|
Версия 1.1
Данные приведены на 10 ноября 2022 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех
верт олетов, которые потерпели аварии или катастрофы м
впоследствии были списаны. Все данные подтверждены
открытыми источниками информации-http://aviation-safety.net,
www.scramble.nl,
www.pakdef.forum,
www.ejection-history.org.uk.
Таблица 1
Дата потери
|
тип |
Примечания |
8 декабря 1971 |
SЕ3160 |
потерян в ходе военных действий по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/57533 и
www.airvectors.net/avgazel.html#m3 |
10 декабря 1971 |
SЕ3160 |
потерян в ходе военных действий
по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/57532
и
www.airvectors.net/avgazel.html#m3 |
23 октября 1974 |
SA316В |
б/н 1950, по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
16 апреля 1976 |
SA316В |
б/н 5189,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
и
https://scramble.nl/database/military/pk#results,
серийного номера нет |
2 октября 1978 |
SA-319 |
б/н 2286 из состава 333 аэ флота
потерян
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
2 октября 1978 |
SA-319 |
б/н 2291
из состава 333 аэ флота
потерян по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
16 июня 1986 |
SA316В |
б/н 5188,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results,
серийного номера нет |
26 августа 1986 |
SA315 |
б/н 677,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
23 марта 1987 |
SA315 |
б/н 676,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
х/х/1988 |
SA315 |
б/н 683, списан
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results, битый корпус
находился в Равалпинди на АВБ Касим.
По данным
https://alouettelama.com/msn/index.html
после аварии использовался для наземных работ, это данные на 2002 г. |
24 февраля 1988 |
SA316В |
б/н 1953,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
7 августа 1989 |
SA315 |
б/н 690,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
х/хх/хххх |
SЕ3160 |
б/н 1454,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results битый корпус
находился в Равалпинди на АВБ Касим, даты
потери нет, но это не военная потеря в 1971 г. |
5 марта 1990 |
SA315 |
б/н 685,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
х/хх/хххх |
SЕ3160 |
б/н 1477,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
разбитая машина находится в музее в Карачи, даты
потери нет, но это не военная потеря в 1971 г. |
5 декабря 1990 |
SA316В |
вертолет ВВС потерян по
данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
13 марта 1991 |
SA315 |
б/н 693,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
21 марта 1992 |
SA315 |
б/н 673,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
1 августа 1992 |
SA315 |
б/н 692,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
14 мая 1993 |
SA315 |
б/н 678,
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
28 декабря 1993 |
SA319 |
По данным
https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition95.htm
потерпел аварию и был списан вертолет 333 аэ флота, экипаж спасся.
По
данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
вполне вероятно, что это был б/н 2285 или 2292. По данным
https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/21309-pakistan-army-s-chopper-fleet
есть фото б/н 2292, неизвестно когда сделанное. |
7 июня 1994 |
хххх |
вертолет армии, пилот погиб в Кашмире
по данным
https://scramble.nl/database/accident#results
и
https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition95.htm.
Пока не учтен как потеря именно Алуэтта. |
в июле 1995 |
SA-315 |
вертолет армии потерян по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results |
23 сентября 1995 |
SA315 |
б/н 691, по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
|
31 октября 1995 |
SA315 |
по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
и
https://aviation-safety.net/wikibase/62353 вертолет армии сбит индийцами
в Сиачене, три члена экипажа погибли |
4 марта 1998 |
SЕ3160 |
б/н 1490,
по данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100
|
Т.о. на 10
ноября 2022 г.
известно, что ВС Пакистана потеряли минимум 25 вертолетов Алуэтт-2/3,
в т.ч. двенадцать машин типа SA315, десять машин
типа SE/SA316 и три машины типа
SA319. Потерянная 7 июня 1994 г. машина могла быть другого типа
и пока не учтена. Вертолеты типа SЕ3160 с б/н 1477 и 1454 были
потеряны после войны 1971 г. С учетом того, что на сегодня неизвестна судьба многих вертолетов ВС
Пакистана, можно только допустить, что потери Алуэттов
немного выше, особенно это касается 197-х и 198-х гг.
По данным
https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-navy-news-discussions.41/page-9,
https://scramble.nl/database/military/pk#results
и
https://www.paknavy.gov.pk/ASW_333.html
в 1977 г. было
поставлено в ВМС 4 машины типа SA319 с
c/n 2285,2286,2291,2292. В 1982 г.
было дополнительно поставлено две машины типа
SA319 с c/n
2387 и 2388. В 2008 г. было
поставлено 4 экс-французских
машины типа SA319 с
c/n 2060,2266,2333,2343.
По данным
https://en.wikipedia.org/wiki/Pakistan_Naval_Air_Arm#Current_inventory
со ссылкой на
World Air Forces 2022 в составе 333
аэ флота числилось 7 машин типа Алуэтт-3.
Проблема еще и в том, что по данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
в составе 333 аэ также числится 4 машины типа
SA/SE316 с б/н 31,32,33,34.
По данным
http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php
на 2022 г. две машины с c/n
2060 и 2266 имеют индекс
wfu (withdrawn from use-выведен из использования).
По данным Military Balance 2010-2011
в составе флота числилось 4 машины типа
SA319.
По данным Military Balance 2012-2021
в составе флота числилось уже
6 машин типа
SA319. Последние упоминания о вертолетах флота типа
SA316 в источнике
Military Balance
датируются 2009 годом, т.е. еще в 2008 г. машины этого типа
еще состояли на вооружении. Вероятнее всего в 2008 г. и
произошла замена в 333 аэ на машины типа
SA319. Что получается? Для постороннего человека
вертолет влево, вертолет вправо, это все едино. И
SA316, и SA319,
это все машины типа Алуэтт-3. Вот именно на сегодня нельзя
сказать, сколько и каких именно машин находится в 333 аэ
флота. Минимальные потери машин
только типа SA319 составляют три
вертолета из 10 поставленных.
По данным
https://www.helis.com/database/modelorg/Pakistan-Army-Lama/,
http://www.rotorspot.nl/product/se313.php,
https://scramble.nl/database/military/pk#results в
армию было поставлено 30 вертолетов типа
SA315 Лама. По данным
https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/21309-pakistan-army-s-chopper-fleet
еще в 2004 г. на вооружении армии
Пакистана находилось 20 таких машин.
По общеизвестным данным
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_active_Pakistan_military_aircraft
со ссылкой на
World Air Forces directory 2022
на вооружении армии в 2021 г. стояло 18 таких машин.
По данным Military Balance 2000-2021
в составе армейской авиации числилось
12 машин типа
SA315.
Откуда такое расхождение? 18 или 12 вертолетов на остатке?
Ответ прост, одни считают только летнопригодные машины,
другие все подряд, в т.ч. и те, которые находятся в
нерабочем состоянии. По данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results,
например на 2022 г., вертолеты с б/н 697 и 699
используются в виде выставочных экспонатов. И, вероятнее
всего, не только они. Так что, минимальные потери этих машин
составляют 12 вертолетов из 30 поставленных, как и показано в таблице.
По вертолетам типа SE/SA316.
По данным
https://scramble.nl
в ВС Пакистана в 2010 г. было поставлено 10 экс-швейцарских машин типа
SA316B c c/n 1061,1071,1075,1083,1090,1091,1092,1096,1105,1106.
Также было поставлено в 1994 г. четыре экс-голландских машины типа
SE3160 c c/n 1266,1367,13751381
и
в 1999 г. три экс-эмиратских машины типа
SA316B
с c/n 1990,1996,1998.
Также был поставлен минимум один
экс-саудовский SE3160 с c/n
1289. Что касается новых Алуэттов,
поставленных в ВС Пакистана прямиком из Румынии и Франции,
то картина такова. По данным, например,
https://military-history.fandom.com/wiki/A%C3%A9rospatiale_Alouette_III#Pakistan
или http://www.pafsqk.yolasite.com/alouette-iii.php
было поставлено 35 вертолетов. По данным,
например,
https://scramble.nl/database/military/pk#results
было поставлено 34 вертолета. Вся разница из-за количества
машин типа IAR316B. То-ли четыре их
было, то-ли и все пять.
По данным
https://scramble.nl
и
http://www.rotorspot.nl/product/iar316.php
было поставлено пять машин с c/n
5412,5413, 5414,5421,5422. Во всяком случае
имеются фотоснимки именно пяти машин. По тем же
самым данным известно о минимум 25 серийных номерах
поставленных с нуля из Франции машин типа
SE/SA316. Это c/n
1454,1456,1457,1458,1468,1477,1490,1525,1821,1823,1843,1862,1876,1898,1900,1934, 1935,1939,1948,1950,1953,2072,2073,2078,2152.
Итого 25 этих машин и 5 машин румынского производства дают
количество известных поставленных машин в 30 единиц. Более
по серийным номерам ничего нет, а вот в 2022 г. это уже ненормально.
Куда отнести вертолеты с б/н 5188 и 5189. Если судить по
единообразному соответствию бортовых и серийных номеров, то
выходит, что это были, возможно, машины румынской сборки. А
может быть и нет, и их собрали в Дхамиале.
По нескольким машинам типа Алуэтт-3 имеется крайне
противоречивая информация. Так, по данным
http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php
экс-эмиратский вертолет с б/н 110 и
c/n 2209 был поставлен в Пакистан и получил
новый б/н 2209. Данные ресурса
https://scramble.nl
это не подтверждают. Зато рапортуют о наличии в ВВС
Пакистана двух машин с б/н 6116 и 6117 из состава 82 аэ
поиска и спасения (SAR), серийные
номера которых неизвестны. С учетом того, что минимум четыре
экс-швейцарских вертолета поступили в состав 81,86 и 87 аэ
SAR, то можно предположить, что машины с б/н
6116 и 6117 также были получены из Швейцарии. Такая же
ситуация и с четырьмя машинами типа SE/SA316
с б/н 31,32,33,34 из состава 333 аэ авиации
флота. Бортовые номера есть, а серийных нет. Откуда они
взялись? Из Швейцарии или ОАЭ?
По данным
https://scramble.nl/database/military/pk#results
есть сведения о наличии в ВС Пакистана трех машин типа
SE3160 с б/н 054,425 и 825
(кодировка соответственно также 054,425 и 825). Более ничего
про них нет, последние сведения датируются апрелем 1971 г.
Может быть они получили новые б/н, может быть были потеряны
в 1971 г. или чуть позже.
Конечно, можно просто попытаться
что-то притянуть за уши. Например взять вертолет с б/н 825.
По данным
http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php,
опять же по аналогии с вертолетами с c/n
1821 и 1823, у которых имеется
кодировка 821 и 823, по машине с
c/n 1825 нет никакой информации.
Вполне может быть и так, что вертолет ВВС Пакистана с б/н
825 имеет c/n 1825.
Есть очень хорошие работы по армейской авиации Пакистана.
Это
https://defence.pk/pdf/threads/pakistans-army-aviation.718130/
или
https://www.pdfbooksfree.org/2012/12/history-of-pakistan-army-aviation-1947.html.
К сожалению про Алуэтты сказано очень мало.
Единственно, что удивило, так это, то, что автор
первой работы, кстати написанной в 2021 г., говорит о
примерно 24 вертолетах типа Алуэтт-3, заказанных в 1969 г. в
виде готовых изделий и сборочных машинокомплектах для сборки
а Дхамиале. Так вот, а может быть действительно поставлено
было 30 новых машин типа IAR/SE/SA316,
а не 34 или 35. Откуда взялась цифра в 34 единицы? Было 30
Алуэттов-3, поставленных с конца 196-х гг., в 1977 г.
получили еще 4 флотских Алуэтта-3, вот суммарно и получили
искомое. Просто не надо вдаваться в детали, ведь Алуэтт-3
это ведь и SA316В, и
SE3160 и SA319. Пока это
только домыслы, но информации появляется все больше. Опять
же, если принять за истину, что вертолет с б/н 825
действительно имеет c/n 1825, то
получается, что поставлен был уже 31 новый вертолет типа
SE/SA316 и суммарное количество
машин типа Алуэтт-3 в таком случае составит 35 машин. А если
принять во внимание нахождение в составе ВС Пакистана машин
с б/н 054,425,5188,5189, то тогда и получится искомая цифра
в 35 новых поставленных в 196-х гг. машин типа только
SE/SA316. Вариантов подсчета
имеется много, просто пока не хватает данных по серийным
номерам. В будущем возможна корректировка.
Уголок неба. 2019
(Страница:
Дата модификации:
)
|