Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com, www.bharat-rakshak.com.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1968 г. ВС Индии потеряли минимум 77 самолетов НJТ-16 из 190 поставленных- 40,5% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь, в действительности же ушатанных и списанных машин гораздо поболее.
Первоначально ВМС Индии в 1969 г. получили 7 машин типа Mk1 и 5 машин типа Mk1А. Впоследствии в 1985 г. было получено 8 машин типа Mk2. И вот здесь возникли вопросы. По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php в авариях было потеряно всего семь машин флота. Но если на май 2021 г. в составе флота еще оставалось 20 Киранов, то где здесь баланс? Понятно, что в сведениях о составе авиации флота на 2021 г. есть ошибка. По данным https://www-bharat--rakshak-com на 2021 г. в составе INAS551 осталось 12 Киранов. Вот эти данные более похожи на правду, а не данные https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2021, где совсем не учли потери за весь период эксплуатации. Суммарно же во флоте было утеряно 8 самолетов (с большой долей вероятности это машины с б/н IN051,052,054,056,057,073,074,078).
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_HJT-16_Kiran на 13 декабря 2013 г. в составе ВВС Индии числилось 87 машин, а в авиации флота оставалось 20 машин. По данным же https://www.defproac.com/?p=1897 на 2013 г. в составе ВВС Индии числилась 81 машина. По справочным данным World Air Forces 2020 и World Air Forces 2021 в составе ВВС числилось 78 машин, а в авиации флота оставалось 20 машин. Учитывая индийский менталитет и раздолбайство по учету, ко всем этим данным следует относится ну очень скептически, особенно к количеству этих машин в составе ВМС. Цифры скачут как кенгуру, а все потому, что любой и каждый индус мнит себя самым авторитетным и единственным экспертом.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1984 г. по 2009 г. ВВС Индии потеряли 20 самолетов НРТ-32 из 142 поставленных- 14% ушло в потери.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1976 г. по 2004 г. ВВС Индии потеряли 11 самолетов TS-11 из 76 поставленных- 14,5% ушло в потери. Одной из причин снятия с вооружения стала неоправданно большая доля катастроф с гибелью летчиков. Самолет то был хорош, но пилотов жальче.
Зачем вообще был нужен пересчет потерянных Искр и пересмотр статистики? А что делать? В некоторых базах данных на 2021 г., например, https://aviation-safety.net/wikibase/type/TS11 есть сведения о потере только шести самолетов, по данным scramble.nl/database есть сведения о потере только восьми самолетов. Сведения индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php тоже склонны к переменам, лет двадцать назад приводились сведения о 8 потерянных TS-11, лет пять назад приводились сведения о 12 потерянных TS-11, сегодня же имеется информация только о 11 потерях. Но это и к лучшему, по крайней мере есть имена погибших пилотов, снята секретность с обстоятельств потерь, появились детали. Гораздо лучше внести изменения в цифру потерянных индийских Искр, чем настаивать на старых данных.
По данным https://www.bharat-rakshak.com/IAF/aircraft/past/1258-iskras.html полностью было уничтожено только шесть машин, а еще девять было повреждено в авариях, впоследствии все они были списаны или разобраны на запчасти. Здесь фигурирует цифра в уже 14 списанных Искр. Но опять же о логике, что там можно было пустить на запчасти или думать о ремонте, если 11 самолетов были полностью разрушены, когда гибли пилоты в девяти падениях и в двух случаях пилоты катапультировались. Опять получается большое расхождение в цифрах. Пока вот такая информация. Деталей по авариям, после которых машина была разобрана как донор, пока нет. Вполне вероятно, что когда-нибудь всплывут недостающие сведения о всех авариях и будет итоговое количество потерь в 14 машин.