Получив в 1947 году независимость от британской короны Цейлон
унаследовал многочисленные проблемы этнического и религиозного
характера. Долгое время искры недовольства тлели, почти неразличимые на
фоне жизни острова, выглядевшего настоящим райским уголком: мягкий
тропический климат, довольно стабильная экономика, основанная на чайном
экспорте, и неплохой, по местным меркам, уровень жизни делали его
привлекательным для туристов. Отпуска здесь проводили многие жители
бывшей метрополии, а иные и вовсе переселялись на благодатный остров.
Однако к началу 70-х годов райская жизнь на острове взорвалась,
сменившись гражданской войной, непрекращающейся уже 30 лет:.
Большинство населения составляли сингалезцы - крестьяне, исповедующие
буддизм, и населявшие юг острова. Меньшинство представляли тамилы -
индуисты, потомки рыбаков и торговцев, выходцев из южной Индии. Жили
тамилы преимущественно на малозаселенном северном и восточном
побережье. Свою лепту в рознь внесла колониальная политика англичан.
Верные своему принципу "разделяй и властвуй", британцы предпочтение
отдавали тамилам. Им доставалось большинство мест в столичном
университете, они пользовались преимуществом при получении
постов в администрации. Естественно, что сингалезцы были весьма
недовольны таким положением дел.
В 1947 году при выборах в местный парламент был принят старый
принцип римского права "один человек - один голос" и сингалезцы
получили большинство в правительстве (тамилы к тому времени составляли
всего 13 процентов населения). Элита тамилов, стремясь сохранить свое
положение, настаивала на ливанском варианте раздела власти
(50\50),
однако такое предложение не прошло. В ответ возникло движение "
Единый Освободительный Фронт Тамил Илам", лидеры которого выступали за
создание единого тамильского государства, которое состояло бы из
индийского штата Тамил Наду и тамильской части острова.
Сингалезцы, со своей стороны, стали активно раздувать антитамильскую истерию в обществе. При прямой поддержке Коломбо был
создан "Фронт народного освобождения", который проповедовал доктрину
расовой чистоты, опиравшуюся на опыт печально известного Пол Пота.
В 1972 году Цейлон был провозглашен республикой, получив нынешнее
название Шри Ланка. Тогда же молодежное крыло откололось от "Единого
Фронта" и создало военизированное движение - "Тигры
освобождения Тамил Илама" (ТОТИ).Впервые о ней заговорили в мае 1978
года после серии взрывов и нападений на полицейские участки в различных
частях острова. Одновременно в штате Тамил Наду были созданы
тренировочные лагеря, в которых индийские офицеры,
поддерживающие идею, обучали боевиков военному делу.
К началу 80-х годов плохо вооруженные и слабо обученные ланкийская
армия и полиция оказались перед лицом врага в лице боевиков "Тигров
освобождения Тамил Илама". В 1981 году стычки переросли в
полномасштабную гражданскую войну, которая длится до сих пор.
После обращения к дружественным государствам в страну прибыли
инструкторы из Пакистана, Израиля и Британии, имеющие опыт противопартизанской войны.С учетом мирового опыта антиповстанческих
операций большое значение отводилось авиации. Основными ее задачами
определялись: поддержка действий армии, уничтожение быстроходных
катеров, которые использовались повстанцами для переброски
небольших групп и аммуниции из Индии, разведка и огневое прикрытие
групп специального назначения.
Изначально профессиональных летчиков - сингалезцев было очень
немного и основную роль играли наемники из различных стран.
Впрочем, ВВС были еще менее подготовлены к войне, чем армия.
История ВВС Шри Ланки берет свое начало в 1959 году, когда
правительством было закуплено в Великобритании 12 легких штурмовика
"Джет Провост"Т.Мк.51, позднее сведенных в 6-ю эскадрилью. Эти самолеты,
вооруженные двумя пулеметами винтовочного калибра, НАР и бомбами
самолеты долгое время составляли основу военной авиации. Однако к началу
80-х только два из них находились в летном состоянии.
В 70-е годы из стран "азиатского социализма" удалось получить
несколько МиГ-15УТИ, МиГ-17 и МиГ-21 китайского производства
(соответственно FT-2,F-5 и F-7),однако постоянные перебои с поставками
запчастей не позволяли рассматривать эти машины как полностью
боеготовые. Все эти самолеты были сведены в 5-ю эскадрилью (на
1993 год в ее составе насчитывалось 1 FT-7, 2 FТ-5 и 4 F-7) и
использовались для борьбы с повстанцами. Базируясь на Катанаике
(авиабаза в 10 минут полета от Джафны) эта эскадрилья была
единственным средством поддержки наземных подразделений. Однако ее
эффективность была весьма низкой как из-за почтенного возраста самих
машин, так и слабой подготовки летного состава. Эти самолеты летают до
сих пор и 24 июля 2000 года в аэропорту Коломбо разбился самолет F-5A
(летчику благополучно удалось спастись).
Вообще командование ВВС сочло реактивные самолеты не самым
лучшим решением проблемы: машины не подходят для действий с полевых
аэродромов, содержание техники и подготовка персонала обходиться
весьма дорого, да и эффективность скоростных самолетов для борьбы с
партизанами в джунглях оставляет желать лучшего.
Не лучше была и ситуация с транспортной авиацией: в строю
находились только две стареньких "Дакоты" и два Hawker-Siddley HS.748.
Для поддержки армейских подразделений в распоряжении ВВС было всего
семь вертолетов Белл 206 "Джет Рейнджер". В 1981 году их срочно
камуфлировали, вооружили подвесками для пары крупнокалиберных пулеметов
и 70-мм НАР. В 1984 году дополнительно было закуплено еще два
вертолета, которые и составили 4-ю вертолетную эскадрилью.
Вскоре, однако, выяснилось что имеющиеся на вооружении вертолеты не
отвечают требованиям военных. Во-первых, они были слишком
маловместительными для перевозки групп "командос". С другой стороны
- слишком слабо вооружены. К тому же с появлением у повстанцев
зенитных средств выяснилось, что вертолеты совершенно не защищены.
Потери вертолетов были весьма значительны, однако выбирать же было не
с чего и "Джет Рейнджеры" широко применялись в боевых действиях,
причем привлекались и для атак быстроходных катеров "тигров".
Вообще на всем протяжении войны ВВС не удалось найти эффективного
средства борьбы с этим транспортным средством боевиков- то не было
самолетов для наведения катеров пограничной службы, то имеющиеся
ударные самолеты имели слишком большую скорость для поражения столь
небольших целей. Только в 1987-90 годах мощные ВМФ Индии смогли надежно
перекрыть Полкский пролив, разделяющий два государства. На нынешнем
этапе четыре небольших "Супер Кинг Эйра" осуществляют наведение
ударных Ми-24, которые проявили себя как серьезное средство огневого
контакта.
В 1984 году для обновления парка были куплены два Белл 212. Было
понятно, что закупка специализированных боевых вертолетов не по
карману небольшой стране и основной упор был сделан на закупке именно
многоцелевых вертолетов, какими и являлись Белл 212. Сингапурскому
отделению фирмы были заказаны 12 вертолетов, из которых 9 были
дооборудованы фирмой-Heli Orient. В проемах дверей были смонтированы
12.7-мм пулеметы, а подвески оборудованы блоками 70-мм НАР и
пулеметами калибра 7.62-мм. Первые такие "ганшипы" появились в Катанайке, ставшей базой 4-й вертолетной эскадрильи, в 1985 году.
В ходе войны Белл 212 проявили себя с лучшей стороны,
составив вместе с бойцами Сил Специального назначения (подготовленных
инструкторами британской SAS) прекрасный тандем. Под стать интенсивности
боевой работы оказались и потери, составившие, по крайней мере, пять
машин.
Транспортные возможности ВВС были значительно повышены за счет
закупки у Китая по очень низким ценам (в прессе приводились цифры в 25
тысяч долларов за самолет, что меньше чем один двигатель РТ6А) двух
самолетов Y-8 и шести Y-12. Если Y-8 как известно представляет
собой "пиратскую" копию Ан-12, произведенную в КНР, оказавшуюся очень
плохо приспособленной для работы в жарком климате (практически всегда
самолеты летали с менее чем половинной загрузкой), то Y-12 оказался
достаточно удачным приобретением. В ходе войны отмечались случаи
использования Y-12 в качестве бомбардировщиков (так, в 1992 году
один самолет был потерян над Джафной из-за самопроизвольного взрыва
самодельной бомбы). Однако в настоящий момент все самолеты этого типа
находятся на земле из-за того, что не решен вопрос с поставкой
запасных частей, цена за которые значительно превышает стоимость нового
самолета.
Очень острой оставалась и проблема прибрежного патрулирования.
Для ее частичного решения морскому командованию были переданы
старенькие лайнеры: три четырехмоторных de Havilland Dove и два
двухмоторных Heron.
Их достоинством были достаточно большая дальность и
продолжительность полета в сравнении с имеющимися ударными самолетами.
Основной задачей для них было обнаружение, опознание морской цели и
наведение катеров пограничной службы. Для патрулирования ближней зоны
были закуплены и шесть Цессн 337 "Супер Скаймастер" (к 1989 году одна
машина была потеряна в летном проишествии, а еще одна - разобрана на
запчасти для поддержания боеготовности остальных). Весь этот
"антиквариат" был сведен в 3-ю Морскую эскадрилью в Чина Бэй. Проблемы, однако, это полностью не решило, так как
отсутствовало прицельно-навигационное оборудование поиска ночью -
именно тогда чаще всего и выходят в море скоростные суда "тигров".
В 1985 году были получены и первые из партии в
шесть машин собственно "антипартизанские штурмовики"-SIAI SF-260W.
Эти небольшие самолеты имели четыре узла подвески
вооружения и одноместном варианте могли нести до 300 кг ракет, НАР или
пулеметных контейнеров. Так необходимые войскам штурмовики получив
двуцветный сине-зеленый камуфляж, были немедленно отправлены в бой. SIAI оказались очень популярными в ВВС Шри Ланки. Потери
составили всего три самолета (один самолет был сбит и еще два
потерпели аварии). При поставке для восполнения потерь фирма не
пожалела даже демонстрационный самолет, который нес песочный камуфляж.
Самолет сохранил гражданские обозначения, под которыми показывался на
многочисленных авиасалонах, и оригинальную окраску, поверх которой
были нанесены ланкийские опознавательные знаки. Все штурмовики свели
в 1-ую тренировочную эскадрилью.
В 1992 году правительство закупило и еще один тип специального
"противопартизанского штурмовика" - на этот раз это были четыре
аргентинских IA-58A "Пукара", которые поступили на вооружение 1-й
эскадрильи и базировались на северных аэродромах Анурадхапура и Вавуния.
Летали на них три летчика, которые вместе с 12 механиками прошли
подготовку в Аргентине. Казалось, что бронированные и хорошо
вооруженные (шутка ли только встроенного вооружения четыре пулемета
и две 20-мм пушки, не говоря уже о подвесном) самолеты идеально
отвечают пожеланиям военных, однако "Пукары" не пользовались
популярностью, так как постоянно возникали проблемы с двигателями, к
тому же периодически их приковывало к земле отсутствие необходимых
запчастей (на тот момент самолет был снят с производства и состоял на
вооружении только ВВС Уругвая). По крайней мере один самолет этого
типа записали на свой счет ракетчики "тигров" - 14 июля 1995 года,
причем летчик погиб. Еще один самолет был потерян в апреле 1993 года,
тогда летчик смог благополучно сесть на вынужденную. На сегодняшний
день в составе ВВС числится два самолета этого типа, однако их
боеготовность оставляет желать лучшего.
К 1987 году правительственная армия получив весьма дорогой ценой
необходимый боевой опыт начала одерживать первые победы. В немалой
степени это было обусловлено эффективной поддержкой с воздуха. К тому
времени "тигры" провели серию террористических актов в крупных городах
страны с использованием смертников. В ажиотаже тамилы не делали никакой
разницы между рынками, госпиталями и военными объектами и не обращали
внимание на то, что каждый такой случай вызывал массированный
ответный удар правительственных подразделений по ближайшей тамильской
деревне! К тому же сингалезское население в ответ стало организовывать
отряды самообороны, которые вносили свою лепту в хаос на острове.
В начале лета 1987 года события на острове стали приобретать
драматический характер: правительство решило покончить с базами
повстанцев и начало генеральное наступление на севере, прежде всего в Джафне. После ударов авиации вперед пошли войска при поддержке
артиллерии. "Тигры" сопротивлялись отчаянно, однако, несмотря на потери
наступление продолжалось. Казалось бы, уничтожение повстанцев дело
нескольких дней, однако вмешалась Индия, традиционно симпатизировавшая
родственным тамилам (ходили слухи о том, что становление оппозиции
опиралось на поддержку индийских спецслужб). С 4 июня пять индийских
Ан-32 под прикрытием "Миражей" 2000 (после того как индусы получили
полное представление о возможностях боевиков от истребительного
прикрытия отказались) начали вылеты с грузом для блокированной Джафны и
сбросили 25 тонн продуктов и медикаментов жителям (естественно,
грузы достались боевикам). Параллельно на правительство острова
оказывалось политическое давление с целью ослабить наступление против
тамилов. Президент Шри Ланки Джавардене,
разгневанный таким вмешательством даже объявил войну соседу. Однако
вскорости генералы привели его в чувство и уже 29 июля Джаверден и
Раджив Ганди начали переговоры о нормализации положения в стране
"Тигров". Согласно достигнутым договоренностям, тамилы получали
ограниченную автономию на севере в ответ на отказ от продолжения
вооруженной борьбы. Правительство Шри Ланки обязалось отказаться от
услуг наемников. Гарантом прекращения войны становился индийский
контингент Миротворческих Сил (ИМТС).
После окончания войны на севере казалось, что на острове наступил
мир. Однако внезапно на юге вспыхнули новые столкновения. Дело в
том что сингалезские националисты, посчитав, что правительство
подписанием мирных соглашений, предало нацию, начали кампанию
террора. Их жертвами становились чиновники, полицейские,
просто мирные жители. Количество погибших каждый день исчислялось
десятками. Правительство стало в срочном порядке перебрасывать
армейские части с севера. Для этого пришлось привлечь даже
транспортные Ан-32 ВВС Индии.
Видя такое плачевное положение центрального правительства,
"тигры" решили тоже не упускать своего шанса и наплевав на всяческие
соглашения, начали крупномасштабные боевые действия, попутно атакуя и
индийские части, расквартированные на острове и внезапно из миротворцев
оказавшиеся помехой на их пути.
Чтобы поддержать свой статус миротворцев индусы решились на
крупномасштабные действия против тамилов. В октябре 1987 года началось
выполнение ранее разработанного оперативного плана, который у индийских
штабистов получил название "Паван" ("Ветер"). Основной целью
операции был определен крупный город Джафна, который являлся штаб-
квартирой экстремистов. Число индийских войск, первоначально
составлявшие 6000 человек в считанные месяцы возросло до 25000.
После непрерывных бомбардировок МиГ-21, подразделения индийской
армии при поддержке вертолетов Ми-24 и артиллерии смогли
штурмом взять оплот сепаратистов. При этом погибло около 1000
местных жителей и всего 300-400 "тигров", основная часть которых
смогла просочиться сквозь индийские кордоны. Собственные потери
индусы оценивали в 450 человек убитыми. После этих событий
военное присутствие Индии постоянно возрастало и к маю 1988 года
составило 50322 человека.
Боевики ТОТИ развернули против "миротворцев" партизанскую войну.
Индийские войска, ведущие войну в джунглях, не имели ни
необходимого опыта, ни поддержки местного населения и поэтому
вскоре стали нести ощутимые потери - к концу 1989 года погибли 1100
военнослужащих. С получением боевого опыта индусы развернули настоящую
противоповстанческую операцию с ударами авиации, охотой с воздуха
на укрытия боевиков в лесах и минной войной. Боевые самолеты
практически не использовались ввиду малой эффективности, но число
задействованных вертолетных частей достигло внушительных цифр: в
операциях участвовали две эскадрильи Ми-8, одна - Ми-25 и две - на
легких вертолетах "Чита" и "Читак" (лицензионных
"Аллуэтах" индийского
производства). Именно на Шри Ланке индийские авиаторы впервые
отработали тактику применения вертолетов в интересах наземных войск:
транспортные Ми-8 и "Читак" перебрасывали все необходимое миротворцам
под прикрытием Ми-24. Отмечалось, что износ двигателей вертолетов
был примерно в четыре раза больше чем в мирное время - но это и
естественно, так как приземляться приходилось буквально по несколько
раз в час на совершенно не приспособленных площадках.
Вообще на всем протяжении войны ВВС не удалось найти эффективного
средства борьбы с плавсредствами боевиков- то не было
самолетов для наведения катеров пограничной службы, то имеющиеся
боевые самолеты не годились для поражения столь небольших и
скоростных целей. Только в 1987-90 годах мощные ВМФ Индии смогли надежно
перекрыть Полкский пролив, разделяющий два государства. Со временем
наиболее удачной мерой противодействия катерам мятежников стало
сочетание сил авиации и флота для патрулирования моря, обнаружения и
уничтожения плавсредств противника. На нынешнем этапе четыре
небольших "Супер Кинг Эйра" осуществляют наведение
ударных Ми-24, которые проявили себя как лучшее средство борьбы с
малоразмерными целями.
В середине 1989 года в результате очередных выборов к власти в
стране пришел новый президент - Ранасингх Премадаса (как явствует из
имени он был сингалезцем). Не всех в стране устраивало присутствие
иностранных войск и под давлением недовольных он решился на
беспрецендентный шаг - тайные переговоры с лидерами сепаратистов. В
обмен на перемирие и отказ от этнических
чисток президент собирался даже вооружить "тигров" для борьбы с
индийцами (дело в том, что ВМС Индии плотно перекрыли морские пути
доставки оружия и им приходилось довольствоваться исключительно
трофейным легким стрелковым вооружением).
Вскоре о перемирии было заявлено и на официальном уровне. Теперь
причины для присутствия индийских войск не оставалось и после
настоятельных просьб Дели отдал приказ об эвакуации войск с острова. За
32 месяца операции ВВС Индии выполнили более 70000 вылетов, не потеряв
ни одной машины ни в боях, ни в летных проишествиях. Последний индийский
солдат покинул страну в марте 1990 года. Таким неординарным образом
"тигры" выиграли свое противостояние с индийцами.
Премандаса тем временем решил покончить и с
сингалезскими националистами. Этого он добился весьма радикальным
способом - по его приказу 4500 членов оппозиционной Объединенной
Национальной Партии (ОНП) были убиты. В ответ начались вооруженные
столкновения. Столица страны Коломбо ощетинилось сотнями блок -
постов, не проходило ни дня без сообщений об убитых и раненых с обеих
сторон.
Начался новый виток гражданской войны. Правительственные силы вновь
достаточно широко использовали авиацию, а также созданные по
центральноамериканскому образцу "эскадроны смерти" -
спецподразделения "Желтые коты" и "Зеленые тигры", которые предпочитали
действовать по ночам. В результате ОНП была разгромлена, однако
за это пришлось заплатить слишком высокую цену - выросло
поколение людей, которые умели только убивать и для которых
человеческая жизнь не стоила буквально ничего.
Тем временем тамильская проблема была далека от решения: "тигры"
ждали только удобного случая, чтобы свалить центральное правительство.
Решив, что такой момент настал они начали действовать. Буквально за
один день в одной из восточных провинций были захвачены 20 полицейских
участков, а 800 полицейских были расстреляны.
Невиданные по масштабам массовые убийства вызвали буквально бурю
возмущения и уже правительственные войска и местные ополченцы -
сингалезцы в ответ расстреляли 600 тамилов. Сингалезцы требовали от
правительства более решительных мер - и перед лицом двойной опасности
Премадаса был вынужден нарушить перемирие.
Однако теперь правительственным войскам противостоял совсем
другой противник - тамилы получили в свое распоряжение
современное оружие. Во многом этому способствовал распад СССР,
бывшие республики которого стали охотно продавать оружие всем, у кого
имелись деньги. Таким образом, Шри Ланка (причем как правительство,
так и повстанцы) получила новый рынок оружия и профессионалов. Уже в
1993 году на заводе в Улан-Удэ были закуплены 12 вертолетов Ми-17,
которые вошли в состав 6-й эскадрильи в Вавуния. Стоит сказать, что Ми-
17 стали хорошим подспорьем для ланкийцев, так как могут перевозить
по 24 человека (предел Беллов-10-12). А снабжение войск в этой
войне - сплошная головная боль, так например только для
поддержания боеготовности частей на полуострове Джафна ежедневно
требуется два десятка транспортных вертолета. Однако проблемой были и
остаются запасные части, так как вертолеты покупались
"из первых рук", а
не по межправительственному соглашению.
В 1995 году появились и четыре транспортных Ан-32, закупленных на
Украине. У Киева же ланкийцам удалось перекупить и еще три Ми-17.
9-я эскадрилья в Хингаруакгоде смогла сменить свои старенькие
Беллы на современные Ми-24В, также купленные на Украине, активно (и
недорого) распродающей запасы советских времен.По сообщениям западной
печати вылеты на них выполняли экипажи наемников из Беларуси либо
Украины. Примечательно, что "крокодилы" эксплуатируются без
всяких опознавательных знаков, очень часто на них отсутствуют даже
бортовые номера.
О боевой ценности всей этой техники судить трудно, так как в
основном все поставки такого рода не обеспечиваются необходимыми
запчастями и оборудованием. Часто самолеты и вертолеты приходили даже
без всяческой документации. Западные же страны воздерживаются от
поставок оружия в такие взрывоопасные районы планеты, прежде всего из -
за давления своей общественности. Например, когда Австралия собралась
поставить на остров партию 76-мм орудий, этот контракт был провален
скандалом, поднятым демократической прессой.
Боевые вертолеты отметились в различных районах боев. Произошло
и несколько досадных инцидентов: так, 3 августа 1995 года пара Ми-24
атаковала индийский рыболовный траулер, принятый за плавсредство
"тигров", в результате чего он затонул. Погибло 5 человек.
Другим поставщиком стал Израиль, давно набивший руку на
"оружейном
гешефте". В конце 1995 года оттуда прибыли два "Кфира" С.2 и один
учебно-боевой ТС.2. Специально под них была сформировано 10-я
эскадрилья. Впоследствии парк "львов" был дополнен парой машинам. Эти
самолеты достаточно активно использовались в ходе боевых действий
на севере и против быстроходных судов повстанцев. Как штурмовики
"Кфиры" (впрочем как и другие реактивные самолеты) оказались не
приемлемыми из-за своей высокой скорости полета, практически полного
отсутствия наведения с земли. Об их боевой деятельности известно
немного - так, в ноябре 2000 года у северо-восточного побережья
острова патрульные катера обнаружили грузовое судно "тигров" и навели
"Кфиры", которые его и потопили.
Новые самолеты и вертолеты, летчики, а также китайские танки Т-
55\59 смогли переломить ход боевых действий. В 1995 году после 50-
дневной осады был взят Джафна, однако снова большая часть боевиков
смогла уйти. Все армейские операции стали проводиться значительно
южнее, причем боевики могли опираться на достаточно большой
флот быстроходных катеров. К тому же в 1995 году у них в
больших количествах появились ПЗРК российского производства "Игла", что
не могло не сказаться на потерях ланкийской авиации (происхождение
их остается невыясненным до конца, однако все сводится к двум версиям -
либо ракетные комплексы были вполне легально куплены через
"Росвооружение" либо через "черный рынок"). Особенно опасными стали
океанские просторы: в открытом океане был сбит с борта катера ракетой
ПЗРК по крайней мере один Y-8.
Широко устраивались и ракетные засады недалеко от авиабаз.
Особенно тяжелой была ситуация вокруг Палали, которая являлась важным
перевалочным пунктом при переброске подкреплений на север. 28 апреля
1995 года ракетой ПЗРК был поражен транспортный BAe 748-343 компании
Helitours, фактически принадлежавший ВВС. При попытке вынужденной
посадки с одним работающим двигателем машина разбилась, похоронив в
обломках 42 пассажира и 3 членов экипажа. Такой же самолет той же
самой компании был сбит повстанцами в Палали и на следующий день,
на этот раз погибло 49 пассажиров и экипаж.
Стоит сказать, что ИКАО осудило ракетные атаки на гражданские
лайнеры, так как согласно международным соглашениям гражданские самолеты
и вертолеты не могут быть атакованы вне зависимости от характера
перевозимых грузов.
Для того, чтобы снизить накал боев правительство открыло
"коридор" между Джафной и югом. Операция "Яйа Сикуруи"
("Гарантированная победа") должна была положить конец восстанию,
обеспечив контроль района между Вавуния и Куччавели (в 65 км к
северу от Джафны). После разгрома в Джафне командование ланкийской
армии было уверено в успехе предстоящей операции. Колонны танков и
пехоты стали медленно продвигаться вдоль шоссейных дорог,
соединяющих Вавуния, Куччавели и Муллайттиву. Как всегда,
гарантировалась поддержка артиллерией и авиацией. Однако все оказалось
не так просто: и если первые 6-10 км войска продвинулись
беспрепятственно, то, втянувшись в джунгли, наземные части остались без
прикрытия авиации и быстро завязли. Частенько небольшие городки по
несколько раз переходили из рук в руки. Быстрая и легкая победа
превратилась в затяжную и кровавую компанию, которая продолжается до
сих пор. В ходе боев активно применялись ПЗРК: так, 21 августа 1997 года
(впервые после потери двух BAe 748) несколько ракет было выпущено
по "Кфирам". Пилоты смогли уклониться.
К сентябрю 1998 года армия контролировала всего две трети
шоссе Вавуния - Куччавели и прочно заняла город Манкулам. Но
повстанцы удерживали Куччавели, поэтому операция на севере целей
толком не достигла.
По сообщениям официальных лиц к этому моменту потери ВВС
составили 17 летательных аппаратов и 24 члена экипажа. Тогда же был
объявлен конкурс для женщин на замещение 100 вакантных мест. Интересно
то, что за весьма короткий срок было подано аж 1500
заявлений.
В мае 2000 года "тигры" постарались в очередной раз переломить
ход событий и начали ответное наступление. В результате
примерно 30 тысяч солдат и офицеров правительственной армии в
очередной раз оказались блокированными на полуострове Джафна. В
этих тяжелых условиях правительство обратилось ко всем
дружественным странам за экстренной помощью. Почуяв выгоду, первыми
откликнулись израильтяне: в срочном порядке за два месяца на остров
перебросили дополнительно 8 самолетов "Кфир" С.7, которые кроме всего
прочего могут нести на полтонны боевой нагрузки больше чем прежние
самолеты модификации С.2.
Кроме того, израильская компания IAI Elta подписала
четырехмилионный контракт на установку "систем электронного подавления"
на вертолеты Ми-24 и транспортные "Геркулесы" ВВС Шри-Ланки. По
всей видимости, эти меры должны снизить угрозу поражения ПЗРК
противника.
Наступление боевиков принесло и новые потери авиации:24 мая
ракетой был сбит Ми-24, в результате погибли оба бортовых стрелка,
но летчики благополучно выбрались из горящей машины.
Еще один такой вертолет стал жертвой ПВО боевиков ранее - 30 марта.
В начале июня в морском бою правительственные ВМФ потеряли два
катера морской охраны, причем один потопили "тигры", а
второй - собственная авиация.
В связи с событиями на острове индийские вооруженные силы были
приведены в состояние повышенной боевой готовности. Индийское
правительство выразило готовность помочь с эвакуацией окруженных
частей ланкийской армии,в связи с чем на аэродромы Южного Авиационного
Командования ВВС Индии были переброшены дополнительные Ил-76 и Ан-32.
Заявляли индийцы и о возможности в случае необходимости прикрытия
операции ударными самолетами. В начале мая начальник штаба ВВС Индии
посетил Шри Ланку, однако части правительственной армии смогли
самостоятельно разблокировать полуостров Джафна и помощь индийцев не
понадобилась.
В сентябре 2000 года ланкийская армия в очередной
решила
покончить с повстанцами, для чего начала операцию "Ривикирана" ("Лучи
восходящего солнца"). Однако после гибели 260 военнослужащих удалось
захватить всего 22 кв. км полуострова Джафна. В ходе боевых действий
ВВС потеряли два Ми-24.
Гражданская война на острове продолжается и коренного перелома ни
одной из сторон добиться не удается. В связи с таким положением
дел правительство, в числе прочего, наращивает свои воздушные силы:
в 1996-98 годах для восполнения потерь (а надо сказать, что на земле
уничтожено гораздо больше, чем сбито в воздухе, авиатехники - в
основном на аэродромах при нападении боевиков гибнут вертолеты и
транспортные самолеты) было закуплено 4 Ан-32,три Ми-17, два Ми-24.
Помимо прочего, в 1999 году было куплено как минимум два Ми-35.В 2000
году на Украине было приобретено три новеньких Ан-32, а в августе того
же года - четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-27, находившихся на
сохранении на Львовском АРП. Сразу после прибытия самолеты были брошены
против лагерей повстанцев на севере. Сейчас ведутся переговоры о
закупке дополнительной партии из трех самолетов - двух боевых МиГ-27М и
"спарки" МиГ-23УБ. Транспортный потенциал ВВС был значительно усилен
за счет закупки двух С-130К "Геркулес", ранее использовавшихся ВВС
Великобритании.
Пытаюсь создать собственную авиацию и "тигры" ВВС. В частности,
отмечено приобретение легкого вертолета Робинсон Р. 44 и легкого
самолета. Очевидно, что о "настоящих ВВС" речь не идет, но тамилы
нуждаются в авиации для связи и переброски оружия.
Тем временем авиаторы со всего СНГ, несмотря на возросшую
опасность со стороны ПВО ТОТИ, продолжают летать в небе Шри-Ланки.
О их роли можно судить по количеству катастроф,
происшедших в последнее время. Первой такой потерей стал нанятый Ан-
24, разбившийся в сентябре 1998 года в Джафне. Тогда погибло 48
человек - все гражданские лица. 24 марта 2000 года зафрахтованный
ланкийской фирмой Ан-12БП омской компании "Антей", заходя на посадку в
столичном аэропорту Мадернайте, попал в грозовой фронт и разбился.
Среди погибших числились и пятеро россиян-членов экипажа.
Буквально через неделю, 30 марта, возле г. Ануратхапур
ракетой с земли был сбит Ан-26 украинской компании "Авиалинии ААР",
зафрахтованный ВВС и совершавший рейс из Джафны. Кроме
четырех украинцев членов экипажа, погибли 36 ланкийских военных
(24 солдата, 11 моряков и 1 полицейский). В этот же день в аэропорту
Палаи разбился еще один такой же самолет, причем снова погибло 36
человек. Предполагается, что причиной аварии стал отказ одного
двигателя.