Вопросы по индонезийским военным Альбатросам возникли давно, но из-за малых объемов информации руки не доходили навести хоть какой-то минимальный порядок. Время шло, стали появляться новые сведения, поэтому рассмотрим ситуацию с этими самолетами, исходя из данных по ним уже на сегодня.
По данным https://scramble.nl/database/military/id#results на сентябрь 1992 г. самолет с экс-б/н РВ-512 находился в Бандунге/ аэропорт имени Хусейна Састранегара и имел индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования). По данным www.hu-16.com самолет уничтожен/разрушен.
G-439
PB-513 PB-520
По данным www.hu-16.com, сведения на 2009 г., самолет уничтожен/разрушен.
Экс-б/н США 146428, экс-б/н 60+06 ВМС ФРГ, экс б/н ВМС Индонезии РВ-523 или же б/н РВ-525. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results на июль 2019 г. самолет с экс-б/н РВ-523 находился в Бандунге/ аэропорт имени Хусейна Састранегара в качестве экспоната с б/н IR-0223. Есть фото https://www.jetphotos.com/registration/IR-0223. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results самолет с экс-б/н РВ-525 в 2005 г. находился в Бандунге/ аэропорт имени Хусейна Састранегара в качестве как-бы экспоната с б/н IR-0225. По американским данным https://www.goodall.com.au/grumman-amphibians/grummanalbatross.pdf к 12 мая 1993 г. оба самолета с c/n 446 и 448 были подремонтированы и приготовлены для дальнейшей переброски на территорию США, получив новые бортовые номера N125DA и N202DA соответственно. В 2012 г. и 2013 г. соответственно эти регистрационные/ бортовые номера США были аннулированы и обе машины так и остались в Бандунге, по крайней мере в 2015 г. самолеты находились именно там по этим же данным.
Экс-б/н США 146430, экс-б/н 60+08 ВМС ФРГ, экс б/н ВМС Индонезии РВ-523 или же б/н РВ-525. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results на июль 2019 г. самолет с экс-б/н РВ-523 находился в Бандунге/ аэропорт имени Хусейна Састранегара в качестве экспоната с б/н IR-0223. Есть фото https://www.jetphotos.com/registration/IR-0223. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results самолет с экс-б/н РВ-525 в 2005 г. находился в Бандунге/ аэропорт имени Хусейна Састранегара в качестве как-бы экспоната с б/н IR-0225. По американским данным https://www.goodall.com.au/grumman-amphibians/grummanalbatross.pdf к 12 мая 1993 г. оба самолета с c/n 446 и 448 были подремонтированы и приготовлены для дальнейшей переброски на территорию США, получив новые бортовые номера N125DA и N202DA соответственно. В 2012 г. и 2013 г. соответственно эти регистрационные/ бортовые номера США были аннулированы и обе машины так и остались в Бандунге, по крайней мере в 2015 г. самолеты находились именно там по этим же данным.
По данным
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19620517-3 самолет с б/н
РВ-514 и c/n
G-440 пропал без
вести 17 мая 1962 г. во время проведения поисково-спасательной операции в районе
Kaimana Bay, West Irian.
На борту находилось 7 человек, все они были признаны погибшими. Это потеря, но с
одним уточнением. Бортовой номер этого Альбатроса, и серийный соответственно,
был совсем другой.
С учетом того, что сведения о б/н и c/n
были взяты
из книги Sejarah TNI Angkatan
Udara: 1970-1979, то можно допустить, что исчезнувший Альбатрос имел совсем
другие номера. Например, это могла быть какая-то машина с c/n
G-436,439,442.
хотя еще по тем же данным, но по состоянию на декабрь 2022 г., потери
оценивались еще в три машины.По данным www.hu-16.com, последние изменения были в 2009 г., были уничтожены/разрушены самолеты с
c/n G-365,380,437,438,439,440,441,442,443,447. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results, последние изменения были в 2022 г., нет никаких сведений по самолетам с б/н G-436,439,442,447, а вот самолеты с б/н G-365,437,440 имеют индекс w/o (written off - списан). По Альбатросу с б/н G-447 все ясно, был продан в авиакомпанию Pelita Air Service как б/н PK-VAA. На сегодня нет никаких сведений только по трем машинам с G-436,439,442.
Понятно, что эти три Альбатроса являются потерянными. Какой-то один из них был
потерян 17 мая 1962 г. Что случилось с двумя другими, возможно уже никогда не
узнаем. Вероятнее всего были уничтожены во время событий 1965-1966 гг. или в любое время в те смутные времена, когда в Индонезии творилось такое, что и врагу не пожелаешь.
По данным https://saptono.wordpress.com/2009/01/12/bangkai-grumman-albatross/ от 3 января 2009 г. в проливе Москитов между островами Талак и Дамар-Течил в архипелаге Серибу/Тысячи островов в Яванском море были найдены обломки самолета типа Альбатрос. Это место находится у северного побережья о.Ява. С учетом того, что исчезнувший 18 января 1967 г. самолет ВМС Индонезии с б/н 302 как раз вылетел в Маланг/ аэропорт имени Абдул Рахмана Салеха и пропал без вести, возникает вопрос, а не этот ли Альбатрос нашли на дне морском в проливе Москитов? Если так, то одной загадкой стало меньше. Если же нет, то нашли остатки другого самолета из списка, включающего машины с G-436,439,442.А от места катастрофы другого
Альбатроса, пропавшего 17 мая 1962 г. в районе
Kaimana Bay, West Irian, это будет далековато.
Сначала необходимо разобраться с количеством поставленных машин. В 197-х и 198-х гг. весь бардак по вопросу о количестве стоящих на вооружении ВВС и ВМС самолетов происходил из-за абсолютно разных сведений о бортовых номерах индонезийских Альбатросов в т.ч. По данным https://www.uswarplanes.net/sa16.pdf было поставлено 8 самолетов с c/n G-436 по G-443, которые имели бортовые номера ВМС Индонезии с РВ-517 по РВ-524 соответственно. По другим данным было поставлено 8 самолетов типа UF-1 с c/n G-436 по G-443, которые имели бортовые номера ВМС Индонезии с РВ-510 по РВ-517 соответственно. И тут началось. 26 мая 1974 г. потерпел катастрофу флотский самолет-амфибия. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results или https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19740526-0 это был Альбатрос с б/н РВ-511 или с б/н РВ-514. По данным https://www.baaa-acro.com/crash/crash-grumman-hu-16a-albatross-near-manado-10-killed это был Альбатрос конкретно с б/н РВ-518. На сегодня существует без вариантов только она версия, это был самолет с c/n G-437 и б/н РВ-511/РВ-518. Чтобы никому не было обидно. Индонезийские источники утверждают, что самолеты имели бортовые номера с РВ-510 по РВ-517. Например, по сведениям https://saptono.wordpress.com/2009/01/12/bangkai-grumman-albatross/ имеются фотоснимки индонезийских Альбатросов с б/н РВ-510, РВ-513 и РВ-515. А вот фотоснимков машин типа UF-1 с РВ-517 по РВ-524 как-то не наблюдается. Да, есть сведения о бортовых номерах с РВ-522 по РВ-525, но они принадлежат экс-немецким самолетам типа UF-2. Итого что имеем? ВС
Индонезии получили восемь новых машин типа UF-1, два экс-американских типа UF-1
и четыре экс-немецких типа UF-2. Итого 14 самолетов. Общеизвестные потери
составляют четыре Альбатроса, а еще по двум машинам точных сведений нет, где и когда их ушатали.
К вопросу о достоверности тех или иных источников в разное время. Так, например, по данным http://www.airvectors.net/avgoose.html#m4 или http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html на вооружении ВС Индонезии всего поступило 13 Альбатросов, в т.ч. восемь новой постройки. А по данным журнала The Military Balance выходит, что в 197-х или 198-х гг. в составе ВС Индонезии одновременно никогда не было более пяти Альбатросов.
По фотоснимкам самолета с б/н IR-0117. По данным http://www.pictaero.com/en/pictures/picture,307205 или https://www.jetphotos.com/registration/IR-0117, например, у этой машины стоит c/n G-436. А по данным https://scramble.nl/database/military/id#results, например, у этого Альбатроса серийный номер как раз G-443. После разборов выяснилось, что новый б/н IR-0117 получил самолет, у которого был до этого б/н PB-517, это именно по индонезийским данным. А вот если брать американские данные, что самолет с c/n G-436 имел бортовой номер РВ-517, то все становится на свои места. Серийный номер указали тот, который принадлежал машине с экс-б/н РВ-517. Вот так и получился косяк на ровном месте.