|
Версия 1.4
Данные приведены на 10 июня 2024 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации–http://aviation-safety.net/wikibase/type/H60,
www.helis.com,
www.scramble.nl,
https://www.rotorspot.nl/product/s70.php.
Возможно, что это неполные данные.
Таблица №1.
Данные о потерях вертолетов S-70 Блэк хок.
дата потери
|
состав |
примечания |
х/хх/1992 |
EGM/Polis
Gölbasi |
б/н ЕМ-1614, c/n 701614, тип S-70А-17, по данным
https://scramble.nl/database/military/tr#results,
https://www.rotorspot.nl/product/s70-1.php
и
https://www.helis.com/database/cn/53862/ принадлежал Главному Управлению Безопасности
и был списан в 1992 г. По данным
https://scramble.nl/database/accident#results одна такая машина с б/н? была потеряна 26 февраля 1992 г. Вероятнее всего это один и тот же вертолет. |
10 августа 1993 |
жандармерия |
Трое из шести человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/83272. |
14 сентября 1994 |
армия |
Разбился из-за отказа двигателя. Трое погибших.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/172359. |
13 января 1995 |
жандармерия |
б/н J-1329, c/n 701329, тип S-70А-17. Разбился при вынужденной посадке. Погибли шесть человек.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73333. |
15 февраля 1996 |
армия |
c/n 701903, тип S-70А-28Е, разбился в Мармарисе. Шесть из пятнадцати человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73347. |
14 сентября 1997 |
жандармерия |
б/н J-1898, c/n 701898, тип S-70А-28Е. Разбился после столкновения с ЛЭП. Десять человек, находившиеся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/31039. |
27 июня 1998 |
армия |
Сбит наземными средствами ПВО курдов. По данным журнала ЗВО со ссылкой на Flight International. Списан также по данным
https://scramble.nl/database/accident#results. |
27 ноября 1998 |
жандармерия |
б/н J-1896, c/n 701896, тип S-70А-28Е. Был обстрелян курдами и сгорел после вынужденной посадки. Семнадцать человек, находившиеся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73332. |
5 января 2000 |
армия |
б/н 12308, потерян перед поставкой. Разбился в США.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73341. |
4 ноября 2002 |
флот |
б/н ТСВ-51, тип S-70B-8. Разбился. Двое из четырех человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73348. |
19 февраля 2004 |
жандармерия |
Все пять человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73334. |
7 декабря 2006 |
армия |
Списан после минного подрыва при посадке. Погиб один человек.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/151382. |
16 октября 2008 |
армия |
Разбился при посадке. Погиб один человек. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/34478. |
28 марта 2009 |
армия |
Разбился при посадке и был списан. По турецким данным принадлежал OzKK- Ozel Hava Grup и выполнял задачу SAR (поиска и спасения).
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/172249. |
23 марта 2010 |
армия |
Списан после аварии в Афганистане. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/73565. |
10 июня 2010 |
жандармерия |
б/н J-1966, c/n 701966, тип S-70А-28Е. Это данные
https://scramble.nl/database/military/tr#results. |
16 марта 2012 |
армия |
б/н 10981, типа S-70A-28D, разбился в Афганистане. Двенадцать человек, находившихся на борту, погибли.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/144440. |
22 июля 2012 |
армия |
Разбился при посадке. Шесть из пятнадцати человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/146847. |
10 ноября 2012 |
армия |
б/н 10992, типа S-70A-28D, разбился в плохую погоду. Семнадцать человек, находившихся на борту, погибли.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/150606. |
17 декабря 2013 |
армия |
б/н 10550, типа S-70A-28D, разбился после столкновения с ЛЭП. Четыре человека, находившиеся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/162770 и
https://scramble.nl/database/military/tr#results. |
12 октября 2014 |
флот |
б/н ТСВ-66, c/n 703330, тип S-70B-8. Разбился. Четыре человека, находившиеся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/170447 и
https://scramble.nl/database/military/tr#results |
5 июля 2016 |
жандармерия |
Семь из пятнадцати человек, находившихся на борту, погибли. Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/188528. |
15 июля 2016 |
EGM/Polis
Gölbasi |
б/н ЕМ-709, c/n 704000, тип S-70i, принадлежал Главному Управлению Безопасности. Был потерян во время мятежа. Это данные
https://scramble.nl/database/military/tr#results. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/188692 это случилось 16 июля 2016 г. и эта машина была сбита истребителем F-16 ВВС Турции. История очень уж загадочная. Об экипаже известно только, что все погибли. |
18 апреля 2017 |
EGM/Polis
Gölbasi |
Вертолет типа S-70А-17 Главного Управления Безопасности (Emniyet Genel Müdürlüğü) разбился в плохую погоду. Двенадцать человек, находившихся на борту, погибли.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/194890. |
18 октября 2019 |
армия |
Потерпел аварию и разбился на сирийской территории, был уничтожен ударом с воздуха истребителем F-16 ВВС Турции.
Подробнее на
https://aviation-safety.net/wikibase/230055. |
31 декабря 2020 |
жандармерия |
б/н J-1902, c/n 701902, тип S-70А-28Е. Списан по данным
https://scramble.nl/database/military/tr#results,
https://www.rotorspot.nl/product/s70-1.php и
https://scramble.nl/database/accident#results. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/246398 получил
серьезные повреждения.
|
4 сентября 2022 |
армия |
б/н 053,
он же б/н 10053, экс б/н J-1913, c/n 701913,
тип S-70A-26D.
По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/282418 вертолет армии совершил жесткую
посадку в Ираке, при этом один человек погиб и семь были
ранены. По данным
https://scramble.nl/database/military/tr#results вертолет из состава Özel
Hava Grup списан. |
3 февраля 2024 |
EGM/Polis
Gölbasi |
б/н ЕМ-708, c/n 703995,
тип S-70i, принадлежал Главному Управлению Безопасности.
По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/351436 погибло два из трех человек на
борту. |
Какая нужда заставляет каждый год заново пересчитывать турецкие потери и вносить различные дополнения? А что делать, если при существующих реалиях требуется совершить именно эти действия. Это к чему? 16 октября 2008 г. все мировые СМИ сообщили о потере в Турции армейского вертолета типа AS-532 Кугар. Ну что здесь такого, с кем не бывает, потеря как потеря. Турки ничего не отрицают, ну да, машина упала, ее списали, погиб человек. А вот в октябре 2014 г. корреспондент опять же турецкого информационного агентства Джихан (Мир) раскопал данные о том, что вертолет то был не Кугар, а как раз Блэк Хок. На туркоязычных военных форумах развернулись жаркие дискуссии на различные темы, в т.ч. а сколько вообще машин S-70 уже потеряно, не многовато ли? Приводились различные сведения, иногда ошибочные, а иногда и нет. Турки официально потом признали потерю этого Блэк Хока, профильные базы данных типа
www.aviation-safety.net
также внесли соответствующие изменения. Но это только один эпизод из многих, по которым до сих пор есть вопросы. Например, что с вертолетом, который был сбит 5 марта 1999 г.? Журнал Flight International сообщает о том, что машина была именно сбита и погибло тогда 20 военных. В Турции ничего не говорят об этом событии, как будто ничего и не было. А было ли? Также есть вопросы по потерянным машинам 11 апреля и 27 июня 1998 г. Правда, здесь есть ссылки не только на журнал Flight International, но и на турецкие источники. Понятно, что в конце 199-х гг. в турецком Курдистане шли жестокие бои, гибли люди и падали вертолеты, были и сбитые машины, и потерпевшие аварию. Прошло уже более двадцати лет с тех пор, а вопросы остались. Понятно, что признавать авиационные потери никто не хочет. Зачем это делать, ведь знать правду не нужно ни американцам, ни туркам. По мятежу летом 2016 г. Совсем недавно, и то только на
www.scramble.nl, появились данные о том, что вертолет, сбитый истребителем F-16 ВВС Турции, был не армейский, а принадлежал полиции, точнее Главному Управлению Безопасности и имел б/н ЕМ-709. Второй сбитый в тот же день бедолага был Белл-429 с б/н ЕМ-7091. И опять все засекречено, ищите сами. По вертолету жандармерии, который был потерян 10 июня 2010 г. Лет так несколько назад он числился как армейский, и лишь совсем недавно узнали, что это была машина с б/н J-1966. До сих пор нет точных данных о S-70 с б/н ЕМ-1614. Известно только, что он был списан после аварии в 1992 г. В некоторых источниках даже приводится и точная дата потери, это 26 февраля 1992 г. Вероятнее всего, так оно и было. Армейские Блэк хоки начали поступать на вооружение в 1993 г., а вот в полицию уже в 1991 г. По вертолетам жандармерии. Согласно данным
http://www.aeroflight.co.uk/waf/turk/jand/turk-jand-home.htm
турецкая жандармерия к 2008 г. потеряла пять машин типа S-70.
Что касается сокрытия потерь турками. Например, известный исследователь Оле Николайсен, получив допуск к работе с документами по армейской и жандармской авиации, ничего нового о потерях не опубликовал. Как будто ничего и не было. Гигантские интересные массивы авиационных данных на
http://www.ole-nikolajsen.com/TURKISH%20FORCES%202004/Turkish%20ground%20forces%20acft.pdf
или на www.ole-nikolajsen.com
не дают ни точного, ни хотя бы приблизительного количества потерь. Очевидно, что даже для очень именитых специалистов секретность никуда не делась.
Т.о. на 10 июня 2024 г., с учетом более новой информации из различных источников, известно, что все силовые структуры Турции потеряли минимум 28 вертолетов S-70. Но это самая нижняя граница потерь. И никто, в принципе, не удивится, если потерь будет немного больше, в соответствии с данными из Таблицы №2.
В этом случае максимальное количество потерь может быть и все 30 машин.
Таблица №2.
Дополнительные данные о вертолетах S-70. Вполне вероятно, что некоторые машины из этой таблицы и были списаны.
дата ЛП |
примечания |
2 февраля 1994 |
б/н J-1914, c/n 701914,
тип S-70А-28Е, вертолет жандармерии потерпел аварию по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/73339. Был отремонтирован. |
11 апреля 1998 |
Вертолет армии был сбит наземными средствами ПВО курдов. Погибло два человека. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/153186 со ссылкой на Flight International 22-28 September 1999. Других данных, кроме ссылок на журнал Flight International, нет. До появления более весомых доказательств потерей пока считаться не может. Машина могла получить только повреждения. |
5 марта 1999 |
По данным журнала ЗВО со ссылкой на Flight International армейский вертолет был сбит наземными средствами ПВО курдов, при этом погибло двадцать человек. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/153199 со ссылкой на Flight International 26 September-2 October 2000 вертолет был сбит. Других данных, кроме ссылок на журнал Flight International, нет. До появления более весомых доказательств потерей пока считаться не может. Количество погибших просто зашкаливает, а об этом ни слова, так не бывает. |
22 июля 2005 |
Вертолет армии разбился в
Курдистане по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/75253. Потерей не считается,
турки объявили это пропагандой курдов. |
11 октября 2012 |
Вертолет жандармерии после взлета столкнулся с ЛЭП. Пилот пытался посадить машину, но не успел, вертолет упал в поле. Один человек погиб и восемь были ранены. Списан по данным
https://scramble.nl/database/military/tr#results. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/150060 получил повреждения, и, наверно, также может быть как и отремонтирован, так и списан. |
8 июня 2017 |
Вертолет Главного Управления Безопасности (Emniyet Genel Müdürlüğü)
по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/196011 был поврежден при ракетной атаке с земли, совершил вынужденную посадку. Отправлен в ремонт. Потерей не считается. |
8 июля 2020 |
Вертолет жандармерии типа S-70А-28Е. Списан по данным
https://scramble.nl/database/military/tr#results. По данным
https://scramble.nl/database/accident#results и
https://aviation-safety.net/wikibase/237746 получил серьезные повреждения, но, наверно, может быть отремонтирован. |
Уголок неба. 2020
(Страница:
Дата модификации:
)
|