Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-23  ВВС Индии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-23 ВВС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 2.0

Данные приведены на 10 ноября 2022 г.

Из-за постоянного изменения количества потерь в военной авиации Индии  каждый год приходится заново перепроверять все сведения по каждой аварии. Что творится с самолетами типа МиГ-23? Просто-напросто ведется постоянная работа по выявлению все новых и новых данных по каждой аварии. Результат работы индийских товарищей виден налицо. Несколько лет так назад, опять же по данным нижеперечисленных источников информации  потери  оценивались всего в 44 самолета. Но вот наступил 2022 год. Закипела работа в архивах, экс-пилоты ВВС Индии в очередной раз порадовали профильных спецов своими воспоминаниями и т.д. и т.п. Естественно цифра потерь снова изменилась и опять в сторону увеличения.

 Все данные подтверждены открытыми источниками информации- https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG23 https://scramble.nl/database/military/in, http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Flogger.html,    www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. Расположение эскадрилий и авиабаз ВВС Индии показано на https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Indian_Air_Force_stations.

 

 

Таблица 1    

Потери МиГ-23  

Дата потери

тип Примечания
26 августа 1982 23BN

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 220 аэ  скадрон-лидер катапультировался после вхождения в штопор

6 сентября 1983 23BN б/н SM246, по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 221 аэ  уинг-коммандер катапультировался после столкновения с птицей
28 ноября 1983 23MF пилот 224 аэ уинг-коммандер погиб в районе Тилпата в Харьяне
6 июля 1984 23BN пилот 10 аэ флайт-лейтенант погиб в Раджастане
1 декабря 1984 23BN б/н SM239, пилот 10 аэ флайт-лейтенант катапультировался после столкновения с птицей
18 июля 1986 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 10 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Джодхпур
20 февраля 1987 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 221 аэ флайт-лейтенант погиб
21 мая 1987 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 10 аэ скадрон-лидер погиб
22 сентября 1987 23 в катастрофе пилот погиб в Химачал Прадеше
12 ноября 1987 23BN

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 10 аэ флайт-лейтенант катапультировался

1 ноября 1988 23U По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот катапультировался в районе Бхадинды
7 апреля 1989 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  произошла  авария с самолетом 10 аэ. Пилот скадрон-лидер Суреш Гатту не пострадал.
17 мая 1989 23 пилот скадрон-лидер катапультировался в районе Ахмедабада
15 июня 1989 23U оба пилота 221 аэ погибли
1 декабря 1989 23BN

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 31 аэ  флайт-лейтенант Аджай Ахуджа катапультировался над полигоном

10 января 1990 23U

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  один из пилотов 10 аэ флаин-офицер погиб при подлете к АВБ Джодхпур, второй пилот катапультировался

26 ноября 1990 23MF По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 224 аэ флаин-офицер погиб
25 января 1991 23BN

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет с б/н SM212 из состава 10 аэ при посадке потерпел аварию. Самолет был списан. Пилот не пострадал.

25 января 1991 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 220 аэ флайт-лейтенант Шривастава катапультировался
19 сентября 1991 23BN пилот 31 аэ уинг-коммандер погиб в районе АВБ Хальвара
21 октября 1991 23BN б/н SM278, пилот 221 аэ катапультировался в районе полигона Покхаран после вылета с АВБ Джайсалмер
22 января 1992 23BN пилот 10 аэ флаин-офицер погиб
13 февраля 1992 23U б/н MS3031, оба пилота 18 аэ катапультировались
3 апреля 1992 23BN пилот 221 аэ катапультировался в районе АВБ Джодхпур
10 сентября 1992 23 пилот флаин-офицер катапультировался в районе АВБ Адампур
20 марта 1993 23BN пилот 220 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Джодхпур
8 сентября 1993 23BN пилот 221 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Хальвара
10 ноября 1995 23

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  пилот катапультировался в районе Басуни в Джамму и Кашмире, вылет был с АВБ Шринагар

26 декабря 1995 23MF б/н SK436, столкновение в воздухе с б/н MS3270, пилот 224 аэ скадрон-лидер катапультировался
26 декабря 1995 23U б/н MS3270, столкновение в воздухе с б/н SK436, пилот 224 аэ скадрон-лидер катапультировался
5 июня 1996 23 пилот катапультировался в районе АВБ Джодхпур
9 марта 1997 23MF пилот катапультировался в районе АВБ Хальвара
8 мая 1997 23MF пилот катапультировался в районе АВБ Хальвара
9 октября 1997 23BN пилот 220 аэ катапультировался в районе АВБ Хальвара
3 сентября 1998 23BN

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 220 аэ катапультировался после взлета с АВБ Хальвара. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/249692 со ссылкой на AFM это было 1 октября 1998 г.

2 февраля 1999 23BN пилот 220 аэ катапультировался в районе АВБ Хальвара
26 марта 1999 23BN пилот катапультировался в районе АВБ Хальвара
2 февраля 2000 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents произошел отказ двигателя
24 марта 2000 23U оба пилота 220 аэ катапультировались в Каргиле после вылета с АВБ Шринагар
25 апреля 2000 23BN пилот 31 аэ скадрон-лидер погиб в районе Патиала в Пенджабе
10 мая 2000 23 пилот скадрон-лидер катапультировался в районе АВБ Хальвара
12 марта 2001 23BN б/н SМ261, пилот скадрон-лидер катапультировался после взлета с АВБ Хальвара в Пенджабе
5 июля 2001 23U оба пилота 10 аэ катапультировались в районе АВБ Джодхпур
15 марта 2002 23MF пилот катапультировался в районе АВБ Уттарлай
26 июня 2002 23BN пилот флайт-лейтенант катапультировался после взлета с АВБ Хальвара
4 апреля 2003 23BN б/н SM270, пилот флайт-лейтенант катапультировался после взлета с АВБ Хальвара
7 июля 2003 23BN пилот катапультировался в районе АВБ Хальвара
7 февраля 2004 23BN пилот 220 аэ флайт-лейтенант погиб в районе полигона Покхаран после вылета с АВБ Джайсалмер
17 ноября 2008 23U оба пилота 16 акр катапультировались в районе Алипурдуара после вылета с АВБ Хашимара
6 июля 2017 23U б/н MS3472, оба пилота 29 аэ катапультировались в районе АВБ Джодхпур



Таблица 2   

Не учтены, как потери   

Дата происшествия

тип Примечания
17 мая 1991 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  произошла cработка тормозной системы на взлете. Потерей не считается.
14 марта 2000 23U По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  произошел какой-то отказ авиатехники в механике. Потерей не считается.
21 августа 2001 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  произошла какая-то мелкая авария. Потерей не считается.
21 февраля 2002 23BN По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  произошла какая-то авария на АВБ Пафанкот с ущербом. Потерей не считается.
19 декабря 2002 23U По данным журнала ЗВО №12 за 2003 г. со ссылкой на AFM (Air Force Magazine) на АВБ Калайкунда произошел пожар двигателя. Потерей не считается, впоследствии выяснилось, что это была машина типа MiG-27.

 

Т.о. на 10 ноября 2022 г. установлено, что ВВС Индии потеряли минимум 50 самолетов МиГ-23 всех модификаций (из 172 поставленных- 29% потерь). Вполне сравнимо с уровнем потерь "Ягуаров" в ВВС Франции, Индии или Великобритании. Кроме того, в период с 1 января 1983 г. по 7 сентября 1995 г. в ВВС Индии потерпели аварии и были потеряны 11 истребителей неидентифицированного типа, среди которых вполне могут быть и МиГ-23.

По данным http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste/, https://scramble.nl/database/military/in#results, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database и т.д. и т.п.   в ВВС Индии поступило 95 самолетов типа MiG-23BN, 40 машин MiG-23MF и минимум 37  машин типа MiG-23U. Машины типа MiG-23BN имели бортовые номера с SM201 по SM295. Машины типа MiG-23MF имели бортовые номера с SК401 по SК440. А вот по бортовым номерам машин типа MiG-23U все оказалось намного серьезнее. На сегодня нам уже известно о 37 машинах, которые имели бортовые номера MS301,302,303,304,305,306,307,308,309,310,311,312,313,314,315,316,317,319,3030,3031,3032,3035,3081,3082,3083, 3084,3269,3270,3273,3432,3458,3468,3469,3470,3471,3472,3473. Ранее везде фигурировала цифра в 30 поставленных УБС или более 30-ти машин. Про самолет с б/н MS316 вообще никто ранее ничего не знал. По индийским данным https://www.warbirds.in/blog/warbirds-of-india-3-0/  от 3 октября 2022 г. только и узнали о существовании этой машины. И таких вот открытий еще много впереди. Вполне также вероятно, что учебно-боевых машин в ВВС Индии было поставлено поболее, чем 37. Благодаря сведениям http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents была получена информация о б/н MS3031 и MS3270. По данным http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste/ в 2012 г. было заявлено о возможном нахождении в составе ВВС Индии еще трех самолетов с б/н MS318, MS3033 и MS3034, но на тот момент не было официального подтверждения об их нахождении в составе ВВС. Если это действительно так, то поставлено было ровно 40 УБС. Жаль только, что эти три номера более нигде не всплывали. Впрочем по тем же сведениям также не было подтверждения о нахождении в составе ВВС самолета с б/н MS3031. Про подробности потери именно этой машины было сообщено только лишь в 2022 г. товарищами из http://www.bharat-rakshak.com. Так что впереди еще поле непаханое.

Без преувеличения, на сегодня МиГ-23 является одним из самых неизученных самолетов в ВВС Индии. Стоит открыть данные The Military Balance за любой год, то в глаза бросится абсолютное несоответствие любых данных, касается это поставок или ежегодного обновления по составу ВВС.

 



Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100