Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов Alouette ВС Пакистана
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.1

Данные приведены на 10 ноября 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы м впоследствии были списаны.  Все данные подтверждены открытыми источниками информации-http://aviation-safety.net, www.scramble.nl, www.pakdef.forum, www.ejection-history.org.uk.

 

Таблица 1   

Дата потери

тип Примечания
8 декабря 1971 SЕ3160 потерян в ходе военных действий по данным https://aviation-safety.net/wikibase/57533 и www.airvectors.net/avgazel.html#m3
10 декабря 1971 SЕ3160 потерян в ходе военных действий по данным https://aviation-safety.net/wikibase/57532 и www.airvectors.net/avgazel.html#m3
23 октября 1974 SA316В б/н 1950, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 
16 апреля 1976 SA316В б/н 5189, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100  и https://scramble.nl/database/military/pk#results, серийного номера нет
2 октября 1978 SA-319 б/н 2286 из состава 333 аэ флота потерян по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
2 октября 1978 SA-319 б/н 2291 из состава 333 аэ флота потерян по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
16 июня 1986 SA316В б/н 5188, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results, серийного номера нет
26 августа 1986 SA315 б/н 677, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
23 марта 1987 SA315 б/н 676, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
х/х/1988 SA315 б/н 683, списан по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results, битый корпус находился в Равалпинди на АВБ Касим. По данным https://alouettelama.com/msn/index.html после аварии использовался для наземных работ, это данные на 2002 г.
24 февраля 1988 SA316В б/н 1953, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 
7 августа 1989 SA315 б/н 690, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
х/хх/хххх SЕ3160 б/н 1454, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results битый корпус находился в Равалпинди на АВБ Касим, даты потери нет, но это не военная потеря в 1971 г.
5 марта 1990 SA315 б/н 685, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 
х/хх/хххх SЕ3160 б/н 1477, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results разбитая машина находится в музее в Карачи, даты потери нет, но это не военная потеря в 1971 г.
5 декабря 1990 SA316В вертолет ВВС потерян по  данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
13 марта 1991 SA315 б/н 693, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
21 марта 1992 SA315 б/н 673, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 
1 августа 1992 SA315 б/н 692, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 
14 мая 1993 SA315 б/н 678, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
28 декабря 1993 SA319

По данным https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition95.htm  потерпел аварию и был списан вертолет 333 аэ флота, экипаж спасся. По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results вполне вероятно, что это был б/н 2285 или 2292. По данным https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/21309-pakistan-army-s-chopper-fleet есть фото б/н 2292, неизвестно когда сделанное.

7 июня 1994 хххх вертолет армии, пилот погиб в Кашмире по данным https://scramble.nl/database/accident#results и  https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition95.htm. Пока не учтен как потеря именно Алуэтта.
в июле 1995 SA-315 вертолет армии потерян по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
23 сентября 1995 SA315 б/н 691, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
31 октября 1995 SA315 по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results и https://aviation-safety.net/wikibase/62353  вертолет армии сбит индийцами в Сиачене, три члена экипажа погибли
4 марта 1998 SЕ3160 б/н 1490, по данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 

Т.о. на 10 ноября 2022 г. известно, что ВС Пакистана потеряли минимум 25 вертолетов Алуэтт-2/3, в т.ч. двенадцать машин типа  SA315, десять машин типа SE/SA316 и три машины типа SA319. Потерянная 7 июня 1994 г. машина могла быть другого типа и пока не учтена. Вертолеты типа SЕ3160 с б/н 1477 и 1454  были  потеряны после войны 1971 г.  С учетом того, что на сегодня неизвестна судьба многих вертолетов ВС Пакистана, можно только допустить, что потери Алуэттов немного выше, особенно это касается 197-х и 198-х гг.

По данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-navy-news-discussions.41/page-9, https://scramble.nl/database/military/pk#results и https://www.paknavy.gov.pk/ASW_333.html в 1977 г. было поставлено в ВМС 4 машины типа SA319 с c/n 2285,2286,2291,2292. В 1982 г. было дополнительно поставлено две машины типа SA319 с c/n 2387 и 2388. В 2008 г. было поставлено 4 экс-французских машины типа SA319 с c/n 2060,2266,2333,2343. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Pakistan_Naval_Air_Arm#Current_inventory со ссылкой на World Air Forces 2022 в составе 333 аэ флота числилось 7 машин типа Алуэтт-3. Проблема еще и в том, что по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results в составе 333 аэ также числится 4 машины типа SA/SE316 с б/н 31,32,33,34. По данным http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php на 2022 г. две машины с c/n 2060 и 2266 имеют индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования). По данным Military Balance 2010-2011 в составе  флота числилось 4 машины типа SA319. По данным Military Balance 2012-2021 в составе  флота числилось уже 6 машин типа SA319. Последние упоминания о вертолетах флота типа SA316 в источнике Military Balance датируются 2009 годом, т.е. еще в 2008 г. машины этого типа еще состояли на вооружении. Вероятнее всего в 2008 г. и произошла замена в 333 аэ на машины типа SA319. Что получается? Для постороннего человека вертолет влево, вертолет вправо, это все едино. И SA316, и SA319, это все машины типа Алуэтт-3. Вот именно на сегодня нельзя сказать, сколько и каких именно машин находится в 333 аэ флота. Минимальные потери  машин только типа SA319 составляют три вертолета из 10 поставленных.

По данным https://www.helis.com/database/modelorg/Pakistan-Army-Lama/, http://www.rotorspot.nl/product/se313.php, https://scramble.nl/database/military/pk#results  в армию было поставлено 30 вертолетов типа SA315 Лама. По данным https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/21309-pakistan-army-s-chopper-fleet еще в 2004 г. на вооружении армии  Пакистана находилось 20 таких машин. По общеизвестным данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_active_Pakistan_military_aircraft со ссылкой на World Air Forces directory 2022 на вооружении армии в 2021 г. стояло 18 таких машин. По данным Military Balance 2000-2021 в составе армейской авиации  числилось 12 машин типа SA315. Откуда такое расхождение? 18 или 12 вертолетов на остатке? Ответ прост, одни считают только летнопригодные машины, другие все подряд, в т.ч. и те, которые находятся в нерабочем состоянии. По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results, например  на 2022 г., вертолеты с б/н 697 и 699 используются в виде выставочных экспонатов. И, вероятнее всего, не только они. Так что, минимальные потери этих машин составляют 12 вертолетов из 30 поставленных, как и показано в таблице.

По вертолетам типа SE/SA316. По данным https://scramble.nl в ВС Пакистана в 2010 г. было поставлено 10 экс-швейцарских машин типа SA316B c c/n 1061,1071,1075,1083,1090,1091,1092,1096,1105,1106. Также было поставлено в 1994 г. четыре экс-голландских машины типа SE3160 c c/n 1266,1367,13751381 и в 1999 г. три экс-эмиратских машины типа SA316B с c/n 1990,1996,1998. Также был поставлен минимум один экс-саудовский SE3160 с c/n 1289. Что касается новых Алуэттов, поставленных в ВС Пакистана прямиком из Румынии и Франции, то картина такова. По данным, например, https://military-history.fandom.com/wiki/A%C3%A9rospatiale_Alouette_III#Pakistan или  http://www.pafsqk.yolasite.com/alouette-iii.php было поставлено 35 вертолетов. По данным, например,  https://scramble.nl/database/military/pk#results было поставлено 34 вертолета. Вся разница из-за количества машин типа IAR316B. То-ли четыре их было, то-ли и все пять. По данным https://scramble.nl и http://www.rotorspot.nl/product/iar316.php было поставлено пять машин с c/n 5412,5413, 5414,5421,5422. Во всяком случае имеются фотоснимки именно пяти машин.  По тем же самым данным известно о минимум 25 серийных номерах поставленных с нуля из Франции машин типа SE/SA316. Это c/n 1454,1456,1457,1458,1468,1477,1490,1525,1821,1823,1843,1862,1876,1898,1900,1934, 1935,1939,1948,1950,1953,2072,2073,2078,2152. Итого 25 этих машин и 5 машин румынского производства дают количество известных поставленных машин в 30 единиц. Более по серийным номерам ничего нет, а вот в 2022 г. это уже ненормально. Куда отнести вертолеты с б/н 5188 и 5189. Если судить по единообразному соответствию бортовых и серийных номеров, то выходит, что это были, возможно, машины румынской сборки. А может быть и нет, и их собрали в Дхамиале.

По нескольким машинам типа Алуэтт-3 имеется крайне противоречивая информация. Так, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php экс-эмиратский вертолет с б/н 110 и c/n 2209 был поставлен в Пакистан и получил новый б/н 2209. Данные ресурса  https://scramble.nl это не подтверждают. Зато рапортуют о наличии в ВВС Пакистана двух машин с б/н 6116 и 6117 из состава 82 аэ поиска и спасения (SAR), серийные номера которых неизвестны. С учетом того, что минимум четыре экс-швейцарских вертолета поступили в состав 81,86 и 87 аэ SAR, то можно предположить, что машины с б/н 6116 и 6117 также были получены из Швейцарии. Такая же ситуация и с четырьмя машинами типа SE/SA316 с б/н 31,32,33,34 из состава 333 аэ авиации флота. Бортовые номера есть, а серийных нет. Откуда они взялись? Из Швейцарии или ОАЭ? По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results есть сведения о наличии в ВС Пакистана трех машин типа SE3160 с б/н 054,425 и 825 (кодировка соответственно также 054,425 и 825). Более ничего про них нет, последние сведения датируются апрелем 1971 г. Может быть они получили новые б/н, может быть были потеряны в 1971 г. или чуть позже. Конечно, можно просто попытаться что-то притянуть за уши. Например взять вертолет с б/н 825. По данным http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php, опять же по аналогии с вертолетами с c/n 1821 и 1823, у которых имеется кодировка 821 и 823,   по  машине с c/n 1825 нет никакой информации. Вполне может быть и так, что вертолет ВВС Пакистана с б/н 825 имеет c/n 1825.

Есть очень хорошие работы по армейской авиации Пакистана. Это https://defence.pk/pdf/threads/pakistans-army-aviation.718130/ или https://www.pdfbooksfree.org/2012/12/history-of-pakistan-army-aviation-1947.html. К сожалению про Алуэтты сказано очень мало. Единственно, что удивило, так это, то, что автор первой работы, кстати написанной в 2021 г., говорит о примерно 24 вертолетах типа Алуэтт-3, заказанных в 1969 г. в виде готовых изделий и сборочных машинокомплектах для сборки а Дхамиале. Так вот, а может быть действительно поставлено было 30 новых машин типа IAR/SE/SA316, а не 34 или 35. Откуда взялась цифра в 34 единицы? Было 30 Алуэттов-3, поставленных с конца 196-х гг., в 1977 г. получили еще 4 флотских Алуэтта-3, вот суммарно и получили искомое. Просто не надо вдаваться в детали, ведь Алуэтт-3 это ведь и SA316В, и SE3160 и SA319. Пока это только домыслы, но информации появляется все больше. Опять же, если принять за истину, что вертолет с б/н 825 действительно имеет c/n 1825, то получается, что поставлен был уже 31 новый вертолет типа SE/SA316 и суммарное количество машин типа Алуэтт-3 в таком случае составит 35 машин. А если принять во внимание нахождение в составе ВС Пакистана машин с б/н 054,425,5188,5189, то тогда и получится искомая цифра в 35 новых поставленных в 196-х гг. машин типа только SE/SA316. Вариантов подсчета имеется много, просто пока не хватает данных по серийным номерам. В будущем возможна корректировка.


Уголок неба. 2019  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100