С середины 60-х годов самолеты J-6 стали основным средством защиты воздушных границ Китая. Однако встречались сообщения, что еще в 1962-1964 гг. китайские самолеты каким-то образом ухитрились сбить четыре высотных разведчика U-2. Поскольку из всех истребителей, состоявших в то время на вооружении НОАК, только
МиГ-19С (или лицензионный J-6) мог (по крайней мере теоретически) "достать" U-2, то победы приписываются обычно именно этому типу самолета. Однако фотографии поверженных U-2, выставленные в китайском Народно-революционном военном музее, свидетельствуют о том, что речь может идти скорее не о сбитых, а о
совершивших по каким-то причинам вынужденные посадки самолетах (на них незаметно боевых повреждений).
Значительное участие истребители J-6 принимали в столкновениях с авиацией Тайваня. Первой их жертвой в 1964 г стал тайваньский разведчик RF-101, а второй самолет этого типа был сбит в следующем году. Но бои не всегда заканчивались удачно. Так, в 1965 г группа J-6 атаковала над морем транспортный С-130 ВВС США.
Экипаж "Геркулеса" запросил помощь, и подоспевшие F-4В авиации 7-го флота США вынудили китайских пилотов уйти в сторону берега. Довольно крупный воздушный бой (последний между китайскими и тайваньскими самолетами) произошел в 1967 г в районе островов Цзиньминь-дао и Мацзу. 12 истребителей J-6 попытались
атаковать четверку тайваньских F-104C, летевших над районом прибрежной зоны. Пилоты "Старфайтеров" сбили два самолета ракетами "воздух-воздух" и без потерь ушли, воспользовавшись преимуществом в скорости.
С началом американской агрессии во Вьетнаме, напряженность на юго-восточных рубежах Китая не только не ослабла, но и возросла. Так, 21 августа 1965 г. четыре "Интрудера" ВМС США выходя из атаки северовьетнамского объекта, находившегося в 7 км от китайской границы зашли случайно в сопредельное воздушное пространство. Китайцы были начеку, и вскоре появились J-6, которые сбили два штурмовика А-6. Экипажу ведущего самолета удалось покинуть самолет, но в живых остался только один летчик, который попал в плен. Всего же в 1964-1971 гг. китайские истребители уничтожили 21 тайваньский и американский самолет, включая по два А-6 "Интрудера" и RF-101 "Вуду", по одному F-104C "Старфайтеру" (был сбит в 1965 г.) и А-3 "Скайуориору", а также беспилотные разведчики "Райян" BQM-34A. Из этого количества на долю J-6 приходится 15 побед (в том числе семь - над морем).
В период ухудшения обстановки на советско-китайской границе самолеты типа J-6 неоднократно залетали на 1-1,5 км в глубь территории СССР. В январе 1974 г. они прикрывали с воздуха высадку китайского десанта на Парасельские острова.
С J-6 также связаны шесть случаев перелета китайских летчиков в другие страны: пять на Тайвань и в Южную Корею, и один - в СССР. 25 августа 1990 г китайский истребитель перелетел советскую границу и совершил посадку на аэродроме Кневичи. 30 августа и машина, и летчик, старший лейтенант Ван Боюй, были переданы
китайской стороне.
Вообще угон самолетов был делом небезопасным. Например, 27 мая 1983 г над Тайваньским проливом китайскими пилотами был сбит J-6, летчик которого пытался дезертировать. Но даже после успешного бегства пилотам не всегда удавалось надежно укрыться от преследований спецслужб КНР. 10 января 1966 г., пользуясь
данными агентурной разведки, группа J-6 сбила над морем гоминьдановский "Альбатрос", на борту которого погибло 11 человек, в том числе три бывших китайских дезертира, летевших на международный симпозиум.
В марте 1979 г истребители J-6 эпизодически применялись в ходе интервенции армии КНР в северные провинции Вьетнама. Столкнувшись с отлично оснащенной ПВО, китайцы потеряли, как минимум, один самолет этого типа, а всего по различным данным в той операции они не досчитались шести истребителей J-6. Урок впрок не пошел, и даже после прекращения интервенции китайские J-6 неоднократно вторгались в воздушное пространство Вьетнама, хотя в последнее время эти акции прекращены.
Уголок неба. 2004
|