и началась "игра мускулов", характерная для времен
"холодной войны".
Для "Корсара-2" это явилось серьезным испытанием, так как из района тропиков самолет попал в холодное зимнее Японское море с его снегопадами, туманами и
обледенением. Проведя два месяца у берегов КНДР и СССР (корейцы так и не вернули американцам их корабль), "Рейнжер" возвратился в Штаты, а его место в Тонкинсом заливе занял авианосец
"Америка", на борту которого базировалось уже две эскадрильи А-7А.
В июле 1968-го к берегам ДРВ прибыл авианосец "Констеллейшн", также несущий две эскадрильи "Корсаров" 2. В январе 1969-го на театр боевых действий прибыли первые
модернизированные самолеты А-7В, обладающие повышенными летными характеристиками. Эти машины применялись во Вьетнаме до 1971-го, после чего их сменили более совершенные штурмовики А-7Е.
Успешно применялись во Вьетнаме и A-7D, принятые на вооружение ВВС США. В ходе кампании 1972-го авиакрыло ВВС, укомплектованное 72 самолетами этого типа, к
декабрю совершило в общей сложности 4087 вылетов, включая 230 боевых вылетов в Северный Вьетнам. Было сброшено 220 бомб - 900 кг, 20899 - 450 кг, 3162 малокалиберных бомб в связках, 463 разовых
бомбовых кассет и выпущен 337181 20-миллиметровый пушечный снаряд.
Как правило, боевые вылеты выполнялись на высотах более 1000 м, что позволяло избегать поражения от огня стрелкового оружия и зенитных пулеметов противника.
Применение радиолокационного прицела не обеспечивало достаточной точности бомбометания, однако оптический прицел показал отличные результаты. По официальным отчетам ВВС, средняя круговая ошибка
при бомбометании с горизонтального полета с высоты порядка 1000 м составила менее 10 м.
Расстояние до целей находилось в пределах 560-770 км от аэродрома вылета. Первоначально полеты на Северный Вьетнам выполнялись без привлечения
самолетов-заправщиков. Однако в дальнейшем, при увеличении глубины нанесения ударов, были задействованы заправщики КС-135, летевшие в одном боевом порядке с "Корсарами" 2 до цели и
возвращавшиеся с ними обратно.
В 1972 году потеряли три штурмовика A-7D: в одном случае летчик снизился под облачность, пытаясь обнаружить автоколонну противника, и налетел на холм. Другой
штурмовик столкнулся с самолетом передового авианаведения. Третий А-7D потеряли в результате неполадок в топливной системе (летчику удалось катапультироваться).
Уголок неба. 2004
|