Уголок неба ¦ Потери самолетов  F-5 ВВС Тайваня

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-5 ВВС Тайваня
        
      n Андрей Буков  


Версия 2.0

Данные приведены на 20 сентября 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk.

Таблица 1

Данные по потерям самолетов F-5А/В/Е/F.

б/н дата потери тип примечания
1110 1971 F-5B по данным www.scramble.nl  
17 ноября 1980 F-5B по данным www.scramble.nl  

Приводятся различные данные о количестве поставленных F-5B в ВВС Тайваня. Где-то сообщают о 22 машинах, а где-то речь идет о 23. Например, по данным http://www.joebaugher.com/usaf_fighters/f5_11.html  было получено 23 единицы F-5B и 92 F-5А. Но это датировалось 2000-м гг. На сегодня же известно только о 22 машинах F-5B, имеющие бортовые номера с 1101 по 1122. Кстати, на сегодня также подтверждаются поставки не 92 машин типа F-5А, а именно 95.

1201 24 февраля 1966 F-5А c/n N6094, FMS 64-13325
1204 F-5А c/n N6097, FMS 64-13328, дата потери неизвестна
1205 24 мая 1976 F-5А c/n N6098, FMS 64-13329, по данным www.scramble.nl  и www.worldmilitair.com. Или 24 мая 1966 г.?  
1209 F-5А c/n N6178, FMS 65-10517, дата потери неизвестна
1218 31 октября 1971 F-5А c/n N6281, FMS 66-9177
1223 1971 F-5А c/n N6286, FMS 66-9182, по данным www.scramble.nl  
1237 F-5А c/n N6307, FMS 66-9203, дата потери неизвестна
1255 1971 F-5А c/n N6350, FMS 67-21161, по данным www.scramble.nl  
1257 F-5А c/n N6353, FMS 67-21166, дата потери неизвестна
1262 1971 F-5А c/n N6358, FMS 67-21171, по данным www.scramble.nl  
1264 1971 F-5А c/n N6360, FMS 67-21173, по данным www.scramble.nl  
1265 F-5А c/n N6361, FMS 67-21174, дата потери неизвестна
1274 F-5А c/n N6470, FMS 69-7104, дата потери неизвестна
1276 1973 F-5А c/n N6477, FMS 69-7111, списан по данным www.worldmilitair.com,  по другим данным на 2016 г. находился в музее в Kangshan
1278 2 июля 1973 F-5А c/n N6479, FMS 69-7113
1289 14 марта 1972 F-5А c/n N6489, FMS 69-7123, по данным www.scramble.nl  
1290 1972 F-5А Списан по данным www.scramble.nl  
F-5А c/n N6312, FMS 66-14458, дата потери неизвестна, б/н может находится в диапазоне от 1240-1245, кроме б/н 1242. Вероятнее всего это б/н 1240.
30 апреля 1980 F-5А по данным www.scramble.nl  
25 февраля 1985 F-5А по данным www.scramble.nl  
23 апреля 1985 F-5А По данным www.aviation-safety.net  

Да, есть 18 потерянных самолетов типа F-5А Фридом Файтер, у которых известен хотя бы бортовой номер. Часть машин просто невозможно привязать к заводским или экс американским номерам. По многим тайваньским машинам в принципе нет никакой информации. Понятно, что потерь значительно больше. По всем доступным на сегодня данным ВВС Тайваня получили 95 самолетов типа F-5А, с б/н 1201 по 1295.

5104 23 февраля 1977 F-5E
5110 х/хх/хххх F-5E По данным http://www.taiwanairpower.org/af/f5.html  и http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1974.html, по данным www.scramble.nl  в декабре 1999 г. вроде бы числился в составе 7th TFW.
5113 3 марта 1978 F-5E
5116 4 апреля 1986 F-5E
5118 2 ноября 1981 F-5E
5120 11 февраля 1989 F-5E Был угнан в КНР и разбился.
5124 6 июля 1979 F-5E
5129 14 апреля 1982 F-5E
5131 1 апреля 1976 F-5E
5135 24 мая 1991 F-5E
5136 7 сентября 1978 F-5E
5141 10 апреля 1985 F-5E У http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1975.html  другие данные по этой аварии, якобы был потерян б/н 5142, но это вероятно опечатка.
5152 28 мая 1992 F-5E
5164 27 апреля 1979 F-5E
5166 27 апреля 1986 F-5E
5168 15 января 1985 F-5E  
5176 8 ноября 1978 F-5E
5177 в марте 1980 F-5E
5189 19 мая 1979 F-5E
5190 19 мая 1979 F-5E
5191 28 мая 1991 F-5E
5194 в марте 1980 F-5E
5201 13 мая 1978 F-5E
5203 4 июня 1979 F-5E
5205 14 февраля 1986 F-5E
5213 7 августа 1978 F-5E
5222 14 февраля 1986 F-5E
5227 2 октября 1990 F-5E

По тайваньским данным от 2008 г. http://taiwanairpower.org/write_offs.html  самолет с таким же б/н был потерян 9 мая 1989 г. и ссылка есть на AFM APR 2003. По данным https://www.getit01.com/p20180617561063451 и www.scramble.nl эта машина также была потеряна или 9 мая 1989 г. или 2 октября 1990 г. Очевидно, что где-то ошиблись. Или было два потерянных Тайгера. Пока учтен как один.

5228 30 сентября 1997 F-5E Столкновение в воздухе с б/н 5388
5232 28 сентября 1988 F-5E  
5239 20 декабря 1995 F-5E
5255 26 июля 1991 F-5E
5260 18 декабря 1985 F-5E Столкновение в воздухе с AIDC T-CH-1. Или это случилось 17 декабря 1985 г.?
5261 29 октября 2020 F-5E
5277 16 марта 1982 F-5E
5286 22 марта 2021 F-5E Столкновение в воздухе с б/н 5286
5287 22 марта 2021 F-5E Столкновение в воздухе с б/н 5287
9 мая 1989 F-5E По данным www.aviation-safety.net,  со ссылкой на AFM APR 2003, был списан самолет типа F-5Е.  По данным https://www.getit01.com/p20180617561063451 также имеется путаница, по этим сведениям именно этот самолет имел  б/н 5227 и был потерян и 9 мая 1989 г. и 2 октября 1990 г. Так не бывает. Потерей пока не считается до выяснения всех деталей.
  10 января 1991 F-5E По данным https://aviation-safety.net/wikibase/264496 пилот пропал без вести. Кандидатов хватает.
  19 июня 1995 F-5E По данным https://aviation-safety.net/wikibase/245473 потерпел аварию при посадке. Потерей пока не считается до выяснения всех деталей, хотя и кандидаты есть на эту роль.
22 января 1997 F-5E Поражен средствами ПВО Тайваня. По данным www.scramble.nl  и Flight International самолет был потерян.

ВВС Тайваня получили 242 самолета типа F-5Е, с б/н 5101 по 5342. Пока считается, что общие потери машин F-5Е, с б/н и без б/н, но с датой, могут составлять минимально 38 самолетов. При одном условии, если б/н 5110 был  потерян 10 января 1991 г. или был сбит 22 января 1997 г. Если же нет, то потерь уже 39. А вот если принять сведения о том, что 9 мая 1989 г. и 2 октября 1990 г. было потеряно два разных самолета, то потерь будет уже минимум 39, а максимум и все 40. По некоторым Тайгерам вообще нет никаких данных. Например, это машины с б/н 5200,5204,5209,5305. Может быть и с ними случились неприятности. С учетом же планов по снятию этих самолетов с вооружения до 2026 г. в связи с заменой, то потери в принципе легко спрятать.

5351 2 июня 1996 F-5F
5354 7 августа 1989 F-5F
5356 5 октября 2001 F-5F
5366 25 сентября 1981 F-5F
5371 11 мая 2007 F-5F
5375 22 ноября 1982 F-5F
5379 27 января 2005 F-5F
5381 17 июня 2006 F-5F
5388 30 сентября 1997 F-5F Столкновение в воздухе с б/н 5228
5390 26 января 1989 F-5F Или 27 января 1989 г.?
5394 3 декабря 1998 F-5F
5401 13 сентября 2011 F-5F
5405 5 октября 1992 F-5F
5410 15 июля 2009 F-5F
5415 15 июля 1989 F-5F

На 20 сентября 2022 г. считается, что общие потери машин F-5F с известными б/н составляют минимально 15 самолетов. Было получено 66 самолетов типа F-5F, с б/н 5351 по 5416. На январь 2016 г. по данным https://military.wikia.org/wiki/Republic_of_China_Air_Force#cite_note-World_Air_Forces_2016_pg._30-45  на вооружении находилось 25 самолетов типа F-5F. На январь 2020 г. по данным www.flightglobal.com/reports/world-air-forces  на вооружении находился уже 31 самолет типа F-5F, вот такой парадокс. По данным www.scramble.nl   таких машин в 2020 г. в летнопригодном состоянии оставалось 40. Очевидно, что по еще нескольким УБС Тайгер, например, по б/н 5373,5376,5411, информация отсутствует и очень давно. Что с ними, никто не знает. Но ведь 40 самолетов это вообще никак не 31 и не 25. Такое чувство, что в реальности никто и не знает численности машин, стоящих на вооружении. Цифры берутся прямо с потолка. Вопросы есть.

5502 12 октября 2003 RF-5E экс F-5E б/н 5316
5506 13 сентября 2011 RF-5E экс F-5E б/н 5323
Семь самолетов типа F-5E были переделаны в разведчики типа RF-5E. Потери составили две машины. Оставшиеся вроде бы еще эксплуатируются.

Таблица 2

Данные по самолетам F-5Е/F, по которым есть вопросы.

б/н тип примечания
5270 F-5E По данным www.scramble.nl  в октябре 2008 г. от самолета осталась задняя часть фюзеляжа. Хотя имеется фотография от 1996 г. https://www.aviationphotocompany.com/p129326842/h89931553#h89931553  и этот Тайгер выглядит очень даже ничего. Был потерян? В 1997 г.?
5312 F-5E По данным www.worldmilitair.com  был списан в 1978 г. Потерей не считается, т.к. еще в 2000 г. стоял на вооружении в 7th TFW. В марте 2019 г. находился в музее в Pingtung, как экспонат.
5361 F-5F 8 августа 1981 г. был угнан в КНР, находится на выставке в авиамузее в Пекине, https://www.flickr.com/photos/egbj/39701365065   
5398 F-5F FMS 83-0124, VH1021, по информации http://taiwanairpower.org/af/f5.html,  данные на апрель 2008 г., был списан после аварийной посадки 13 апреля 2004 г. По данным www.scramble.nl  был отремонтирован, на 2019 г. имел статус act-активен, имеется фото https://www.flickr.com/photos/hsu-chunyuan/15437700745   
5411 F-5F FMS 83-0137, VH1034, по данным www.scramble.nl  нет никакой информации

Сегодня на улице хозяйничает 2022 год. Если оглянуться на много лет назад, то от начала эксплуатации первых тайваньских Фридом Файтеров с 1965 г. прошло уже 66 лет. Это к чему? Имеется очень серьезная работа 2019 года издания именитых тайваньских же авторов, в т.ч. о численности и состоянии ВВС Тайваня https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1055&context=histsp.  Там в частности говорится, ссылаясь на очень серьезные источники, что в ROCAF было поставлено ровно 115 самолетов F-5A/B. Даже в наши дни нет полного консенсуса о количестве стоящих на вооружении этих машин. Имеются данные об именно 117 таких самолетах. Вот из этого и будем исходить.


Уголок неба. 2019  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100