Данные приведены на 10 ноября 2022 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации https://aviation-safety.net/wikibase/type/hf24, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents, www.worldmilitair.com, https://scramble.nl/database/military/in. Возможно, что это неполные данные.
Таблица 1
Данные о потерях
дата потери
|
примечания |
1 мая 1967 |
б/н BD831, пилот 10 аэ Сукхвант Сингх погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
16 июля 1967 |
б/н BD841, пилот 10 аэ В. Кришнамурти катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
1 августа 1967 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57547, http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results был потерян самолет из 10 аэ. Потерей не считается, была перепутана дата с 16 июля 1967 г. |
8 апреля 1968 |
Пилот ASTE И.С.Сандху катапультировался в районе Канпура |
10 января 1970 |
б/н BD886 экс-б/н HF032, пилот HAL Gp Capt Suranjan Das погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://scramble.nl/database/accident#results |
12 мая 1970 |
б/н BR462 экс-б/н HF001, пилот HAL Sqn Ldr K.L.Narayanan погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://aviation-safety.net/wikibase/57544. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results самолет числился в ASTE. |
12 сентября 1970 |
б/н BD853, пилот 10 аэ Wg Cdr O.N.Kacker погиб при взлете из АВБ Уттарлай по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm, https://scramble.nl/database/accident#results и https://aviation-safety.net/wikibase/57543 катастрофа произошла 1 сентября 1970 г. |
4 марта 1971 |
б/н BD863, пилот 10 аэ С.Агнихотри катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
27 июля 1971 |
б/н BD850, пилот HAL Wg Cdr J.K.Mohlah погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным https://scramble.nl/database/accident#results самолет числился в ASTE. |
21 ноября 1971 |
б/н D1206, пилот ASTE Sqn Ldr А.К.Sapre погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm это было 12 ноября 1971 г. |
4 декабря 1971 |
б/н D1193, пилот 220 аэ П.В.Апте погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm. Самолет был сбит средствами ПВО Пакистана. |
5 декабря 1971 |
По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет 220 аэ был сбит средствами ПВО Пакистана, пилот J.L.Bhargava попал в плен. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm этот самолет был также потерян 4 декабря 1971 г. |
9 декабря 1971 |
б/н ВD858, самолет из состава 10 аэ был сбит средствами ПВО Пакистана по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results самолет имел б/н б/н ВD859. |
11 декабря 1971 |
б/н D1204, самолет 220 аэ был уничтожен на АВБ Уттарлай самолетом типа F-104 ВВС Пакистана по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm. |
1 января 1974 |
Пилот 220 аэ К.Р.Сингх катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
24 сентября 1974 |
б/н D1239, пилот 220 аэ Р.П.Шарма погиб в катастрофе при посадке на АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
28 октября 1974 |
Пилот У.Н.Гангулай катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents, когда его самолет вошел в плоский штопор. |
10 июля 1975 |
Пилот Л.А.Фернандес катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
11 ноября 1975 |
б/н D1258, пилот 220 аэ Ф.Э.Де Суза погиб в катастрофе в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
23 июля 1976 |
Пилот 10 аэ У.Ш.Джелли катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
15 августа 1976 |
Пилот катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
6 октября 1976 |
б/н D1247, пилот 10 аэ С.В.Р.Секхар катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
8 июля 1978 |
б/н D1276, пилот 31 аэ Д.С.Капур погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
22 сентября 1979 |
б/н D1692, пилот 220 аэ С.Ч.Батра катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
6 сентября 1980 |
б/н D1243, пилот 220 аэ Р.К.Кхуллар погиб в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
29 октября 1980 |
б/н D1259, пилот 220 аэ К.Кесавадас погиб в районе полигона Покхаран по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
1 января 1981 |
Потерян по данным https://scramble.nl/database/accident#results и https://aviation-safety.net/wikibase/57536. |
10 февраля 1982 |
Пилот С.Мохан катапультировался в районе полигона Sidhwan Khas в Пенджабе по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
5 мая 1982 |
Пилот С.Н.Гарг катапультировался в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents |
12 июня 1982 |
б/н D1211, пилот А.Т.Матур разбился на взлете из-за отказа двигателя. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот спасся, а самолет был списан и это был последний потерянный Марут. По данным Мartin Baker List пилот успел катапультироваться, а самолет врезался в здание колледжа. |
|
По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Aircraft самолет с б/н ВD840 был списан в аварии, самолет пилотировал Wg Cdr V.Krishnamurti. По данным опять же http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents все тот же Wg Cdr V.Krishnamurti из 10 аэ катапультировался 16 июля 1967 г. из самолета с б/н BD841. Где ошибка? BD840 или BD841? Или самолет с б/н BD840 был потерян в другое время? Вероятнее всего, так и было.
|
Т.о. на 10 ноября 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Индии потеряли минимум 29 самолетов типа HF-24 из 147 поставленных (или все-таки 145?).
По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm за время эксплуатации Марутов в ВВС Индии, с 1964 г. по 1986 г., был потерян 21 самолет (три сбито пакистанским зенитным огнём, один - расстрелян F-104 на земле, и 17 - в авариях и катастрофах). Но данные эти датировались еще 2013 годом. А последние данные http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents именно по Марутам датируются уже 2022 годом. Появилось много информации и по пилотам, и по бортовым номерам. Естественно в будущем возможна корректировка. Да и уровень потерь в принципе не мог сильно отличаться от уровня потерь других аналогичных машин, особенно в индийских ВВС.
По данным https://www.flugrevue.de/klassiker/indiens-einstieg-in-die-luftfahrtindustrie-hal-hf-24-marut/ всего для ВВС было построено 132 самолета типа Марут Мк1, в т.ч. из них было 18 двухместных машин. По данным https://combatace.com/files/file/13643-hal-hf-24-marut-mk1/ было построено 112 одноместных и 18 двухместных машин. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_HF-24_Marut и https://defenceforumindia.com/threads/hf-24-marut.22755/page-3 всего было построено 147 машин. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://www.historynet.com/kurt-tanks-indian-storm/ было построено 145 машин. По данным https://www.konflikty.pl/technika-wojskowa/w-powietrzu/hf-24-marut-indyjskie-dziecko-niemieckiego-umyslu/ было построено 145 машин, из них в ВВС ушло 130 или более машин. Как всегда, любые цифры и на любой вкус.
Что известно по бортовым номерам на сегодня?
1. Было получено 32 машины с б/н BD828 по б/н BD859.
2. Было получено 7 машин с б/н BD884 по б/н BD890, из них две машины с б/н BD888 и BD889 были двухместными типа Мк.1Т.
3. Было получено 2 прототипа с б/н BR462 и б/н BR463.
4. Было получено 87 машин с б/н D1191 по б/н D1277.
5. Было получено 13 двухместных машин типа Мк.1Т с б/н D1691 по б/н D1703.
Прототип с б/н HF001 получил новый б/н BR462.
Прототип с б/н HF032 получил новый б/н BD886.
Итого пока есть сведения только на 141 бортовой номер, в т.ч. всего на 15 двухместных машин типа Мк.1Т. А их по всем данным было построено 18 единиц. Т.о. уже есть одна загадка на ровном месте. По нескольким самолетам вообще нет никаких данных, говорится только о том, что это были прототипы без известных бортовых номеров. По данным https://scramble.nl/database/military/in#results имеется информация о самолете типа Мк.1 с б/н 1022, фото которого датируется 1964 годом. Прототип?
Имеется очень хорошая работа за 2015 г. https://www.team-bhp.com/forum/commercial-vehicles/159928-indian-aviation-hal-hf-24-marut-first-indian-jet-fighter.html, там тоже говорится именно о 145 поставленных Марутах. К сожалению, по авариям и потерям там ничего нет.
Имеется книга бывшего военного Group Captain Vivek Kapur за 2018 год под названием «Indian Aircraft Industry: Possible Invention for Success in the Twenty First Century». Там указано, что ВВС Индии получили 123 одноместных и 18 двухместных машин.
Пока разгребал сведения по Марутам, появилась очень хорошая работа Шива Шастри (Dr Shiv Sastry) https://airpowerasia.com/2021/01/23/analysis-of-peacetime-attrition-of-historical-iaf-aircraft/ по потерям в военной авиации Индии конкретно по типам самолетов. Статья была опубликована 23 января 2021 г. Автор, известный специалист в области авиационных тем, вывел свои данные по потерям. К очень большому сожалению при ближайшем рассмотрении все его цифры были взяты из данных источника http://www.bharat-rakshak.com.
Таблица 2
Данные Шива Шастри о потерях ВВС Индии по типам самолетов.
Тип самолета |
Всего поставлено |
Всего потеряно |
Военные потери в т.ч. |
Период времени эксплуатации |
Вампир |
386 |
101 |
11 |
1948-1975 |
Ураган |
113 |
38 |
0 |
1953-1967 |
Мистер |
110 |
43 |
22 |
1957-1973 |
Хантер |
252 |
119 |
37 |
1958-1996 |
Нэт/Аджит |
262 |
88 |
9 |
1958-1991 |
Су-7 |
140 |
45 |
19 |
1968-1986 |
HF-24 |
147 |
28 |
4 |
1967-1990 |
МиГ-21 |
843 |
285 |
14 |
с 1963 г. |
МиГ-23 |
162 |
48 |
0 |
1984-2007 |
МиГ-27 |
165 |
57 |
1 |
1985-2019 |
По этой таблице. Ну что тут сказать? Сегодня на улице уже ноябрь 2022 года. За прошедший год всплыло очень много новой информации. Например, можно смело заявить, что самолетов типа МиГ-23 индийские ВВС получили минимум 172 самолета, и по каждому бортовому номеру имеются железобетонные доказательства. По данным http://airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poterimig23.html потери машин типа МиГ-27 именно на сегодня оцениваются в минимум 53 самолета и возможно плюс еще четыре машины, по которым сведений пока еще недостаточно, чтобы записать их в потери. По самолетам типа МиГ-21 каждый год что-то всплывает и прошедший год также не стал исключением по изменению численности потерь. По данным http://airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poterimig21.html именно на сегодня потери этих машин оцениваются уже в минимум 308 самолетов и это не предел.
Уголок неба. 2022