Версия 1.0
Данные приведены на 20 сентября 2022 г.
Серьезных вопросов по индонезийским Пумам вроде бы никогда не возникало. С учетом того, что срок службы этих машин подходит к концу, пришло время подвести хоть какие-то итоги, исходя из данных по ним на сегодня.
Таблица 1
б/н
дата потери
примечания
Н-3301
23 октября 1979
c/n 1493, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73262 столкнулся в воздухе с б/н Н-3302
Н-3302
23 октября 1979
c/n 1505, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73261 столкнулся в воздухе с б/н Н-3301
Н-3303
29 декабря 1989
c/n 1529, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73260 столкнулся в воздухе с б/н НТ-3312
Н-3304
в марте 1997 г.
c/n 1565, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73289 после жесткой посадки получил повреждения. По данным https://tni-au.mil.id/wing-operasi-004-helikopter/ потерпел аварию при полете в Банда-Ачех с VIP–персонами на борту. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results в июле 2000 г. наблюдался как-бы на хранении на территории DEPOT-10, после этого вертолет не видели. По данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php был списан.
Н-3305
25 декабря 2000
c/n 1569, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73259
Н-3306
12 июня 2009
c/n 1579, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/65647
Н-3307
14 декабря 1992
c/n 1593, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73258
НT-3308
c/n 1597, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3309
c/n 1606, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3310
c/n 1609, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3311
4 июня 1996
c/n 1612, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73270 был списан, после жесткой посадки получил индекс W/O (written off, damaged beyond repair- списан, поврежден и ремонту не подлежит). По данным https://scramble.nl/database/military/id#results в июле 2000 г. наблюдался как-бы на хранении на территории DEPOT-10, после этого вертолет не видели. По данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и https://www.helis.com/database/cn/25472/ был списан.
НT-3312
29 декабря 1989
c/n 1669/NP5, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73269 столкнулся в воздухе с б/н Н-3303
НT-3313
c/n 1670/NP6, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3314
c/n 1672/NP7, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3315
c/n 1673/NP8, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
НT-3316
27 марта 2007
c/n 1674/NP9, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72755
НT-3317
c/n 1675/NP10, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования), по данным https://scramble.nl/database/military/id#results последний раз этот вертолет наблюдался в октябре 1995 г. и он находился на хранении в Богоре на АВБ Атанг Сенджая. По данным https://historia.id/militer/articles/juara-di-udara-6aqpN , опубликованным 7 июня 2019 г., вертолет с б/н НТ-3317 принимал участие в соревнованиях вертолетчиков в Сингапуре в октябре 1997 г.
НT-3318
c/n 1676/NP11, в 2021 г. состоял на вооружении ВВС
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aircraft_of_the_Indonesian_National_Armed_Forces со ссылкой на https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2022 в 2021 г. на вооружении ВВС Индонезии стояло 9 вертолетов типа SA-330 Пума. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results на сентябрь 2022 г. на вооружении ВВС Индонезии находилось семь вертолетов типа SA-330 Пума, имеющих индекс act (активно летает). По всем данным поставлено было 18 машин.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1990.shtml со ссылкой на THE MILITARY BALANCE, на вооружении ВВС в 1990 г. стояло тринадцать вертолетов типа SА-330, в 1995 г. стояло двенадцать вертолетов типа SА-330, по данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb2011.shtml в период с 2000 г. по 2011 г. в составе ВВС находилось одиннадцать вертолетов, а с 2012 г. по 2021 г. в составе ВВС числилось уже девять таких машин. Почему девять? А по-человечески никто не может объяснить, откуда появилась именно эта цифра. Поставлено было 18 вертолетов, сразу после аварий и катастроф было списано восемь машин, еще два вертолета с б/н Н-3304 и НТ-3311 были списаны не сразу, но уже в 2010 г. в ресурсе http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php по ним стоял индекс W/O (written off - списан). Ясно же было сразу, что после жестких аварийных посадок ловить там было абсолютно нечего. Какой к чертям ремонт? По любому активно летающих машин осталось уже восемь. И это без учета Пумы с б/н НТ-3317. Непонятно только, по какой такой причине эта машина заняла свое место в Богоре и уже давно не летает.
Таблица 2
Сведения о гражданских машинах.
б/н
дата потери или аварии
примечания
PK-PHW
c/n 1082, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования)
PK-РHX
9 апреля 1972
c/n 1112, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72947
PK-PHY
25 апреля 1985
c/n 1124, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72945
PK-PHZ
14 марта 1998
c/n 1153, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/30992 был списан, а по данным источника http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования)
PK-PDY
c/n 1160, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования)
PK-PDX
в 1978 г.
c/n 1168, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73027
PK-PDW
2 февраля 1976
c/n 1187, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72946
PK-PDV
15 декабря 1988
c/n 1193, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72944
PK-PEP
c/n 1253, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73032 потерпел аварию 10 марта 1981 г., после ремонта был возвращен обратно в авиакомпанию Pelita Air Service, впоследствии был продан в США и получил новый б/н N371MH (по данным http://antonakis.co.uk/registers/unitedstatesofamerica/20170523.txt и https://www.airport-data.com/aircraft/N371MH.html регистрация была получена 6 июня 2008 г. и регистрация была отозвана 22 мая 2017 г.). По данным https://scramble.nl/database/accident#results вертолет был списан. По данным https://www.helis.com/database/cn/19282/ машину в марте 1999 г. продали в США и уже там восстановили.
PK-PDU
28 мая 1982
c/n 1258, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/33070
PK-PEO
c/n 1261, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php на 2022 г. регистрационный номер аннулирован
PK-PDT
c/n 1264, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования)
PK-PEM
c/n 1268, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и https://www.helis.com/database/cn/19291/ машину продали в США как б/н N372MH, регистрационный номер был получен 18 сентября 2000 г. В 2005 г. вертолет был продан в Румынию, но румынский регистрационный номер он не получил.
PK-PEN
7 ноября 1996
c/n 1275, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73025 после аварии при отказе двигателя на взлете был списан. Очевидно был отремонтирован. Регистрационный номер по данным на 2022 г. http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php был аннулирован. Есть фото https://www.flickr.com/photos/158949556@N05/38422379142 от 25 октября 2006 г. Потерей не считается.
PK-PEL
c/n 1278, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php на 2022 г. регистрационный номер аннулирован
PK-PEК
c/n 1283, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php на 2022 г. регистрационный номер аннулирован
PK-PEJ
c/n 1295, по данным http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php на 2022 г. регистрационный номер аннулирован
PK-PEH
10 мая 1992
c/n 1304, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/73026 вертолет совершил аварийную посадку из-за отказа двигателя. Разбитую машину продали в США в виде останков. По данным https://www.helis.com/database/cn/19435/ вертолет получил новый регистрационный номер б/н N370MH. По данным https://www.airport-data.com/aircraft/N370MH.html машину были готовы продать. По данным https://helihub.com/2013/09/03/register-update-usa-week-to-25-august-2013/ в августе 2013 г. машина или то, что от нее осталось, еще была в продаже.
PK-PIA
c/n 1661/NP1, по данным источников http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и https://www.helis.com/database/cn/25507/ машину продали в США как б/н N383MH, регистрационный номер был получен 18 сентября 2000 г. В 2005 г. вертолет был продан в Румынию, но румынский регистрационный номер он не получил.
PK-PIC
c/n 1664/NP2, по данным источников http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и https://www.helis.com/database/cn/25508/ машину продали в США как б/н N380MH, регистрационный номер был получен 18 сентября 2000 г. В 2005 г. вертолет был продан в Румынию, но румынский регистрационный номер он не получил.
PK-PID
c/n 1668/NP3, по данным источников http://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и https://www.helis.com/database/cn/25512/ машину продали в США как б/н N382MH, регистрационный номер был получен 18 сентября 2000 г. В 2005 г. вертолет был продан в Румынию, но румынский регистрационный номер он не получил.
PK-PIE
22 августа 1996
c/n 1670/NP4, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72853 упал в Южно-Китайское море, разбитую машину подняли и продали в США в виде останков. По данным https://www.helis.com/database/cn/25514/ вертолет 18 сентября 2000 г. получил новый регистрационный номер б/н N381MH. По данным https://www.airport-data.com/aircraft/N381MH.html регистрация была отозвана 8 марта 2005 г. По данным http://www.deltareflex.com/forum/viewtopic.php?t=262 эту машину в 2005 г. продали в Румынию, но румынский регистрационный номер она не получила. Вероятнее всего это действительно был только металлолом и ничего более.
о данным https://www.helis.com/database/modelorg/88/
есть сведения о 22 машинах типа Пума, которые ранее находились в авиакомпании Pelita Air Service . Данные по регистрации
американских номеров предоставлены источниками https://onespotter.com/aircrafts/airline/Hartford
Holding Corp и https://www.airport-data.com/search/search2.html?field=model&search=Search&code=Aérospatiale
SA-330J. Зачем продавали вертолеты в Румынию, тем более если некоторые
из них находились в совсем неприглядном виде? Да на запчасти, просто больше
незачем. Да, и ни одна из этих машин так и не получила новых румынских
регистрационных номеров, и это с 2005 года. За время же эксплуатации в
авиакомпании Pelita Air Service в той или иной мере было
потеряно девять машин, еще несколько вертолетов после аварий были
отремонтированы.
Уголок неба. 2022