Данные приведены на 30 мая 2023 г.
Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.bharat-rakshak.com. Нижеприведенные данные касаются только тех 59 новых самолетов, которые были поставлены в период с 1985 г. по 2005 г.
Таблица 1
Потери самолетов Mirage 2000:
Самая интересная загадка состояла в том, чтобы узнать, а что именно случилось на АВБ Гвалиор 24 мая 1989 г.? Если почитать индийскую прессу того времени, то выходит, что в конце мая 1989 г. на АВБ Гвалиор произошло обрушение крыши ангара, в котором находились самолеты типа Мираж-2000, в результате чего полдюжины машин было повреждено или списано. Буквально в следующие дни, а именно 2 июня 1989 г., сингапурская газета Newspaper SG-The Straits Times сообщила, что в результате обрушения крыши ангара было уничтожено два Миража и еще шесть были повреждены. По данным https://scramble.nl/database/military/in#results в июле 1989 г. из-за обрушения крыши ангара было повреждено пять Миражей, причем допускается, что могли быть и списанные самолеты. Тогдашние опровержения представителей ВВС Индии о том, что ни одна машина не была списана, в расчет не брались. И только спустя 30 лет, а именно 19 октября 2019 г., бывший Group Captain Noel Amiyakumar Moitra в статье «День, когда в Гвалиоре упало небо» подробно рассказал о том, что произошло на АВБ Гвалиор 24 мая 1989 г. В источнике https://www-bharat--rakshak-com.translate.goog/IAF/history/1970s/n-a-moitra/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc все очень даже подробно написано. Если коротко о главном, то в результате обрушения крыши ангара было серьезно повреждено два Миража и еще шесть были повреждены незначительно. Было принято решение как можно быстрее отремонтировать все самолеты. Необходимые запчасти были оперативно доставлены из Франции. Спустя всего 80 дней, а именно 11 августа 1989 г., все восемь отремонтированных Миражей совершили демонстрационный полет. Весь ремонт обошелся в два миллиона долларов.
По данным http://www.kampfly.dk/Flysiden/Fly/Dassault/Mirage2000IN.htm и https://bmpd.livejournal.com/2992455.html в 2011 г. был подписан контракт на модернизацию 51 самолета до уровня Mirage-2000I/TI. Другими словами, еще в 2010 г. на вооружении ВВС Индии находился 51 Мираж-2000 из 59 поставленных, т.е. потери оценивались в восемь машин. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents почему-то была не учтена потеря 26 июня 1993 г. По данным только http://web.archive.org/web/20171002115738/http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/Mirage_2000/mirage_2000.htm в этот день, а именно 26 июня 1993 г., самолет типа Мираж-2000 разбился в поле в районе АВБ Гвалиор, при этом Flt Lt S Kumar катапультировался. Но по всем другим сведениям именно Flt Lt S Kumar катапультировался в аварии 27 января 1994 г. также в районе АВБ Гвалиор. Две даты потери одного и того же самолета? Данные http://aviation-safety.net/wikibase/57655 и https://scramble.nl/database/accident#results также сообщают о потере в этот день, а именно 26 июня 1993 г., самолета типа Мираж-2000. Самое подозрительное в этой истории то, что как раз эти же источники ссылаются на сведения именно http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/Mirage_2000/mirage_2000.htm, других же ссылок нет. А вот по данным http://aviation-safety.net/wikibase/58156 26 июня 1993 г. в аварии был потерян самолет типа МиГ-21 ВВС Индии. До появления более весомых доказательств вроде-бы потерянный 26 июня 1993 г. Мираж-2000 нельзя засчитывать. Что могло произойти на самом деле? Никто не отрицает авторитета Майка Беннетта, составителя http://www.ejection-history.org.uk. Это действительно очень талантливый специалист, один из пионеров в области составления первых баз данных по потерям военной авиатехники. Мог ли он ошибиться с этим индийским Миражом? Да, мог! Просто-напросто он человек, а ошибок нет только у того, кто ничего не делает. И опять же, если по потере этого индийского Миража 26 июня 1993 г. появится что-то новое, какие-то весомые детали, то внести изменения по статистике будет несложно.
По данным на 30 мая 2023 г., с учетом более полной информации, известно, что ВВС Индии за время эксплуатации с 1985 г. по 2023 г. потеряли минимум 13 самолетов типа Мираж-2000. Уровень потерь составил 22% от 59 поставленных машин. Вполне сравнимо с уровнем потерь самолетов типа МиГ-29 ВВС Индии, который составляет 22,8% (потеряно 18 самолетов) от 79 поставленных машин также по состоянию на 25 мая 2023 г.
По абсолютно всем данным, начиная с 1985 г. ВВС Индии получили 46 самолетов типа Mirage-2000Н (с б/н KF101 по б/н KF146) и 13 самолетов типа Mirage-2000TН (с б/н KТ201 по б/н KТ213). Подробнее по поставкам хорошо написано в источниках http://www.kampfly.dk/Flysiden/Fly/Dassault/Mirage2000IN.htm и http://www.airvectors.net/avmir2k.html.
Кстати, по данным http://www.airvectors.net/avmir2k.html ВВС Индии в 2015 г. получили два первых модернизированных Миража-2000 из 48 самолетов, подлежащих этой самой модернизации. К тому времени два самолета типа Mirage-2000TН уже были потеряны в авариях в 2012 г., и т.о. количество машин, законтрактованных для обновлений до уровня Mirage-2000I/TI, согласно этого ресурса, составляло ровно 50 единиц.
По данным https://www.thedispatch.in/the-story-of-mirage-2000-in-defence-of-india-since-1982/ в период эксплуатации с 1985 г. по 2000 г. ВВС Индии потеряли всего 4 самолета. Никаких аварий 26 июня 1993 г. и в феврале 1994 г. естественно не происходило по этим данным.
Уголок неба. 2023