Хотя к началу 70-х Су-7 был
стандартным истребителем-бомбардировщиком
15 стран мира, применять его в
боевых действиях впервые
пришлось Индии в декабре 1971.
Война началась вечером 3 декабря
с упреждающего удара
пакистанских ВВС. В последующие
дни с 4 по 17 декабря на шесть
эскадрилий Су-7 легла основная
нагрузка по воздушной поддержке
наземных частей. 90 Су-7БМ и Су-7У
были поставлены в Индию в 1968 году.
За время конфликта ими было
произведено 1500 самолето-вылетов,
включающих ударные и
разведывательные.
Первые вылеты были произведены
уже 4 декабря. Су-7, прикрываемые
истребителями МиГ-21, нанесли
удары по авиабазам в Чандере (эск.№26),
Шоркоте (эск.№32), Пасруре (эск.№101)
и Ризалвале (эск.№222). Каждый из
Су-7 нес две 500-кг бомбы М-62,
которые, несмотря на интенсивный
зенитный огонь, должен был
сбросить на ВПП, подойдя на
предельно малой высоте. Задача
была успешно выполнена, а
бомбардировка авиабаз в
дальнейшем проводилась ночью «Канберрами»,
а днем - «Хантерами».
Значительное количество
пакистанских самолетов было
уничтожено на земле. Одна лишь
эск.№32 уничтожила два B-57, один «Мираж-3»
и два «Сейбра». Затем Су-7
переключились на
противодействие наступающим
бронетанковым бригадам
пакистанской армии, играя
основную роль в
непосредственной воздушной
поддержке.
Несмотря на то, что в таких
задачах требуется не только
атаковать цель, но и обнаружить
ее, незначительная
протяженность фронта - около 16 км
- сокращала время поиска целей до
минимума. Небольшое воздушное
пространство в районе боевых
действий ограничивало
применение авиации. Так, Су-7
участвовали в налетах лишь
четверками, взлетая каждые
полчаса, а в районе цели каждый
самолет находился около 10 минут.
Каждый пилот успевал за день
совершить 6 вылетов, а их
эффективность была просто
невероятной. Эскадрилья №101,
действовавшая на самом
напряженном участке, уничтожила
69 танков, 25 орудий и 57 грузовиков.
Основным вооружением при
непосредственной поддержке
стали 57-мм неуправляемые ракеты.
Другие эскадрильи действовали
не менее эффективно, выполняя
аналогичные задачи. При их
выполнении самолет неоднократно
демонстрировал высокую
живучесть. В одном из вылетов Су-7
был перехвачен пакистанским J-6 (МиГ-19)
и подбит «Сайдвиндером». Самолет
потерял половину стабилизатора,
были серьезно повреждены рули
высоты, элероны и закрылки.
Несмотря на это, летчик сумел
оторваться от преследования и
посадить самолет на своем
аэродроме. Хвостовая часть его
самолета выставлена в музее
индийских ВВС в г.Палам. Подобные
случаи были нередки и пилоты
отмечали хорошую управляемость
Су-7 несмотря на полученные
повреждения. Но Су-7 не были
просто воздушными мишенями! В
одном из разведывательных
вылетов самолет был атакован
двумя J-6. Вместо того, чтобы
спасаться бегством, что вполне
позволяла скорость, пилот
развернулся навстречу атакующим
и сбил одного из них пушечным
огнем.
Альтернативным вариантом
вооружения при выполнении задач
воздушной поддержки были 500-кг
бомбы. Бомбардировке
подвергались не только
скопления танков и
артиллерийские позиции, но и
коммуникации противника - мосты,
железные дороги и транспорт. В
отдельные дни Су-7 удавалось
полностью парализовать движение.
Если потери от вражеских
истребителей - J-6 и «Сейбров»
были незначительны, так как в
большинстве случаев Су-7
избегали столкновения за счет
большей скорости, то от
зенитного огня убежать не
удавалось. Основным зенитным
средством пакистанской армии
были многоствольные 37-мм пушки
китайского производства.
Концентрированный огонь
стрелковым оружием также был
опасен для довольно крупного
самолета, длительно
находящегося в зоне обстрела.
Случалось, что самолеты
возвращались на базы
изрешеченными, но их потери
вполне оправдываются серьезным
уроном, нанесенным противнику.
Пакистанской стороной было
заявлено сбитие в воздушных боях
и зенитным огнем 34 Су-7, тогда как
индийская сторона подтверждает
лишь 16 - и все от зенитных средств.
Снижению потерь способствовала
выработка новой тактики
нанесения воздушных ударов с
учетом опыта первых дней боев.
В результате военного
конфликта 1971 года Су-7 снискали
неоднозначную репутацию. В то
время как подтвердились
небольшой радиус действия и
скромная, относительно размеров,
боевая нагрузка, на выполнение
поставленных задач это не
повлияло. Из достоинств были
отмечены надежность и живучесть
Су-7, высокая точность наносимых
ударов, минимальное наземное
обслуживание и время на
подготовку самолета к новому
вылету.
Уголок неба. 2004
|