|
Версия 2.0
Данные приведены на 20 сентября 2022 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk.
Таблица 1
Данные по потерям самолетов F-5А/В/Е/F.
б/н
|
дата потери
|
тип
|
примечания
|
1110
|
1971
|
F-5B
|
по данным www.scramble.nl
|
|
17 ноября 1980
|
F-5B
|
по данным www.scramble.nl
|
Приводятся различные данные о количестве поставленных F-5B в ВВС Тайваня. Где-то сообщают о 22 машинах, а где-то речь идет о 23. Например, по данным
http://www.joebaugher.com/usaf_fighters/f5_11.html
было получено 23 единицы F-5B и 92 F-5А. Но это датировалось 2000-м гг. На сегодня же известно только о 22 машинах F-5B, имеющие бортовые номера с 1101 по 1122. Кстати, на сегодня также подтверждаются поставки не 92 машин типа F-5А, а именно 95.
|
1201
|
24 февраля 1966
|
F-5А
|
c/n N6094, FMS 64-13325
|
1204
|
|
F-5А
|
c/n N6097, FMS 64-13328, дата потери неизвестна
|
1205
|
24 мая 1976
|
F-5А
|
c/n N6098, FMS 64-13329, по данным
www.scramble.nl и
www.worldmilitair.com. Или 24 мая
1966 г.?
|
1209
|
|
F-5А
|
c/n N6178, FMS 65-10517, дата потери неизвестна
|
1218
|
31 октября 1971
|
F-5А
|
c/n N6281, FMS 66-9177
|
1223
|
1971
|
F-5А
|
c/n N6286, FMS 66-9182, по данным
www.scramble.nl |
1237
|
|
F-5А
|
c/n N6307, FMS 66-9203, дата потери неизвестна
|
1255
|
1971
|
F-5А
|
c/n N6350, FMS 67-21161, по данным
www.scramble.nl |
1257
|
|
F-5А
|
c/n N6353, FMS 67-21166, дата потери неизвестна
|
1262
|
1971
|
F-5А
|
c/n N6358, FMS 67-21171, по данным
www.scramble.nl |
1264
|
1971
|
F-5А
|
c/n N6360, FMS 67-21173, по данным
www.scramble.nl |
1265
|
|
F-5А
|
c/n N6361, FMS 67-21174, дата потери неизвестна
|
1274
|
|
F-5А
|
c/n N6470, FMS 69-7104, дата потери неизвестна
|
1276
|
1973
|
F-5А
|
c/n N6477, FMS 69-7111, списан по данным
www.worldmilitair.com,
по другим данным на 2016 г. находился в музее в Kangshan
|
1278
|
2 июля 1973
|
F-5А
|
c/n N6479, FMS 69-7113
|
1289
|
14 марта 1972
|
F-5А
|
c/n N6489, FMS 69-7123, по данным
www.scramble.nl |
1290
|
1972
|
F-5А
|
Списан по данным www.scramble.nl
|
|
|
F-5А
|
c/n N6312, FMS 66-14458, дата потери неизвестна, б/н может находится в диапазоне от 1240-1245, кроме б/н 1242. Вероятнее всего это б/н 1240.
|
|
30 апреля 1980
|
F-5А
|
по данным www.scramble.nl
|
|
25 февраля 1985
|
F-5А
|
по данным www.scramble.nl
|
|
23 апреля 1985
|
F-5А
|
По данным www.aviation-safety.net
|
Да, есть 18 потерянных самолетов типа F-5А Фридом Файтер, у которых известен хотя бы бортовой номер. Часть машин просто невозможно привязать к заводским или экс американским номерам. По многим тайваньским машинам в принципе нет никакой информации. Понятно, что потерь значительно больше. По всем доступным на сегодня данным ВВС Тайваня получили 95 самолетов типа F-5А, с б/н 1201 по 1295.
|
5104
|
23 февраля 1977
|
F-5E
|
|
5110
|
х/хх/хххх
|
F-5E
|
По данным
http://www.taiwanairpower.org/af/f5.html и
http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1974.html, по данным
www.scramble.nl в декабре 1999 г. вроде бы числился в составе 7th TFW.
|
5113
|
3 марта 1978
|
F-5E
|
|
5116
|
4 апреля 1986
|
F-5E
|
|
5118
|
2 ноября 1981
|
F-5E
|
|
5120
|
11 февраля 1989
|
F-5E
|
Был угнан в КНР и разбился.
|
5124
|
6 июля 1979
|
F-5E
|
|
5129
|
14 апреля 1982
|
F-5E
|
|
5131
|
1 апреля 1976
|
F-5E
|
|
5135
|
24 мая 1991
|
F-5E
|
|
5136
|
7 сентября 1978
|
F-5E
|
|
5141
|
10 апреля 1985
|
F-5E
|
У
http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1975.html
другие данные по этой аварии, якобы был потерян б/н 5142, но это вероятно опечатка.
|
5152
|
28 мая 1992
|
F-5E
|
|
5164
|
27 апреля 1979
|
F-5E
|
|
5166
|
27 апреля 1986
|
F-5E
|
|
5168 |
15 января 1985 |
F-5E |
|
5176
|
8 ноября 1978
|
F-5E
|
|
5177
|
в марте 1980
|
F-5E
|
|
5189
|
19 мая 1979
|
F-5E
|
|
5190
|
19 мая 1979
|
F-5E
|
|
5191
|
28 мая 1991
|
F-5E
|
|
5194
|
в марте 1980
|
F-5E
|
|
5201
|
13 мая 1978
|
F-5E
|
|
5203
|
4 июня 1979
|
F-5E
|
|
5205
|
14 февраля 1986
|
F-5E
|
|
5213
|
7 августа 1978
|
F-5E
|
|
5222
|
14 февраля 1986
|
F-5E
|
|
5227
|
2 октября 1990
|
F-5E
|
По тайваньским данным от 2008 г.
http://taiwanairpower.org/write_offs.html
самолет с таким же б/н был потерян 9 мая 1989 г. и ссылка есть на AFM APR
2003. По данным
https://www.getit01.com/p20180617561063451 и
www.scramble.nl
эта машина также была потеряна или 9 мая 1989 г. или 2 октября 1990 г. Очевидно,
что где-то ошиблись. Или было два потерянных Тайгера. Пока учтен как один. |
5228
|
30 сентября 1997
|
F-5E
|
Столкновение в воздухе с б/н 5388
|
5232 |
28 сентября 1988 |
F-5E |
|
5239
|
20 декабря 1995
|
F-5E
|
|
5255
|
26 июля 1991
|
F-5E
|
|
5260
|
18 декабря 1985
|
F-5E
|
Столкновение в воздухе с AIDC T-CH-1. Или это случилось 17 декабря 1985 г.?
|
5261
|
29 октября 2020
|
F-5E
|
|
5277
|
16 марта 1982
|
F-5E
|
|
5286 |
22 марта 2021 |
F-5E |
Столкновение в воздухе с б/н 5286 |
5287 |
22 марта 2021 |
F-5E |
Столкновение в воздухе с б/н 5287 |
|
9 мая 1989
|
F-5E
|
По данным
www.aviation-safety.net,
со ссылкой на AFM APR 2003, был списан самолет типа F-5Е. По
данным
https://www.getit01.com/p20180617561063451 также имеется путаница, по этим
сведениям именно этот самолет имел б/н 5227 и был потерян и 9 мая 1989 г.
и 2 октября 1990 г. Так не бывает. Потерей пока не считается до выяснения всех
деталей. |
|
10 января 1991 |
F-5E |
По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/264496 пилот пропал без
вести. Кандидатов хватает. |
|
19 июня 1995 |
F-5E |
По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/245473 потерпел аварию при
посадке. Потерей пока не считается до выяснения всех деталей, хотя и
кандидаты есть на эту роль. |
|
22 января 1997
|
F-5E
|
Поражен средствами ПВО Тайваня. По данным
www.scramble.nl и Flight International самолет был потерян.
|
ВВС Тайваня получили 242 самолета типа F-5Е, с б/н 5101 по 5342. Пока считается, что общие потери машин F-5Е, с б/н и без б/н, но с датой, могут составлять минимально 38 самолетов. При одном условии, если б/н 5110 был
потерян 10 января 1991 г. или был сбит 22 января 1997 г. Если же нет, то потерь уже 39.
А вот если принять сведения о том, что 9 мая 1989 г. и 2 октября 1990 г. было
потеряно два разных самолета, то потерь будет уже минимум 39, а максимум и все
40. По некоторым Тайгерам вообще нет никаких данных. Например, это машины с б/н 5200,5204,5209,5305. Может быть и с ними случились неприятности. С учетом же планов по снятию этих самолетов с вооружения до 2026 г. в связи с заменой, то потери в принципе легко спрятать.
|
5351
|
2 июня 1996
|
F-5F
|
|
5354
|
7 августа 1989
|
F-5F
|
|
5356
|
5 октября 2001
|
F-5F
|
|
5366
|
25 сентября 1981
|
F-5F
|
|
5371
|
11 мая 2007
|
F-5F
|
|
5375
|
22 ноября 1982
|
F-5F
|
|
5379
|
27 января 2005
|
F-5F
|
|
5381
|
17 июня 2006
|
F-5F
|
|
5388
|
30 сентября 1997
|
F-5F
|
Столкновение в воздухе с б/н 5228
|
5390
|
26 января 1989
|
F-5F
|
Или 27 января 1989 г.?
|
5394
|
3 декабря 1998
|
F-5F
|
|
5401
|
13 сентября 2011
|
F-5F
|
|
5405
|
5 октября 1992
|
F-5F
|
|
5410
|
15 июля 2009
|
F-5F
|
|
5415
|
15 июля 1989
|
F-5F
|
|
На 20 сентября 2022 г. считается, что общие потери машин F-5F с известными б/н составляют минимально 15 самолетов. Было получено 66 самолетов типа F-5F, с б/н 5351 по 5416. На январь 2016 г. по данным
https://military.wikia.org/wiki/Republic_of_China_Air_Force#cite_note-World_Air_Forces_2016_pg._30-45
на вооружении находилось 25 самолетов типа F-5F. На январь 2020 г. по данным
www.flightglobal.com/reports/world-air-forces
на вооружении находился уже 31 самолет типа F-5F, вот такой парадокс. По данным
www.scramble.nl
таких машин в 2020 г. в летнопригодном состоянии оставалось 40. Очевидно, что по еще нескольким УБС Тайгер, например, по б/н 5373,5376,5411, информация отсутствует и очень давно. Что с ними, никто не знает. Но ведь 40 самолетов это вообще никак не 31 и не 25. Такое чувство, что в реальности никто и не знает численности машин, стоящих на вооружении. Цифры берутся прямо с потолка. Вопросы есть.
|
5502
|
12 октября 2003
|
RF-5E
|
экс F-5E б/н 5316
|
5506
|
13 сентября 2011
|
RF-5E
|
экс F-5E б/н 5323
|
Семь самолетов типа F-5E были переделаны в разведчики типа RF-5E. Потери составили две машины. Оставшиеся вроде бы еще эксплуатируются.
|
Таблица 2
Данные по самолетам F-5Е/F, по которым есть вопросы.
б/н
|
тип
|
примечания
|
5270
|
F-5E
|
По данным www.scramble.nl
в октябре 2008 г. от самолета осталась задняя часть фюзеляжа. Хотя имеется фотография от 1996 г.
https://www.aviationphotocompany.com/p129326842/h89931553#h89931553
и этот Тайгер выглядит очень даже ничего. Был потерян? В 1997 г.?
|
5312
|
F-5E
|
По данным www.worldmilitair.com
был списан в 1978 г. Потерей не считается, т.к. еще в 2000 г. стоял на вооружении в 7th TFW. В марте 2019 г. находился в музее в Pingtung, как экспонат.
|
5361
|
F-5F
|
8 августа 1981 г. был угнан в КНР, находится на выставке в авиамузее в Пекине,
https://www.flickr.com/photos/egbj/39701365065
|
5398
|
F-5F
|
FMS 83-0124, VH1021, по информации
http://taiwanairpower.org/af/f5.html,
данные на апрель 2008 г., был списан после аварийной посадки 13 апреля 2004 г. По данным
www.scramble.nl
был отремонтирован, на 2019 г. имел статус act-активен, имеется фото
https://www.flickr.com/photos/hsu-chunyuan/15437700745
|
5411
|
F-5F
|
FMS 83-0137, VH1034, по данным www.scramble.nl
нет никакой информации
|
Сегодня на улице хозяйничает 2022 год. Если оглянуться на много лет назад, то от начала эксплуатации первых тайваньских Фридом Файтеров с 1965 г. прошло уже 66 лет. Это к чему? Имеется очень серьезная работа 2019 года издания именитых тайваньских же авторов, в т.ч. о численности и состоянии ВВС Тайваня
https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1055&context=histsp.
Там в частности говорится, ссылаясь на очень серьезные источники, что в ROCAF было поставлено ровно 115 самолетов F-5A/B. Даже в наши дни нет полного консенсуса о количестве стоящих на вооружении этих машин. Имеются данные об именно 117 таких самолетах. Вот из этого и будем исходить.
Уголок неба. 2019
(Страница:
Дата модификации:
)
|