Вопросы по индонезийским военным Супер Пумам возникли давно, но из-за малых объемов информации руки не доходили навести хоть какой-то минимальный порядок. Время шло, а никаких изменений так и не происходило, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из данных по ним на сегодня.
Таблица 1
б/н
дата потери
примечания
HU-440
c/n 2080/NSP5, по данным по состоянию на 2022 г. https://scramble.nl/database/military/id#results машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования), последний раз этот вертолет наблюдался в июне 1986 г.
HU-441
c/n 2094/NSP6, по данным по состоянию на 2022 г. https://scramble.nl/database/military/id#results машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования), последний раз этот вертолет наблюдался в июне 1986 г.
c/n 2104/NSP8, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results нет никакой стоящей информации по этой аварии, только то, что вертолет был поврежден. Почти все сведения по этой аварии только из индонезийских источников. А вот согласно им, и погибший майор имелся, и машина была списана после этого.
По данным на 21 марта 2021 г. индонезийского источника https://www.airspace-review.com/2021/03/21/mengenang-nas-332-super-puma-skuadron-udara-400-penerbal/ вертолет с б/н HU-443 упал в пролив Мадура (Madura Strait) во время учебного полета, а вертолет с б/н HU-442 врезался в продуктовый склад компании Булог во время операции в Восточном Тиморе. По этим же данным местонахождение двух других вертолетов с б/н HU-440 и HU-441 неизвестно. Считается, что два этих вертолета NAS-332 были выведены из эксплуатации вместе с парком вертолетов типа Wasp HAS Mk.1 в конце 1990-х годов.
По данным на 13 июня 2011 г. индонезийского источника http://weaponstechnology.blogspot.com/2011/06/penerbangan-tni-al.html при падении вертолета с б/н HU-442 в пролив Мадура в октябре 1987 г. погибли в т.ч. командир эскадрильи подполковник морской пехоты Soekisno Hartono и зам. комэска SKU400 майор Pudji Santoso. По этим же данным в ноябре 1987 г. в аварии б/н HU-443 погиб майор морской пехоты Heidi. Естественно, что это не все погибшие, только те из офицеров, кто был изображен на фотографиях, опубликованных в статье.
По данным, допустим http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Indo, со ссылкой на THE MILITARY BALANCE, на вооружении авиации флота в 1986-1987 гг. стояло всего два вертолета типа NAS-332, в период с 1988 г. по 1991 г. находился уже один вертолет типа NAS-332, с 1992 г. по 1998 г. в составе флота числилось уже четыре таких машины, с 1999 г. по 2003 г. было три вертолета, в 2005-2008 гг. уже шесть машин, c 2009 г. по 2015 г. снова три машины. Любое количество в любое время. Начинаешь анализировать и понимаешь, что доверия к сведениям THE MILITARY BALANCE нет никакого.
Подводя итоги, можно сказать, что потери военных вертолетов типа Супер Пума ВС Индонезии по состоянию на 20 сентября 2022 г. пока оцениваются в шесть машин. Если появятся сведения о возможном ремонте, допустим, вертолета с б/н Н-3215 или списания машин с б/н HU-440 и HU-441, то изменения по численности потерь можно внести в любое время. Что-то же произошло с этими двумя вертолетами флота из состава SKU400. Отправили во Францию, полностью разобрали и пустили на запчасти, был пожар или произошло что-то еще паскудное? Пока ничего неизвестно, но их не наблюдали после июня 1986 г., да и сами индонезийцы теряются в догадках, как такое возможно.
До недавнего времени очень многие сведения по индонезийским потерям не публиковались совсем. Например, впервые данные о потере двух вертолетов типа UH-34/S-58 с б/н Н-3402 и Н-3409 из состава SKU6 появились в 2010 г. в статье https://tni-au.mil.id/skadron-udara-6-halaman-3/. Будем надеяться, что в дальнейшем сведений по состоянию и потерям индонезийских вертолетов будет появляться гораздо больше, чем сегодня. Запрос на получение правдивой информации существует, в т.ч. и в самой Индонезии.