Уголок неба ¦ Потери самолетов Sea Harrier ВМС Индии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов Sea Harrier ВМС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 2.0


Данные приведены на 25 октября 2023 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации https://aviation-safety.net/wikibase/type/HAR, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents, www.worldmilitair.com, https://scramble.nl/database/military/in.

 

Таблица 1   

Данные о потерях самолетов типа Си Харриер FRS51/T61.

дата потери

примечания
4 мая 1988 б/н IN601, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56989
27 июня 1988 б/н IN652, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56988
9 июня 1992 б/н IN619, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56987
9 декабря 1992 б/н IN612, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56986 и https://scramble.nl/database/accident#results. По данным же http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents по машине с этим б/н стоит дата 9 декабря 1994 г.
13 марта 1994 б/н IN605, пилот Cdr E.G.Shankar катапультировался по данным http://www.bharatrakshak.com/IAF/Database/Accidents
2 августа 1994 б/н IN653, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56985
9 декабря 1994 б/н IN617, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56984 самолет потерпел аварию при посадке на АВБ Даболим. Машина была отремонтирована и заново введена в строй. Отсюда впоследствии и пошли все непонятки по датам 9 декабря 1992 г. и 9 декабря 1994 г. Просто совпадение.
8 февраля 1996 б/н IN620, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56983
30 сентября 1997 б/н IN611, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56982
23 ноября 1998 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/56981 после взлета с АВБ Даболим самолет типа FRS51 упал в океан в районе г. Васко де Гама, пилот был спасен проходящим судном. Очевидно, что машину подняли. Единственный вопрос, это в бортовом номере. Вполне вероятно, что это может быть и б/н IN621. Ну а что? Самолет вытащили, просушили и отправили в музей. Чем не вариант?
25 мая 2001 б/н IN610, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56980
24 августа 2003 б/н IN615, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56979
16 декабря 2004 б/н IN604, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56978
17 мая 2005 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/137977 самолет с б/н IN621 потерпел аварию на взлете с АВБ Даболим. В принципе его могли отремонтировать, но не стали этого делать, а разобрали на запчасти. Самолет же занял свое место в музее морской авиации в Даболиме. По данным же http://www.bharatrakshak.com/IAF/Database/Accidents, списанная в этой аварии машина имела б/н IN603. По данным https://scramble.nl/database/military/in самолет с б/н IN603 в 2014 г. находился в военно-морской академии в Эзхимале.

По данным https://www.warbirdsofindia.com/kerala/naval-academy-ezhimala/ прямо указано на потерю этой машины именно 17 мая 2005 г., есть фото за 7 марта 2017 г. Т.о., исходя из данных уже на 2022 год, можно говорить, что после аварии 17 мая 2005 г. был списан самолет именно с б/н IN603.

5 декабря 2005 б/н IN607, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56977
5 апреля 2007 б/н IN651, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56976
9 сентября 2007 б/н IN605, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56975
24 декабря 2007 б/н IN613, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/56974
21 августа 2009 б/н IN622, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/67973

 

На 25 октября 2023 г., с учетом более полной информации, известно, что ВМС Индии потеряли минимум 18 самолетов типа Си Харриер FRS51/T61.

По данным https://www.defensenews.com/naval/2016/03/21/indian-navy-retires-sea-harriers/ и https://ru.wikipedia.org/wiki/British_Aerospace_Sea_Harrier#На_вооружении индийские ВМС получили ровно 30 Си Харриеров, на момент списания в строю оставалось 11 машин.

По данным https://scramble.nl/database/military/in на 2022 г. имеются сведения на уже 24 машины типа FRS51 с б/н IN601 по б/н IN624 и шесть машин типа T61 с б/н IN651 по б/н IN656, хотя еще несколько лет назад про машину с б/н IN624 никто ничего не знал. Имеется ссылка при этом на сведения http://www.ukserials.com/results.php?serial=Zh, где указано, что самолет с б/н IN624 имел экс б/н ZH242 и c/n В18.

По данным http://www.bharat-rakshak.com/NAVY/aviation/aircraft/118-bae-sea-harrier.html, https://www.planelogger.com/Aircraft/ConstructionList/Sea%20Harrier, http://www.worldairforces.com/Countries/india/ind.html и http://www.airvectors.net/avav8_2.html#m5 индийские ВМС получили 23 машины типа FRS51 и шесть машин типа T61.

По ситуации с машинами с б/н IN603 и IN621. Собственно говоря, что происходит? По одним данным машина с б/н IN621 была списана после аварии именно на взлете 7 мая 2005 г. По другим данным после этой аварии именно на взлете был списан Си Харриер с б/н IN603. Какая-то взаимоисключающая ситуация. Так не бывает и должно быть что-то одно. По данным www.bharat-rakshak.com/NAVY/Aviation/Aircraft/118-BAe-Sea-Harrier.html самолет с б/н IN621 попал в музей именно как раз после неудачной посадки в Гоа, дата при этом не указывается. У меня только один вариант с двумя этими красавцами. Самолет с б/н IN621 после падения в воду 23 ноября 1998 г. вблизи г. Васко де Гама был поднят, подшаманен и отправлен в музей на АВБ Даболим. Самолет же с б/н IN603 после аварии 17 мая 2005 г. был подшаманен и отправлен в военно-морскую академию в Эзхимале в штате Керала. По данным https://www.planelogger.com/Aircraft/Registration/IN621/822978 самолет с б/н IN621 был списан до 1998 г. (pre-1998) без указания конкретной даты (но ведь можно и так интерпретировать, что списан он был до конца 1998 г.).

По данным https://scramble.nl/database/military/in на 2022 г. шесть самолетов с б/н IN602,614,618,623,654,655 находились в музеях. А вот по шести самолетам с б/н IN606,609,616,617,624,656 как таковой информации нет. Если сведения о б/н IN624 являются недостоверными, то тогда действительно на момент вывода Си Харриеров из состава флота в 2016 г. таких машин оставалось одиннадцать. Если же самолет с б/н IN624 реально существовал, то потерянная 23 ноября 1998 г. машина имела бортовой номер как раз из тех, по которым не было информации, т.е. самолет упал в воды Индийского океана и его в принципе невозможно было поднять. В таком случае потери составляют уже не 18, а 19 самолетов. Но это только версия.

По данным https://bmpd.livejournal.com/1802365.html самолет с б/н IN624 вероятнее всего был получен в 2002 г. вместе с двумя экс-английскими спарками, которые в ВМС Индии получили новые б/н IN655 и IN656 (экс-британские б/н ZB600 и ZB602 типа Си Харриер Т60). Ранее эта машина имела экс-британский б/н ZH242 типа Си Харриер Т60. По какой-то причине именно эта машина типа Т60 получила новый б/н IN624 и почему-то стала считаться модификацией типа FRS1. По тем же данным эта машина сразу была использована как донор запчастей для других самолетов. И именно поэтому по ней в принципе не было никакой информации. Вывод простой напрашивается по количеству индийских Си Харриеров. Действительно, было поставлено ровно 30 самолетов, из них 29 активно летающих машин и один самолет только на запчасти. Вот теперь все стало на свои места. Списано было именно 18 самолетов, до конца службы уцелело 11 самолетов, а машина с б/н IN624 так никогда и не входила в эти две категории.

 




Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100