|
Версия 1.1
Данные приведены на 20 сентября 2022 г.
Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, списки потерь военной авиации Ирана, www.worldmilitair.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные.
Таблица 1
Данные о самолетах С-130 с известными б/н.
с/n |
б/н |
Дата потери |
Примечания
|
3698 |
5-101(1) |
|
экс б/н 62-3488, продан в Пакистан |
3699 |
5-102(1) |
|
экс б/н 62-3489, продан в Пакистан |
3700 |
5-103(1) |
|
экс б/н 62-3490, продан в Пакистан |
3701 |
5-104(1) |
|
экс б/н 62-3491, продан в Пакистан |
4115 |
5-101(2), 5-8501 |
|
экс б/н 65-10686, есть фото на 28 сентября 2015 г. https://www.jetphotos.com/registration/5-8501 |
4117 |
5-102(2), 5-106(1) |
|
экс б/н 65-10687, продан в Пакистан |
4118 |
5-107(1) |
18 апреля 1967 |
экс б/н 65-10688 |
4119 |
5-108(1), 5-103(2) |
|
экс б/н 65-10689, продан в Пакистан |
4148 |
5-109(1), 5-104(2) |
|
экс б/н 66-4310, продан в Пакистан |
4149 |
5-110(1), 5-105(2), 5-8502 |
2 ноября 1986 |
экс б/н 66-4311. Потерян по данным
http://www.skywar.ru/IRIAF8088.html
и
https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html. По данным www.scramble.nl
был давно выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1991 г., вернее то,
что от него осталось. |
4153 |
5-111(1), 5-106(2) |
|
экс б/н 66-4312, продан в Пакистан |
4154 |
5-112(1) |
7 апреля 1969 |
экс б/н 66-4313 |
4276 |
5-113(1), 5-107(2), 5-8503 |
|
экс б/н 67-14726, есть фото на 31 января 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/9898611 |
4282 |
5-114(1), 5-108(2) |
|
экс б/н 67-14727, продан в Пакистан |
4283 |
5-115(1), 5-109(2), 5-8504 |
|
экс б/н 67-14728, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4284 |
5-116(1), 5-110(2), 5-8505 |
|
экс б/н 67-14729, есть фото на 6 апреля 2016 г. https://www.jetphotos.com/photo/8239354 |
4294 |
5-117(1), 5-111(2), 5-8506 |
|
экс б/н 69-7706, есть фото на 26 мая 2013 г. https://www.c-130.net/g3/c-130-photos/Middle-East-C-130-Photos/Iran-C-130-Photos, по данным www.scramble.nl в 2018 г. активно использовался. |
4295 |
5-118(1), 5-112(2), 5-8507 |
|
экс б/н 69-7707, есть фото на 17 апреля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/9888039 |
4296 |
5-119(1), 5-113(2), 5-8508 |
|
экс б/н 69-7708, есть фото на 9 декабря 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/9561132 |
4297 |
5-120(1), 5-114(2), 5-8509 |
|
экс б/н 69-7709, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4298 |
5-121(1), 5-115(2), 5-8510 |
|
экс б/н 69-7710, есть фото на 17 декабря 2016 г. https://www.jetphotos.com/photo/8451338 |
4365 |
5-122(1), 5-116(2), 5-8511 |
|
экс б/н 71-0213, есть фото на 24 марта 2010 г. https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/Lockheed-C-130E-Hercules-L-382/1682408 |
4386 |
5-123(1), 5-117(2), 5-8512 |
|
экс б/н 71-0214, есть фото на 15 июля 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6299125, по данным www.scramble.nl в 2016 г. активно использовался. |
4387 |
5-124(1), 5-118(2), 5-8513 |
|
экс б/н 71-0215, есть фото на 28 ноября 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/9156196 |
4389 |
5-125(1), 5-119(2), 5-8514 |
|
экс б/н 71-0216, есть фото на 20 декабря 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/7941236 |
4390 |
5-126(1), 5-120(2), 5-8515 |
|
экс б/н 71-0217, есть фото на 17 апреля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/9887422 |
4392 |
5-127(1), 5-121(2), 5-8516 |
|
экс б/н 71-0218, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4393 |
5-128(1), 5-122(2) |
28 февраля 1974 |
экс б/н 71-0219 |
4394 |
5-129(1), 5-123(2), 5-8517 |
|
экс б/н 71-0220, есть фото на 9 апреля 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/8235499 |
4398 |
5-130(1), 5-124(2), 5-8518 |
|
экс б/н 71-0221, есть фото на 7 сентября 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/9841621 |
4399 |
5-131(1), 5-125(2), 5-8519 |
6 декабря 2005 |
экс б/н 71-0222 |
4402 |
5-132(1), 5-126(2), 5-8520 |
19 июня 1979 |
экс б/н 71-0223 |
4432 |
5-133(1), 5-127(2), 5-8521 |
18 марта 1994 |
|
4433 |
5-134(1), 5-128(2), 5-8522 |
|
есть фото на 10 ноября 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/7941237 |
4438 |
5-135(1), 5-129(2), 5-8523 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4439 |
5-136(1), 5-130(2), 5-8524 |
|
есть фото на 16 апреля 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6275142,
по данным www.scramble.nl в 2016 г. активно использовался. |
4440 |
5-137(1), 5-131(2), 5-8525 |
29 сентября 1981 |
Потерян по иранским данным
https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html. По данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г.,
был потерян в ходе войны с Ираком.
По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19810929-0
в этот день разбился самолет с б/н 5-8552, но это просто опечатка. |
4442 |
5-138(1), 5-132(2), 5-8526 |
|
по данным www.scramble.nl в 2008 г. активно использовался. Есть фото на 11 апреля 2014 г. https://www.pinterest.ru/pin/12947917667605743/ |
4444 |
5-139(1), 5-133(2), 5-8527 |
|
есть фото на 6 марта 2021 г. https://www.jetphotos.com/photo/10093971 |
4445 |
5-140(1), 5-134(2), 5-8528 |
|
есть фото на 5 октября 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/9890065 |
4448 |
5-141(1), 5-135(2), 5-8529 |
|
есть фото на 21 марта 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/8551109 |
4454 |
5-142(1), 5-136(2), 5-8530 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4456 |
5-143(1), 5-137(2), 5-8531 |
|
по данным www.scramble.nl в 2006 г. активно использовался, но вот только нет ни одного фотоснимка, что несколько подозрительно на сегодняшний день. |
4457 |
5-144(1), 5-138(2), 5-8532 |
19 сентября 1978 |
|
4458 |
5-145(1), 5-139(2), 5-8533 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4459 |
5-146(1), 5-140(2), 5-8534 |
|
есть фото на 2 февраля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/8646000 |
4462 |
5-147(1), 5-141(2), 5-8535 |
|
есть фото на 23 января 2021 г. https://www.jetphotos.com/photo/10063003 |
4463 |
5-148(1), 5-142(2), 5-8536 |
21 декабря 1976 |
|
4465 |
5-149(1), 5-143(2), 5-8537 |
|
есть фото на 28 мая 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/10100910 |
4466 |
5-150(1), 5-144(2), 5-8538 |
|
есть фото на 4 февраля 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/9246775 |
4468 |
5-151(1), 5-145(2), 5-8539 |
|
есть фото на 6 октября 2015 г. https://onespotter.com/country/101/Iran%20(Islamic%20Republic%20of). по данным www.scramble.nl в 2008 г. активно использовался, но в 2016 г. не было лопастей. |
4469 |
5-152(1), 5-146(2), 5-8540 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4471 |
5-153(1), 5-147(2), 5-8541 |
|
есть фото на 18 марта 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/10050471 |
4474 |
5-154(1), 5-148(2), 5-8542 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4480 |
5-155(1), 5-149(2), 5-8543 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4484 |
5-156(1), 5-150(2), 5-8544 |
|
есть фото на 12 мая 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6277673, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей. |
4485 |
5-157(1), 5-151(2), 5-8545 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4486 |
5-158(1), 5-152(2), 5-8546 |
|
есть фото на 14 апреля 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/8921275 |
4487 |
5-159(1), 5-153(2), 5-8547 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4488 |
5-160(1), 5-154(2), 5-8548 |
|
есть фото на 2 декабря 2014 г. https://www.jetphotos.com/registration/5-8548, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей. |
4489 |
5-161(1), 5-155(2), 5-8549 |
|
по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком. |
4490 |
5-162(1), 5-156(2), 5-8550 |
|
есть фото на 7 марта 2008 г. https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/Lockheed-C-130H-Hercules-L-382/1336098, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей. |
4591 |
5-157(2), 5-8551 |
|
есть фото на 4 февраля 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/9233726 |
4594 |
5-158(2), 5-8552 |
|
есть фото https://www.airteamimages.com/lockheed-c-130-hercules_5-8552_iran---air-force_348854.html, https://www.jetphotos.com/photo/9768901. Самолет активно летает, никогда не был в авариях, вопреки данным ASN. Просто произошла ошибка с б/н
5-8525, ну не могли его починить после падения 29 сентября 1981 г. Да и привычки малевать старый б/н на новую машину у иранцев никогда не было. |
|
5-8553 |
|
С-130Е, есть фото на 10 апреля 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/8628901 |
|
5-8554 |
|
RС-130H, есть фото на 22 июня 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/8943653 |
Таблица 2
Данные о потерях самолетов С-130, у которых неизвестен б/н.
Т.о. на 20 сентября 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, существует если не бесспорная, но уже имеющая право на существование версия по количеству потерянных иранских Геркулесов.
ВВС Ирана c 1962 г. по 2022 г. списали минимум 22 самолета С-130 полностью уничтоженными или поврежденными. Но эта оценка основана только на том, что потерпевшие катастрофы 13 марта 1997 г., 2 февраля 2000 г. и 25 июня 2003 г. Геркулесы входят в число тех 13 машин, сведений о которых нет уже давно. По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19861102-0 последняя информация о 12 погибших Геркулесах датировалась 1986-м годом, а по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results последняя информация о тех же 12 погибших Геркулесах датировалась уже 1983-м годом и только по самолету с б/н 5-8502 стоит 1991 г. Мы не можем просто игнорировать эти сведения. Да, возможно все так и было, минимум двадцать два Геркулеса ушли в небытие. Но как быть с тремя бедолагами, потерянными 13 марта 1997 г., 2 февраля 2000 г. и 25 июня 2003 г.? Тут только два варианта. Первый вариант самый реальный и основанный на информации с высокой степенью достоверности, надо принять во внимание данные https://scramble.nl/database/military/ir#results и тогда получаем ровно 22 погибших Геркулеса, без учета появления в составе ВВС двух машин с б/н 5-8553 и 5-8554. Второй вариант как раз очень маловероятен, хотя тоже имеет право на существование. Надо учесть, что специалисты из scramble.nl иногда ошибаются. И, допустим, что, например, самолет с б/н 5-8531 уже потерян. Вот по этой машине нет никаких данных, кроме как сведений в scramble.nl о том, что этот С-130 последний раз наблюдали 14 апреля 2006 г. В принципе, как раз здесь и могла произойти ошибка, именно в процессе идентификации бортового номера. Самолет не иголка и никуда его не спрячешь, не те времена, технических средств столько, что и девать некуда. За последние 15 лет эта машина нигде не засветилась, а такого просто не может быть. Может и видели его, но не в 2006 г., а в 2003 г.
А может видели, но не его. Так что, потери могут составить и все 23 машины, но ни на одну больше. И здесь возникает еще один вопрос. Куда прилепить самолеты с б/н 5-8553 и 5-8554? Впервые о них узнали в 1993 и 1991 гг. соответственно. Вероятнее всего, иранцы провели полную реконструкцию этих двух машин из всего, что только можно было использовать после авианалета иракской авиации 15 октября 1986 г. на АВБ Шираз. Если части корпусов где-то и остались более или менее пригодные, то только в Ширазе, во всех остальных случаях происходило полное разрушение планера с абсолютной невозможностью дальнейшего использования фрагментов. Такая вот получилась сборка, слепили из остатков других машин и присвоили новые б/н. Других объяснений нет и быть не может. Не было никаких дополнительных поставок целых машин, а вот запчасти шли косяками из различных источников, хотя можно и допустить, что и фрагменты планеров где-то иранцы прикупили. Поэтому чисто арифметически потери С-130 ВВС Ирана могут составить 20-21 самолет. Фотоснимки иранских С-130 содержат изображения 34 самолетов, и все фото после 2007 г. И опять все упирается в самолет с б/н 5-8531. Если он еще живой, то арифметически было потеряно ровно 20 Геркулесов. А вот в реальности картина выглядит так: было 55 машин, 22-23 списали, из списанных Геркулесов иранские спецы смастрячили два реконструированных самолета, есть железные доказательства существования 34 машин в приглядном виде, нет данных только по б/н 5-8531. Вот и все на сегодня. Будут завтра новые сведения о С-130 IRIAF, будут сделаны новые выводы.
Всего в ВВС Ирана было поставлено 64 самолета типа С-130B/E/H. Впоследствии девять из них были проданы в Пакистан, а в иранских ВВС осталось 55 машин. На сегодня имеется оперативная и фотоинформация о 35 самолетах, которые стоят на вооружении, находятся на хранении или в ремонте, сюда же входит и б/н 5-8531. Иранские специалисты в последнее время добились ошеломительных успехов в ремонте и восстановлении авиатехники. Достаточно просто промониторить динамику количества Геркулесов в составе ВВС, сравнить, что было после войны с Ираком и что сейчас есть.
По данным https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2021 на 1 мая 2021 г. на вооружении ВВС Ирана находилось 27 самолетов типа С-130. По данным International Institute For Strategic Studies (The Military Balance 2016) на 1 мая 2016 г. на вооружении ВВС Ирана находилось более 19 самолетов типа С-130. По данным
https://warfor.me/voenno-vozdushnyie-silyi-irana/ на начало 199-х гг. на вооружении ВВС Ирана находилось всего 14 самолетов типа С-130. По данным http://www.modernarmy.ru/article/432/vvs-irana на 2014 г. на вооружении ВВС Ирана находилось около 40 самолетов типа С-130. По данным на 2013 г. https://vpk.name/news/92917_voenno-vozdushnye_sily_islamskoi_respubliki_iran.html автор просто не указал количество Геркулесов. Сколько источников, столько и мнений.
Новое время требует новых подходов в статистике. В наши дни самый простой гражданин какого-либо государства имеет на руках технические средства контроля данных, о которых любой профессионал из ХХ-ого века даже не мог и мечтать. Количество информации иногда просто зашкаливает. Многие ранешние данные можно смело отправлять на свалку. Примеров тому масса. После аварии в Марселе 30 ноября 1989 г. самолета С-130 ВВС Камеруна с б/н TJX-AC эту машину списали и лет так 20 она числилась, как W/O (списан). Даже когда этот самолет был отремонтирован и уже заново поднялся в воздух, во многих базах данных он стоял в потерях, например, на www.c-130.net даже еще сегодня пишут, что от б/н TJX-AC остался обгоревший корпус. Какая тут к черту достоверность, если даже у американцев в больших объемах присутствует конченая лажа. И наоборот бывают ситуации. Те же ВВС Камеруна. После аварии 10 ноября 1994 г. вертолета Супер Пума с б/н TJ-AAR те же лет так 20 муссировались слухи о его скором ремонте французскими специалистами. Буквально вот так завтра этот вертолет поднимется в воздух и возьмет курс на родную гавань, французским ремонтникам осталось только допить кофе с последним круассаном. Ну и что случилось за это время? Да ничего. В 2018 г. ресурс rotorspot.nl поставил напротив этого страдальца индекс W/O (списан). Ресурс scramble.nl изменил индекс этой машины с stored (на хранении) на dumped (как бы поточнее выразиться- выбросили за ненадобностью, сбросили со счетов, вышвырнули из состава ВВС, в общем паскудно обошлись с ветераном). И таких ситуаций сотни. Вот, к примеру, взять две аварии эквадорских Беллов-206/ТН-57 в 2020 г., вертолеты с б/н FAE-401 и HN-319 получили повреждения и по данным https://scramble.nl/database/military/ec#results были списаны. Но никто и не удивится, если обе эти машины через какое-то время снова будут летать. Возможности для этого есть, было бы желание. Нас то Иран интересует, даже не сам Иран, а один самолет иранских ВВС с б/н 5-8531. Либо кто-то достанет фотоснимки, либо признают отсутствие машины, больше вариантов нет.
P.S. По иранским данным
https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html
поставлено под вопросом само нахождение 14 апреля 2006 г.
самолета с б/н 5-8531. Наблюдался он как активно летающая
машина, опять же по данным
https://scramble.nl/database/military/ir#results. Так
вот, иранские товарищи сомневаются в том, что был
идентифицирован именно этот самолет. Более его никто и
никогда не видел, хотя прошло уже 16 лет, любой ремонт уже
давно был бы сделан. За прошедший год произошло
подтверждение точной даты потерь самолетов с б/н 5-8502 и
5-8525.
По данным
https://www.flightglobal.com/reports/world-air-forces-directory-2022/146695.article
на 20 апреля 2022 г. на вооружении ВВС Ирана находилось 28
самолетов типа С-130.
Уголок неба. 2021
(Страница:
Дата модификации:
)
|
|
|