Из-за постоянного изменения количества потерь
в военной авиации Индии каждый год приходится заново
перепроверять все сведения по каждой аварии. Что творится с
самолетами типа МиГ-23? Просто-напросто ведется постоянная
работа по выявлению все новых и новых данных по каждой
аварии. Результат работы индийских товарищей виден налицо.
Несколько лет так назад, опять же
по данным нижеперечисленных источников информации
потери оценивались всего в 44 самолета. Но вот наступил
2022 год. Закипела работа в архивах,
экс-пилоты ВВС Индии в очередной раз порадовали
профильных спецов своими воспоминаниями и т.д. и т.п.
Естественно цифра потерь снова изменилась и опять в сторону
увеличения.
По данным журнала ЗВО №12 за 2003 г.
со ссылкой на AFM (Air Force
Magazine) на АВБ
Калайкунда произошел пожар двигателя. Потерей не считается,
впоследствии выяснилось, что это была машина типа MiG-27.
Т.о. на
10
ноября 2022 г. установлено, что ВВС Индии потеряли минимум50 самолетов МиГ-23 всех
модификаций (из 172 поставленных- 29%
потерь). Вполне сравнимо с уровнем потерь "Ягуаров" в ВВС Франции, Индии или
Великобритании. Кроме того, в период с 1 января 1983 г. по 7 сентября 1995 г. в
ВВС Индии потерпели аварии и были потеряны 11 истребителей неидентифицированного типа, среди которых вполне могут быть и МиГ-23.
По данным
http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste/,
https://scramble.nl/database/military/in#results,
http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database
и т.д. и т.п.
в ВВС Индии поступило 95 самолетов типа
MiG-23BN, 40 машин MiG-23MF и
минимум 37 машин
типа MiG-23U.
Машины типа MiG-23BN
имели бортовые номера с SM201 по SM295.
Машины типа MiG-23MF имели
бортовые номера с SК401 по
SК440. А вот по бортовым номерам машин
типа MiG-23U все оказалось намного серьезнее. На
сегодня нам уже известно о 37 машинах,
которые имели бортовые номера
MS301,302,303,304,305,306,307,308,309,310,311,312,313,314,315,316,317,319,3030,3031,3032,3035,3081,3082,3083,
3084,3269,3270,3273,3432,3458,3468,3469,3470,3471,3472,3473.
Ранее везде фигурировала цифра в 30 поставленных УБС или более 30-ти машин. Про
самолет с б/н MS316 вообще никто ранее ничего не знал. По
индийским данным
https://www.warbirds.in/blog/warbirds-of-india-3-0/ от 3 октября 2022
г. только и узнали о существовании этой машины. И таких вот открытий еще много
впереди. Вполне также вероятно, что учебно-боевых машин в
ВВС Индии было поставлено поболее, чем 37.
Благодаря сведениям
http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
была получена информация о б/н
MS3031 и MS3270.
По данным
http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste/
в 2012 г. было заявлено о возможном нахождении в составе ВВС Индии еще трех
самолетов с б/н MS318, MS3033 и MS3034,
но на тот момент не было официального подтверждения об их
нахождении в составе ВВС.
Если это действительно так, то поставлено было ровно 40
УБС. Жаль только, что эти три номера более нигде не всплывали. Впрочем по
тем же сведениям также не было подтверждения о нахождении в составе ВВС самолета
с б/н MS3031. Про подробности потери именно этой машины
было сообщено только лишь в 2022 г. товарищами из
http://www.bharat-rakshak.com. Так что впереди еще
поле непаханое.
Без
преувеличения, на сегодня МиГ-23 является одним из самых
неизученных самолетов в ВВС Индии. Стоит открыть данные
The Military
Balance за любой год, то в глаза бросится
абсолютное несоответствие любых данных, касается это
поставок или ежегодного обновления по составу ВВС.