Активные боевые действия в Западном Пакистане начались вечером 3 декабря 1971 г. Двумя большими волнами пакистанские бомбардировщики нанесли массированный удар по индийским аэродромам и
наземным РЛС.
Возмездия не заставило долго ждать. Уже утром следующего дня около 70-ти индийских истребителей-бомбардировщиков "Хантер" и Су-7* звеньями по
два-четыре самолета, принялись наносить удары с воздуха по 12-ти базам пакистанских ВВС и двум наземным РЛС. Позднее эти события получили название "битва аэродромов".
Детально проработанные маршруты полетов недвусмысленно говорили о том, что индийские пилоты отлично знают территорию противника. По всей видимости тут не обошлось без участия пакистанских
офицеров, которые в массовом порядке дезертировали из Восточного Пакистана. Они-то и поделились с индийскими военными информацией о расположении, количестве и типе пакистанских РЛС. Знание ПВО
противника позволило индийским самолетам выйти к своим целям незамеченными.
Импортированные из Китая всего пять лет назад истребители F-6, составляли основу пакистанской ПВО. Вместе с истребителями американского производства F-86 "Сейбр" и F-104 "Старфайтер" им
пришлось защищать аэродромы от атак индийской авиации.
База Саргодха 1971 г.
Первая встреча F-6 с противником произошла утром 4 декабря в районе авиабазы Рисалевала [Risalewala]. Истребители пилотировали F/L Джавед Латиф [Javed Latif] и F/O Ритафф Мунир
[Riffat Munir] (sq.23, Рисалевала). Во время патрулирования была перехвачена пара индийских Су-7. В завязавшемся бою Латиф уничтожил один самолет - упал рядом с железной дорогой, в
районе г. Файсалабад [Faisalabad]. Мунир тем временем атаковал второй Су-7 и принудил его уйти на индийскую территорию.
Вечером того же дня пилотам S/L Ахсану [Ahsan] и F/L Куази Джаведу [Qazi Javed] (sq.25, Миянвали [Mianwali AB]) пришлось экстренно поднимать свои F-6 воздух, чтобы
перехватить пару "Хантеров", приближающихся к аэродрому с недвусмысленными намерениями. Истребители все еще находились на рулежной дорожке, когда первый "Хантер" стал заходить для атаки. Чтобы
не попасть под падающие бомбы Асхан был вынужден поспешно свернуть с полосы. Куази же, несмотря на свой незначительный плотский опыт и весьма неудобную позицию, сумел взлететь. В районе озера
Хабакки [Khabakki] он настиг и расстрелял из 30-мм пушек один "Хантер". Индийский пилот F/O Вадияр Хар Шанкар Чати [Vidyadhar Dhar Shankar Chati] катапультировался и был взят в
плен.
На следующий день, 5 декабря два "Хантера" атаковали наземную РЛС Сакесар [Sakesar]. ПВО в этом районе обеспечивала пара F-6 - пилоты W/C Саад Хатми [Saad Hatmi] и F/L Раза
Саид Шахид [Raza Syed Shahid] (sq.25, Миянвали). Сразу же после обнаружения противника они направились ему навстречу. Хатми позволил своему ведомому первым атаковать "Хантеры".
Бомбардировщики летели на малой высоте и стали видимыми для пакистанских пилотов только когда начали заходить для атаки. Раза открыл огонь из пушек по лидеру группы. И хотя самолеты все еще
находились вне зоны поражения, последние снаряды настигли жертву. Индийский пилот F/L Кишен Лахималь Малкани [Kishen Lakhimal Malkani] (sq.27) погиб (позднее были обнаружены останки его
самолета). В это же время второй "Хантер", за которым следовал Хатми, выполнил резкий разворот и попытался зайти в хвост пакистанского истребителя. Однако Хатми, будучи опытным пилотом, не
попался в ловушку. Оценив весьма смелое поведение противника, он занял позицию, позволявшую открыть огонь, и расстрелял бомбардировщик. Обломки упали недалеко от озера Хабакки. Индийский пилот
F/L Гурдев Синх Рай [Gurdev Singh Rai] погиб.
Индийские "Хантеры" наносят удар.
Помимо задач противовоздушной обороны F-6 пришлось заниматься и поддержкой сухопутных войск.
Начиная с 7 декабря не прекращаясь шли кровопролитные бои на так называемом выступе Шакаргарх [Shakargarh]. Индийским войскам в этом районе противостояла 7-я дивизия генерала Малика
[Malik]. Поддержку с воздуха обеспечивали истребители-бомбардировщики F-6 и F-86 "Сейбр", базирующиеся на базах Саргодха [Sargodha AB], Мурид [Murid AB], Пешавар
[Peshawar AB] и Рисалевала. Самолеты атаковали бомбами, ракетами и пушечным огнем. Несколько "Миражей" III осуществляли фоторазведку. Благодаря усилиям авиации трижды срывались попытки
индийцев наладить переправу через р. Рави [Ravi]. С 7 по 17 декабря авиация в этом районе уничтожила 56 танков, 114 автомашин и большое количество солдат.
Пакистанские "Сейбры", 1971 г.
Не обошлось и без потерь. Впрочем, стоит отдать должное пакистанским пилотам и их F-6, в большинстве случаев они становились жертвами не истребители противника, а огня зенитной артиллерии.
Так 7 декабря, когда F-6 атаковали индийские позиции, пехотинец Найк Дхан Бахадур Рай [Naik Dhan Bahadur Rai] (7/11GR) открыл ответный огонь по истребителям из своего 7.62-мм автомата.
Успех этого поступка был, конечно же, сомнителен. Велико же было его изумление, когда внезапно один F-6 загорелся и рухнул на землю. Пилот F/L Ваджид Али Хан [Wajid Ali Khan]
катапультировался, и был взят в плен. Уникальный случай уничтожения реактивного истребителя из стрелкового оружия.
В тот же день в районе г. Самба [Samba] 4 F-6 из sq.11 (Саргодха) перехватили большую группу Су-7 (не меньше 5 самолетов). Командир звена F/L Атику Суфи [Atique Sufi] пушечным
огнем уничтожил первый Су-7. Вслед за этим еще один самолет сбил F/L Мушаф Мир [Mushaf Mir]. После того, как два других F-6 (F/O Салим Аршад [Salim Arshad] и F/O Райаз Сурвар [Riaz
Sarwar]) попытались ввязаться в бой, оставшиеся Су-7 поспешили убраться восвояси.
F-6 дает залп из 30-мм пушек
8 декабря в районе авиабазы Рисалевала пара F-6 перехватила группу Су-7. W/C С.М.Н. Хашми [S.M.H.Hashmi] (sq.23, Рисалевала) при помощи УР AIM-9B "Сайдуиндер" сбил один самолет** .
К несчастью в осколки горящей машины влетел его ведомый F/L Афзал Джамаль Сиддику [Afzal Jamal Siddiqui], в результате чего пилоты обоих самолетов погибли (индийский Су-7 пилотировал F/L
Рамеш Гулаб Рао Кадам [Ramesh Gulab Rao Kadam]). 9 декабря F-6 (Саргодха) и F-86 (Мурид) обеспечивали огневую поддержку 23-й дивизии во время боя в районе г. Чамб [Chamb].
Совместными усилиями самолеты уничтожили 18 артиллерийских орудий и полевой склад боеприпасов.
12 декабря пара пакистанских F-6 перехватила в районе авиабазы Рисалевала Су-7, совершающий разведывательный полет. Индийской машиной управлял F/L С.С. Малхотра [S.S.Malhotra]
(sq.32), известный под кличкой Сумасшедший Молли [Mad Mally]. Маневренный бой никогда не являлся сильной стороной Су-7, но у Малхотры всегда оставался шанс воспользоваться преимуществом
в скорости и спастись бегством. Однако вместо этого он развернул машину на 180 град. таким образом, что противник оказался прямо перед ним, и дал очередь из 30-мм пушки. После чего включил
форсаж и поспешил уйти на индийскую территорию. Он и не подозревал, что этот выстрел станет роковым для пакистанского пилота F/L Еджаз-уд-дина [Ejaz-ud-din], о гибели которого вскоре
было сообщено.
|
Эти живучие Су-7 |
Су-7 во всех отношениях оказались весьма надежными машинами. Порой они проявляли чудеса живучести. Так во
время одного из боев в самолет, пилотируемый W/C Харчаран Синх Мангатом [Harcharan Singh Mangat] (sq.32), попал "Сайдуиндер", выпущенный пакистанским F-6. Взрыв оторвал половину руля
направления, сильно повредил хвостовое оперение, элероны и закрылки. Несмотря на все эти повреждения, Мангат успешно вернулся на базу, продемонстрировав свое мастерство и надежность Су-7.
Хвостовую секцию самолета Мангата можно увидеть в Музее ВВС Индии г. Палам [Palam]. |
14 декабря в районе г. Наинкот [Nainkot]) F/L Аамер Али Шариф [Aamer Ali Sharieff] (sq.11, Саргодха), пилотировавший свой F-6, при помощи УР AIM-9B "Сайдуиндер" уничтожил
превосходящий по характеристикам истребитель - МиГ-21. Однако индийцы не признали этой потери.
Пакистанская сторона в свою очередь не согласилась с фактом уничтожения F-6, сбитого 16 декабря индийским пилотом F/L Самар Бикрам Шахом [Samar Bikram Shah] (sq.29) на МиГ-21ФЛ.
Последний эпизод с участием F-6 относится к 17 декабря. Вечером во время выполнения операции по поддержке сухопутных войск в районе выступа Шакаргах зенитной артиллерией был сбит F-6,
управляемый F/O Раза Саид Шахидом (ранее, 4 декабря он уничтожил индийский "Хантер")*** . Тело пилот так и не нашли, и он до сих пор числится
пропавшим без вести. Трагично, что это событие произошло уже после официального прекращения огня.
К концу войны F-6 совершили 650 боевых вылетов, обеспечивая ПВО аэродромов и других объектов военного назначения, а также 184 вылетов с целью непосредственной поддержки наземных частей (см.
таблицу 1).
По пакистанским сведениям F-6 уничтожили 9 самолетов противника, при собственных потерях - 4 машины (см. таблицы 2, 3, 4). В том числе превосходящие по характеристикам Су-7
и МиГ-21. Индийская сторона говорит о 6-ти самолетах, сбитых F-6 и потери 5 пакистанских истребителей. Причем не признается факт уничтожения МиГ-21.
Индийский МиГ-21ФЛ сразу же после выполнения боевой миссии.
В заключении отстается только сказать, что после подведения итогов войны 1971 г., командование ВВС Пакистана признало F-6 наиболее эффективным типом истребителя, имеющимся на вооружении.
Обладая мощным пушечным и ракетным вооружением, они смело вступали в бой, как с дозвуковыми самолетами противника, так и с современными Су-7 и МиГ-21.
Комментарии
* - В основном Hunter F. Mk.56A, Су-7БМК.
** - По другой версии самолет был сбит 30-мм пушкой.
*** - По индийским данным самолет по ошибке сбили пакистанские зенитчики.
Приложения
Карта боевых действий в Западном Пакистане, декабрь 1971 г.
Таблица 1. Части ВВС Пакистана, оснещанные истребителями F-6, в войне 1971 г.
No. |
Место дислокации |
Число боевых вылетов |
Sq.11 |
Sargodha AB |
333 |
Sq.23 |
Risalewala AB |
209 |
Sq.25 |
Mianwali AB, Sargodha AB |
290 |
Таблица 2. Победы F-6 в войне 1971 г.
(в скобках - число потерь с учетом непризнанных Индией)
Тип самолета |
Число уничтоженных |
Су-7 |
3(4) |
Hunter |
3(4) |
МиГ-21 |
0(1) |
Итого |
6(9) |
Таблица 3. Потери F-6 в войне 1971 г.
(в скобках - число потерь с учетом непризнанных Пакистаном)
От огня с земли |
В воздушных боях |
Итого |
3* |
1(2) |
4(5) |
Таблица 4. Боевое применение F-6 в Индо-пакистанской конфликте 1971 г.
Дата |
Место боя |
Победитель |
Пилот |
Оружие |
Жертва |
Пилот |
Итог |
04.12.71
утро |
Faisalabad |
|
F-6 |
F/L Javed Latif
(sq.23 Risalewala AB) |
AIM-9B |
|
Су-7
(B-849) |
F/L Har Vinder Singh
(sq.222) |
KIA |
04.12.71
вечер |
оз.Khabakki |
|
F-6 |
F/L Ahmed Qazi Javed
(sq.25 Mianwali AB) |
30-мм
пушка |
|
Hunter F.Mk.56A
(A-479) |
F/O Vidyadhar Dhar Shankar Chati
(sq.27) |
PW |
05.12.71
(12:35) |
Sakesar |
|
F-6 |
F/O Raza Syed Shahid
(sq.25 Mianwali AB) |
30-мм
пушка |
|
Hunter F.Mk.F56A
(A-488) |
F/L Kishen Lakhimal Malkani
(sq.27) |
KIA |
05.12.71
(12:35) |
Sakesar |
|
F-6 |
W/C Hatmi Syed Sa'ad Akhtar
(sq.25 Mianwali AB) |
30-мм
пушка |
|
Hunter F.Mk.F56A
(A-482) |
F/L Gurdev Singh Rai
(sq.27) |
KIA |
07.12.71 |
Samba |
|
F-6 |
F/L Atique Sufi
(sq.11 Sargodha AB) |
30-мм
пушка |
|
Су-7
(B-902) |
F/L Jiwa Singh
(sq.26) |
KIA |
07.12.71 |
Samba |
|
F-6 |
F/L Mushaf Mir
(sq.11 Sargodha AB) |
30-мм
пушка |
|
Су-7 |
? |
KIA |
07.12.71 |
Pul Bajaun |
|
LMG |
Naik Dhan Bahadur Rai
(7/11GR) |
7.62-мм автомат |
|
F-6
(4110) |
F/L Wajid Ali Khan
(sq.11) |
PW |
08.12.71 |
Risalewala AB |
|
F-6 |
W/C S.M.H.Hashmi
(sq.23 Risalewala AB) |
AIM-9B |
|
Су-7 |
F/L Ramesh Gulab Rao Kadam
(TACDE) |
KIA |
08.12.71 |
Risalewala AB |
- |
- |
- |
- |
|
F-6
(1508) |
F/L Afzal Jamal Siddiqui
(sq.23 Risalewala AB) |
KIA |
12.12.71 |
Risalewala AB |
|
Су-7 |
F/L S.S.Malhotra
(sq.32) |
30-мм
пушка |
|
F-6
(1703) |
F/L Ejaz-ud-Din
(sq.23 Risalewala AB) |
KIA |
14.12.71 |
Nainkot |
|
F-6 |
F/L Aamer Ali Sharieff
(sq.11 Sargodha AB) |
AIM-9B |
|
МиГ-21 |
? |
SD |
16.12.71 |
Выступ Shakargarh |
|
МиГ-21ФЛ |
F/L Samar Bikram Shah
(sq.29) |
23-мм
пушка |
|
F-6 |
? |
KIA |
17.12.71 |
Выступ Shakargarh |
|
AAA |
- |
? |
|
F-6 |
F/O Raza Syed Shahid
(sq.25 AB Mianwali) |
MIA |
Комментарии:
1 - Победа не признана проигравшей стороной.
2 - По другой версии - 30 мм пушкой.
3 - Tactics and AirCombat Development Establishment.
4 - Попал в осколки Су-7, уничтоженного W/C S.M.H.Hashmi.
5 - По индийской версии - сбит по ошибке пакистанскими зенитчиками.
Сокращения
F/L - лейтенант [Flight Lieutenant]
F/O - офицер-летчик [Flying Officer]
W/C - командир эскадрильи [Wing Commander]
S/L - командир дивизиона [Squadron Leader]
KIA - погиб в бою [Killed in Action]
SD - сбит [Shot Down]
PW - взят в плен [Prisoner of War]
AB - база ВВС [Air Force Base]
Sq. - дивизион [Squadron]
AAA - зенитная артиллерия [Anti Aircraft Artillery]
LMG - автомат [Light Machine Gun]
Источники
1. http://www.pakaviation.com
2. http://www.bharat-rakshak.com
3. http://www.pakdef.info
4. http://www.defencejournal.com
5. http://www.piads.com.pk
6. http://www.pafcombat.com
7. http://jaganpvs.tripod.com
8. http://www.geocities.com/paf_puma/
9. "Авиация и Время", 1995 No.5 (13). "Не признанный в своем отечестве" А.В. Федорченко, А.В. Котлобовский, А.В. Хаустов.
10. http://www.acig.org
©2003 г. Григорий Иванов
Уголок неба. 2004
|