Вопросы по индонезийским военным BO105 появились давно, но из-за недостаточных и постоянно меняющихся объемов информации просто не было возможности навести хоть какой-то порядок. Время шло, также медленно происходили изменения с данными по этим машинам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из информации по ним на сегодня.
По данным https://tni-au.mil.id/skadron-udara-7/ в Ириан Джае во время захвата группы заложников бандитами был сожжен армейский вертолет типа ВО105, при этом оба пилота были убиты.
Вертолет армейской авиации типа NBO105CB-4 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/222361 потерпел катастрофу в районе аэропорта Пуджунган на о. Восточный Калимантан, при этом погибло 8 человек из 9. По данным https://scramble.nl/database/accident#results этот вертолет был потерян 19 декабря 1994 г., но это вероятно просто ошибка, т.к. первое сообщение о катастрофе появилось в газете The Straits Times еще 18 декабря 1994 г.
Единственное, что смущает в этой ситуации, так это количество людей на борту, как там разместилось 9 человек. Может быть, это действительно был вертолет типа Белл, как и сообщалось сначала. Ну и модификация машины типа СВ-4 тоже вызывает вопросы. Именно такой же вертолет разбился 19 декабря 1992 г. Почти совпадение по датам, только года разные. Ошибка с определением типа машины, может это был NBO105CB? Одна и та же авария? До выяснения всех деталей в утратах пока числятся обе машины, потерянные 19 декабря 1992 г. и 15 декабря 1994 г.
Что можно сказать про потери на сегодня? Еще год назад, в 2022 году, количество ушатанных военных и полицейских машин типа NBO105 в Индонезии оценивалось в 17 единиц. И сегодня, и год назад, и десять лет назад было ясно, что это только часть потерь, но не 100%. В это количество ошибочно входил полицейский Белл-206, потерянный 3 ноября 1984 г., первоначально зачисленный составителями из https://aviation-safety.net в потери именно машин типа ВО105. Сюда же входили две армейские машины с б/н HS-7052 и HS-7062, по какой-то прихоти составителей ресурса https://aviation-safety.net они числились в потерях именно 1990 года.
По данным https://scramble.nl/database/military/id#results и https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php в BASARNAS (национальное агентство/ служба поиска и спасения) было поставлено 10 вертолетов, в т.ч. 7 новых машин с б/н HR-1519,1520,1521,1522,1523,1524,1525. Еще три машины с б/н НН-1504,HR-1517 и HR-1518 были переданы из ВВС (ранее они имели б/н НН-1504,1517,1518).
По данным http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft29875.htm всего компанией IPTN в течение 1976-2011 гг. было произведено 123 вертолета типа NBO105. По данным http://www.airwar.ru/enc/uh/bo105.html было произведено 155 вертолетов типа NBO105. По данным https://defence.pk/pdf/threads/indonesia-aerospace-forum.328315/ было произведено 122 вертолета. По данным https://www.rotorspot.nl/historic/pk.php имеются сведения на 121 произведенный вертолет с известными серийными номерами с c/n N1 по c/n N121, причем у семи вертолетов с c/n N85,91,92,93,94,95,96 бортовой номер пока неизвестен. Да, у нескольких военных машин, например, у вертолета ВВС с б/н НН-1511, серийный номер неизвестен. Также неизвестен серийные номера у флотских машин с б/н NV-409,411,412,414.
Т.о., исходя из сегодняшних данных, можно сказать, что ВВС Индонезии и BASARNAS (национальное агентство/служба поиска и спасения) изначально получили 21 вертолет типа NBO105, флот получил 13 машин, в армейскую авиацию попало 22 вертолета и 21 машина ушла в полицию. Суммарно получается 77 вертолетов. Что по потерям? Флот потерял три машины, ВВС и BASARNAS потеряли по одной машине, полиция лишилась четырех вертолетов, а вот с армейскими потерями не все так просто. Минимально потери в армейской авиации составляют шесть машин с известными бортовыми номерами и два вертолета с неизвестными бортовыми номерами, которые были потеряны в 1977 г. и 25 декабря 1980 г. Т.о. на февраль 2023 г. минимальные суммарные потери в ВС Индонезии составили 17 вертолетов этого типа. В реальности потери немного выше. В будущем возможна корректировка именно в сторону увеличения потерь.
По данным https://scramble.nl/database/military/id#results в армейскую авиацию было поставлено шесть машин типа NBO105CB-4 с б/н HS-7107,7108,7109,7110,7111,7112. По этим же данным были потеряны две таких машины с б/н HS-7109 и HS-7112, причем точная дата потери вертолета с б/н HS-7109 неизвестна. По этим же данным вертолеты именно этого типа были потеряны 19 декабря 1992 г. и 8 июня 2009 г.