По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149409 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу на взлете. Погиб один человек из шести на борту. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
14 июня 1965
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149411 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх и c/n 11хх аварийно приземлился в районе Куала-Лумпура. Потерей не считается, отправлен в ремонт.
8 ноября 1967
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149358 вертолет типа SE3160 с б/н FM1081 и c/n 1190 потерпел катастрофу на взлете в Куала-Лумпуре. Погибло девять человек на борту.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149358 вертолет типа SE3160 с б/н FM1078 и c/n 1168 аварийно приземлился в джунглях. Был вывезен для ремонта вертолетом S-61 Нури. Потерей пока не считается до выяснения всех деталей, хотя по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa316.php эта машина списана. После этой аварии? Или другой? Будем считать, что списан был после другой аварии.
8 февраля 1977
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149329 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу в районе Перака. Погибло три человека на борту. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
12 марта 1977
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149409 вертолет типа SE3160 разбился при подлете на посадку в районе Kampung Weng. Погиб один человек из двух на борту. Бортовой номер был FM10хх.
25 мая 1977
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149412 вертолет типа SE3160 разбился после столкновения с проводами ЛЭП в районе Куала-Лумпура. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
10 июня 1977
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/222199 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх аварийно приземлился в районе Сибу в Сараваке. Потерей не считается, отправлен в ремонт.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149423 вертолет типа SE3160 упал в реку во время тренировочного полета в районе Кучинга в Сараваке. Бортовой номер был FM13хх, c/n 13хх.
4 мая 1993
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149429 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу во время тренировочного полета в районе АВБ Баттерворт. Бортовой номер был M20-хх. По этим данным кандидатом может быть б/н М20-12. Экипаж из двух человек погиб.
28 марта 1996
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/154638 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу во время тренировочного полета в Кедахе. Бортовой номер был M20-хх. Пилот-курсант погиб.
Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1963 г. по 2009 г. ВС Малайзии потеряли в авариях минимум 13 вертолетов типа SE3160/SА316, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери.
Сколько машин было поставлено? По данным http://www.airvectors.net/avgazel.html было получено 26 вертолетов типа Алуэтт-3. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results имеются сведения на 37 вертолетов с известными c/n 1125,1126,1127,1140,1141,1150,1168,1169,1189,1190,1191, 1193,1234,1255,1257,1303,1304,1305,1323,1325,1329,1330,1339,1565,1584,1588,1591,1592, 1753,1853,2128,2129,2130,2141,2142,2148,2149.
Т.о. сегодня можно сказать, что всего ВВС Малайзии получили минимум 44 Алуэтта с известными серийными номерами. Первые поставленные вертолеты имели бортовые номера с б/н FM1072 по б/н FM1098, но это только известные б/н. При следующей перерегистрации и с учетом поставок новой партии машин малайзийские Алуэтты получили новые бортовые номера с б/н FM1301 по б/н FM1335. К следующей перерегистрации в строю осталось 29 машин, они получили бортовые номера с б/н M20-01 по б/н M20-29. Т.е. суммарные потери могут достигать и все 19 вертолетов, из них 15 машин с б/н серий FM10хх и FM13хх, а также 4 машины с б/н серии M20-хх.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149845 со ссылкой на газету New Straits Times 16 April 1996, p4 при посадке на АВБ Баттерворт управление самолетом вышло из-под контроля, пилот катапультировался. Самолет же остановился всего в 20 м от ВПП. Потерей не считается, повреждения были самыми минимальными. По данным же https://air-britain.com/pdfs/production-lists/AerMacchi.pdf в этот день был списан именно б/н М34-09.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149855 со ссылкой только на http://www.ejection-history.org.uk:80/Country-By-Country/Malaysia.htm что-то произошло, но не очень серьезное, какая-то мелкая авария. О потере самолета даже думать неохота, так себе информация. Тем более, если учесть, что поставки этих машин начались только в 1983 г., встает вопрос о достоверности самой аварии. Вероятнее всего, 4 июня 1981 г. ничего серьезного и не произошло. А может быть и так, что это был итальянский МВ339 и выполнял он показательные полеты.
5 октября 1984
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149843 со ссылкой на газету The Straits Times 6 October 1984, p9 самолет на взлете попал в турбулентный поток. Пилоты вынуждены были катапультироваться на высоте до 20 м. По этим данным самолет был списан.
По абсолютно всем сведениям ВВС Малайзии с 1983 г. получили 13 самолетов типа МВ339АМ. Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли только пять машин типа МВ339АМ без учета потери еще одной машины, которая могла быть списана после аварии 4 октября 1984 г.
А теперь самое интересный вопрос на сегодня. Какой конкретно самолет был списан после аварии 4 октября 1984 г.? Падение произошло с высоты в несколько десятков метров. Очевидно, что корпус был неслабо так поврежден, да и начинка внутри после такого удара тоже пострадала сильно. Ремонт в такой ситуации смысла не имел. Вот и получается, что кандидат на эту аварию остается только самолет с б/н М34-11. Также по данным https://scramble.nl/database/military/ph#results, по состоянию на 2007 г. эта машина уже давно имела индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования) и приписку, что самолет был списан 14 декабря 1995 г. (но дата взята тут же под вопросом). Так может быть, что только дата списания перепутана, вместо 14 декабря 1995 г. надо поставить 4 октября 1984 г. Ошибаются ли составители https://scramble.nl или http://aviation-safety.net? Естественно. А вот малайские товарищи реально не правы. Спустя почти 27 лет опубликовать информацию о том, что в аварию 14 декабря 1995 г. попал самолет с б/н М34-09 и практически не пострадал, это что-то из области садизма в области подачи информации. Ведь сведения по этой аварии были опубликованы в местной прессе еще весной 1996 г., а люди только сейчас стали разгребать эти завалы.
Немного косвенных сведений по количеству самолетов, находящихся на вооружении по данным The Military Balance по годам (данные эти идут с опозданием, например, сведения о состоянии ВВС какой-либо страны будут опубликованы только на следующий год).
По данным МilВ 1985 г. в составе ВВС числилось 12 машин из 13 поставленных.
С 1987 г. по 1995 г. числилось уже 11 машин, с учетом потерь в 1984 и 1985 гг.
По данным МilВ c 1996 г. по 2000 г. в составе ВВС числилось 9 машин.
По данным МilВ в 2005 г. в составе ВВС числилось 8 машин.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/273572 этот Хок-108 был списан после аварийной посадки. При посадке на АВБ Куантан не вышло переднее шасси, инструктор катапультировался, но курсант смог посадить самолет. Машина была повреждена, но впоследствии ее отремонтировали. Потерей не считается. Есть фото https://www.jetphotos.com/photo/6254843 после ремонта в 2008 г.
По абсолютно всем сведениям ВВС Малайзии с 1994 г. получили 10 самолетов типа Хок-108 с б/н М40-01 по б/н М40-10 и 18 машин типа Хок-208 с б/н М40-21 по б/н М40-38. По состоянию на 15 февраля 2023 г. потери составили 11 самолетов. Проблем с подсчетом потерь самолетов данного типа в принципе не было, если не считать сообщения о списании машины с б/н М40-09 после аварии 23 июня 2006 г., но ее все-таки отремонтировали.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221967 самолет с б/н FM2203 сразу после взлета из-за технических проблем совершил аварийную посадку на АВБ Баттерворт. Тайгер получил повреждения и был списан. Это потеря.
Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли семь машин типа F-5E/F Тайгер.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5 в авариях было потеряно 5 самолетов типа F-5E и один типа F-5F, без учета потери машины с б/н М29-01. По этим же данным в ВВС Малайзии было поставлено 16 машин типа F-5E с б/н М29-01,02,03,04,05,06,07,08,09,10,11,12,13,14,21,22. Также было поставлено два самолета типа RF-5E с б/н М29-19,20. Также было поставлено пять машин типа F-5F с б/н М29-15,16,17,18,23. По какой-то причине здесь не указано про поставку самолета типа F-5E с б/н FM2213 и экс-б/н ВВС США 74-1455. По данным http://www.joebaugher.com/usaf_fighters/f5_37.html было поставлено 17 машин типа F-5E, два самолета типа RF-5E и четыре машины типа F-5F. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results есть полные и точные сведения на 17 машин типа F-5E, два самолета типа RF-5E и четыре машины типа F-5F. По этим же данным у самолета типа F-5F с б/н М29-23 не указан ни серийный номер, ни экс-регистрационный номер ВВС США.
Что касается сведений по аварии 4 марта 1982 г. на АВБ Баттерворт, то по данным https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/14206-f-5-effective-aggressor?page=1 и http://aviation-safety.net/wikibase/221967 самолет типа F-5E с б/н FM2203 был списан после аварийной посадки на ВПП. Непосредственно во время самой посадки загорелось колесо шасси, самолет съехал в ирригационный канал рядом с ВПП, при этом вся нижняя часть фюзеляжа оказалась в воде. Хорошо, что перед посадкой пилот успел сбросить авиабомбы. Ремонтировать машину не стали, этот Тайгер получил новый регистрационный номер М29-01 и в виде инструкционного корпуса был передан в научной университет г. Nibong Tebal в качестве учебного пособия или экспоната.
Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли семь машин типа Тайгер.
Что можно сказать по самому факту нахождения в составе ВВС Малайзии самолета F-5F с б/н М29-23. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results эта машина последний раз наблюдалась в октябре 2003 г., а после этого как отрезало, абсолютно ничего. А вот данная ситуация по состоянию дел на сегодня просто неприемлема. Может быть, действительно и не было такого Тайгера с б/н М29-23. Тем более по наличию этой машины тут же стоит примечание unlikely (т.е. навряд ли существует в реальности). На данный момент целесообразно вообще не учитывать этот Тайгер, точнее с этим б/н.
Что имеем по потерям на сегодня? По данным http://aviation-safety.net/wikibase/type/PC7 после аварий и катастроф было списано 11 самолетов типа РС-7, без учета потери 9 июля 1984 г. Также по этим данным было потеряно три самолета типа РС-7 Мк2.
По данным https://scramble.nl/database/military/my#results на 2022 год имеются сведения на 11 списанных самолетов с б/н М33-04,09,13,26,29,31,34,36,39,40,42. Также, по этим сведениям, по состоянию на декабрь 2009 г., два самолета с б/н М33-35 и М33-38 находились в виде учебных инструкционных корпусов в технической школе на АВБ Алор Сетар и, вполне вероятно, что попали они туда как раз после аварий.
Немного косвенных сведений по количеству самолетов, находящихся на вооружении по данным The Military Balance по годам (данные эти идут с опозданием, например, сведения о состоянии ВВС какой-либо страны будут опубликованы только на следующий год). С учетом погрешностей в подсчетах, сведения эти не совсем точны, они показывают примерное количество самолетов в составе ВВС и тенденции к уменьшению списочного состава. Примерно вот так происходила динамика уменьшения численности малайзийских Пилатусов.
По данным МilВ 1989 г. в составе ВВС числилось 44 машин.
По данным МilВ 1990 г. в составе ВВС числилось 43 машины.
По данным МilВ 1991 г. в составе ВВС числилось 42 машины.
По данным МilВ 1992/1993 г. в составе ВВС числилось 40 машин.
По данным МilВ с 1994 г. по 2000 г. г. в составе ВВС числилось 37 машин.
По данным МilВ 2001 г. в составе ВВС числилось 34 машины.
По данным МilВ с 2004 г. по 2006 г. г. в составе ВВС числилось 33 машины.
По данным МilВ 2008 г. в составе ВВС числилось 30 машин.
Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1983 г. по 2017 г. ВВС Малайзии потеряли в авариях и катастрофах минимум 11 самолетов типа РС-7, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери и которые были полностью разрушены. Еще два самолета с б/н М33-35 и М33-38 после аварий были списаны и использовались уже как учебные пособия. Суммарно потери составили 13 машин этого типа.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71058 попал в грозу и разбился. С учетом того, что вертолет с б/н FM1719 возможно был потерян 11 июля 1981 г., в этот день была потеряна именно эта машина.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149374 вертолет в аварии 31 августа 1996 г. получил повреждения, но был отремонтирован. Следующая авария 13 августа 2016 г. также обошлась без серьезных последствий.
Вертолеты типа S-61A-4 Nuri начали поступать на вооружение ВВС Малайзии с декабря 1967 г. Первая партия машин имела бортовые номера серии FM114х. Из этой партии был потерян только один вертолет с б/н FM1143. Уже в 1973 г. все поступившие в ВВС машины имели бортовые номера серии FM17хх. Сорок два вертолета получили новые б/н с FM1701 по FM1742. Четыре машины с б/н этой серии были потеряны по различным причинам. Следующую перерегистрацию на бортовые номера серии M23-хх прошли только 38 вертолетов Нури.
Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1967 г. по 2021 г. ВВС Малайзии потеряли в авариях и катастрофах минимум 19 вертолетов типа S-61A-4 Nuri, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери и которые были полностью разрушены или списаны.
Таблица 8.
Потери самолетов типа CL-41.
дата аварии
примечания
30 августа 1972
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149863 самолет с б/н FM22хх при посадке сошел с ВПП АВБ Баттерворт. Степень повреждений неизвестна, вполне могли и списать.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221796 самолет с б/н FM22хх разбился в районе Kemaman, Terengganu и это была уже восьмая авария машин этого типа с 1975 г., при этом погибло девять летчиков.
По данным https://scramble.nl/database/military/my#results за время эксплуатации с 1967 г. по 1985 г. в авариях и катастрофах было потеряно 10 самолетов с б/н FM1120,1121,1122,1124,1127,1128,1133,1135,1136 и б/н М22-11. Т.е. потери составили ровно 50% из 20 поставленных машин этого типа. По этим же данным и по сведениям https://designation-systems.net/non-us/malaysia.html перерегистрацию на новые бортовые номера серии М22-хх в 1982 г. прошли всего одиннадцать машин, они получили б/н с М22-01 по М22-11.
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221796 от 30 июля 1981 г., в этот день в ВВС Малайзии произошла уже восьмая авария машин этого типа с 1975 г., при этом погибло девять летчиков.
В авариях в 1972 г. и 1973 г. был потерян и списан только один Тебуан.