Летом 2000 года при посредничестве украинского "Укрспецэкспорта"
правительствам Шри-Ланки и Украины удалось договориться о поставках 6
МиГ-27М с баз хранения Львовского АРЗ. МиГи прошли необходимый ремонт и
переоборудование, после чего были отправлены заказчику, который, ввиду
истощающей войны с повстанческой организацией "Тигры освобождения Тамил Илама", остро нуждался в ударных самолетах. Прибывшие самолеты эксплуатировались в 5-й
эскадрилье ВВС Шри-Ланки прежде всего украинцами, а также работающими по
найму летчиками (летавшими ранее в ВВС ЮАР и стран Европы), которые
после первых же боевых вылетов МиГ-27М высказали очень высокие оценки
самолету, отмечая некоторые преимущества МиГов на фоне более современных
машин, таких как SEPECAT Jaguar и Panavia Tornado.
В течение 5 месяцев боев МиГ-27М сбросили
более 700 тонн боеприпасов, в значительной мере подорвав боевой
потенциал "Тигров". В дальнейшем МиГи использовались не менее активно,
хотя, ввиду превосходства в навигационном оборудовании, их все чаще
стали применять для выведения на цель других боевых самолетов, таких как
израильский IAI Kfir.
Первый самолет был потерян 18 августа 2000
года во время показательного вылета на параде в День Независимости.
Погиб украинский летчик. Из воспоминаний: "...в Шри-Ланке погиб
Валера Горкуненко. Опять-таки на "показухе", отдавая дань Дню ВВС,
ребята выполняли пилотаж на МИГ-27. Валера то ли с воздушным змеем
столкнулся, то ли с чем-то в этом роде. Двигатель отказал на малой
высоте, и с глухим двигателем летчик уводил самолет от людей в океан. Не
хватило 30—50 метров: МИГ задел какую-то хибару. Никто из жителей не
погиб. Он бы мог прыгнуть, но тогда бы пострадали люди…" Ночью 24 июля 2001 г. "Тигры освобождения
Тамил Илама" предприняли диверсионную вылазку на столичную авиабазу,
повредив и уничтожив 10 самолетов, в том числе 2 МиГ-27М и единственный
имеющийся в наличии учебно-боевой самолет (спарка) МиГ-23УБ.
Еще один самолет упал в море около
столичного аэропорта в июне 2004 г.
В 2006г. был заключен контракт с Украиной на
ремонт имеющихся в наличии МиГ-27 и на поставку дополнительной партии из
4 аналогичных самолетов.
Уголок неба. 2011
|