Уголок неба ¦ Потери вертолетов BO.105 в ВС Индонезии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов BO.105 в ВС Индонезии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 15 февраля 2023 г.

Вопросы по индонезийским военным BO105 появились давно, но из-за недостаточных и постоянно меняющихся объемов информации просто не было возможности навести хоть какой-то порядок. Время шло, также медленно происходили изменения с данными по этим машинам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из информации по ним на сегодня.

 

Таблица 1.     

Данные о потерях вертолетов типа BO105.

б/н дата потери

примечания
NV-401   c/n S8-225/N019 из состава SkU400 флота, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html дата потери неизвестна. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/152897 вертолет был списан в 1990 г., или все-таки в 199-е гг.?
NV-402   c/n S8-236/N020 из состава SkU400 флота, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html дата потери неизвестна. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/152924 вертолет был списан в 1990 г., или все-таки в 199-е гг.?
NV-406 21 августа 2000 c/n S8-223/N017 из состава SkU400 флота, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results, https://aviation-safety.net/wikibase/150336 и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html
Р-1103 27 ноября 2022 Экс-б/н Р-40хх из состава полиции/Polici Udara. Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results, https://aviation-safety.net/wikibase/301808
Р-4004 26 декабря 2004 c/n S8-373/N045 из состава полиции/Polici Udara. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/150612 был практически уничтожен цунами в Меубалохе. Есть фото этой машины в 2021 г. в музее в Лембанге https://www.jetphotos.com/registration/P-4004 уже после реставрационных и покрасочных работ этой машины в качестве экспоната. Это потеря.
Р-4005 26 декабря 2004 c/n S8-376/N048 из состава полиции/Polici Udara. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/150613 и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s361_s390.html уничтожен цунами в Меубалохе.
Р-4016 8 октября 1997 c/n S8-704/N106 из состава полиции/Polici Udara. Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results, https://aviation-safety.net/wikibase/142175
HS-7052   c/n S8-215/N009 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html дата потери неизвестна. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/150312 вертолет был списан в 1990 г., или все-таки в 199-е гг.?
HS-7056   c/n S8-224/N018 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html дата потери неизвестна.
HS-7058 21 апреля 2004 c/n S8-304/N028 из состава армейской авиации/TNI-AD, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results, https://aviation-safety.net/wikibase/150451 и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s301_s330.html
HS-7062   c/n S8-308/N032 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и http://www.mbb-bo105.de/bo105_s301_s330.html дата потери неизвестна. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/150312 вертолет был списан в 1990 г., или все-таки в 199-е гг.?
HS-7109 19 декабря 1992 c/n S8-668/N100 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results дата потери неизвестна, но последний раз наблюдался в июне 1996 г. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/152926 вертолет разбился 19 декабря 1992 г., при этом обошлось без погибших.
HS-7112 8 июня 2009 c/n S8-702/N104 из состава SKUAD11 армейской авиации/TNI-AD, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://aviation-safety.net/wikibase/65438
НН-1508 12 февраля 1988 c/n S8-377/N049 из состава TNI-AU/ВВС, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://aviation-safety.net/wikibase/70096
HR-1520 18 ноября 2009 c/n S8-655/N087 из состава BASARNAS (служба поиска и спасения), потерян по данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://aviation-safety.net/wikibase/152923
  в 1977 По данным https://tni-au.mil.id/skadron-udara-7/ в Ириан Джае во время захвата группы заложников бандитами был сожжен армейский вертолет типа ВО105, при этом оба пилота были убиты.
  25 декабря 1980 Вертолет армейской авиации типа NBO105CB потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/302119
  15 декабря 1994 Вертолет армейской авиации типа NBO105CB-4 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/222361 потерпел катастрофу в районе аэропорта Пуджунган на о. Восточный Калимантан, при этом погибло 8 человек из 9. По данным https://scramble.nl/database/accident#results этот вертолет был потерян 19 декабря 1994 г., но это вероятно просто ошибка, т.к. первое сообщение о катастрофе появилось в газете The Straits Times еще 18 декабря 1994 г.

Единственное, что смущает в этой ситуации, так это количество людей на борту, как там разместилось 9 человек. Может быть, это действительно был вертолет типа Белл, как и сообщалось сначала. Ну и модификация машины типа СВ-4 тоже вызывает вопросы. Именно такой же вертолет разбился 19 декабря 1992 г. Почти совпадение по датам, только года разные. Ошибка с определением типа машины, может это был NBO105CB? Одна и та же авария? До выяснения всех деталей в утратах пока числятся обе машины, потерянные 19 декабря 1992 г. и 15 декабря 1994 г.

  11 августа 1999 Вертолет армейской авиации типа NBO105CB с б/н HS-70хх потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153200 и https://scramble.nl/database/accident#results. Это могла быть машина с б/н HS-7052, HS-7056 или HS-7062.
  18 января 2000 Вертолет армейской авиации типа NBO105CB с б/н HS-70хх потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/150458 и https://scramble.nl/database/accident#results. Это могла быть машина с б/н HS-7056 или HS-7062.

 

 

 

Что можно сказать про потери на сегодня? Еще год назад, в 2022 году, количество ушатанных военных и полицейских машин типа NBO105 в Индонезии оценивалось в 17 единиц. И сегодня, и год назад, и десять лет назад было ясно, что это только часть потерь, но не 100%. В это количество ошибочно входил полицейский Белл-206, потерянный 3 ноября 1984 г., первоначально зачисленный составителями из https://aviation-safety.net в потери именно машин типа ВО105. Сюда же входили две армейские машины с б/н HS-7052 и HS-7062, по какой-то прихоти составителей ресурса https://aviation-safety.net они числились в потерях именно 1990 года.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html, http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html и https://scramble.nl/database/military/id#results в ВМС Индонезии/TNI-AL первые шесть вертолетов типа NВО105 с б/н HV-401 по б/н HV-406 были поставлены в 1977 г. В 1978 г. эти машины получили новые бортовые номера серии NV-4хх. По данным https://www.helis.com/database/org/Indonesian-Navy/ эти машины для SKU400 флота были поставлены в 1985 г. По данным http://defenseph.net/drp/index.php?topic=4097.0 и https://garudamiliter.blogspot.com/2018/07/indonesia-withdraws-bo-105-helos-from.html# первый из шести вертолетов ВМС типа NВО105 был поставлен в 1980 г. Впоследствии в ВМС Индонезии было поставлено еще семь машин с б/н NV-407,408,409,410,411,412,414. В настоящее время все эти вертолеты получили бортовые номера серии НЕ-41хх.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html, http://www.mbb-bo105.de и https://scramble.nl/database/military/id#results начиная с 1976 г. в армию/TNI-AD было поставлено 22 вертолета, 16 машин с б/н HS-7050 по б/н HS-7065 и 6 машин с б/н HS-7107 по б/н HS-7112.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html, https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php и https://scramble.nl/database/military/id#results начиная с 1981 г. в полицию/Polici Udara был поставлен 21 вертолет с б/н Р-4001 по б/н Р-4021. В настоящее время эти вертолеты получили бортовые номера серии Р-11хх.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html начиная с 1976 г. в ВВС/TNI-AU было поставлено 19 вертолетов. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php в ВВС/TNI-AU было поставлено 14 вертолетов, в т.ч. 12 машин с б/н HН-1501 по б/н HН-1512 и еще две машины с б/н HН-1517 и HН-1518.

По данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php в BASARNAS (национальное агентство/ служба поиска и спасения) было поставлено 10 вертолетов, в т.ч. 7 новых машин с б/н HR-1519,1520,1521,1522,1523,1524,1525. Еще три машины с б/н НН-1504,HR-1517 и HR-1518 были переданы из ВВС (ранее они имели б/н НН-1504,1517,1518).

По данным http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft29875.htm всего компанией IPTN в течение 1976-2011 гг. было произведено 123 вертолета типа NBO105. По данным http://www.airwar.ru/enc/uh/bo105.html было произведено 155 вертолетов типа NBO105. По данным https://defence.pk/pdf/threads/indonesia-aerospace-forum.328315/ было произведено 122 вертолета. По данным https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php имеются сведения на 121 произведенный вертолет с известными серийными номерами с c/n N1 по c/n N121, причем у семи вертолетов с c/n N85,91,92,93,94,95,96 бортовой номер пока неизвестен. Да, у нескольких военных машин, например, у вертолета ВВС с б/н НН-1511, серийный номер неизвестен. Также неизвестен серийные номера у флотских машин с б/н NV-409,411,412,414.

Т.о., исходя из сегодняшних данных, можно сказать, что ВВС Индонезии и BASARNAS (национальное агентство/служба поиска и спасения) изначально получили 21 вертолет типа NBO105, флот получил 13 машин, в армейскую авиацию попало 22 вертолета и 21 машина ушла в полицию. Суммарно получается 77 вертолетов. Что по потерям? Флот потерял три машины, ВВС и BASARNAS потеряли по одной машине, полиция лишилась четырех вертолетов, а вот с армейскими потерями не все так просто. Минимально потери в армейской авиации составляют шесть машин с известными бортовыми номерами и два вертолета с неизвестными бортовыми номерами, которые были потеряны в 1977 г. и 25 декабря 1980 г. Т.о. на февраль 2023 г. минимальные суммарные потери в ВС Индонезии составили 17 вертолетов этого типа. В реальности потери немного выше. В будущем возможна корректировка именно в сторону увеличения потерь.

 

Таблица 2.    

Дополнительные данные о вертолетах типа BO105.

б/н примечания
HS-7053 c/n S8-216/N010 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html нет сведений с 1977 г.
HS-7054 c/n S8-217/N011 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html нет сведений с 1977 г.
HS-7055 c/n S8-221/N015 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s211_s240.html нет сведений с 1977 г.
HS-7060 c/n S8-306/N030 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s301_s330.html нет сведений с 1978 г.
HS-7061 c/n S8-307/N031 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s301_s330.html нет сведений с 1978 г.
HS-7065 c/n S8-311/N035 из состава армейской авиации/TNI-AD, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины с июня 1986 г. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s301_s330.html нет сведений с 1978 г.
HR-1523 c/n S8-658/N090 из состава BASARNAS, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results на январь 2023 г. нет информации о состоянии машины с июня 1986 г.

По данным https://scramble.nl/database/military/id#results в армейскую авиацию было поставлено шесть машин типа NBO105CB-4 с б/н HS-7107,7108,7109,7110,7111,7112. По этим же данным были потеряны две таких машины с б/н HS-7109 и HS-7112, причем точная дата потери вертолета с б/н HS-7109 неизвестна. По этим же данным вертолеты именно этого типа были потеряны 19 декабря 1992 г. и 8 июня 2009 г.




Уголок неба. 2023



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100