История Кипра
насчитывает тысячи лет, через остров прошли греки, римляне, византийцы,
крестоносцы, турки и британцы. Турки захватили остров в 1571 году и только в
1878 году он перешел под британское управление. Только после окончания Первой
Мировой войны и падения Османской империи Британия окончательно аннексировала
остров полностью. На тот момент основную часть населения составляли греки. После
окончания Второй Мировой войны греческие партизаны сформировали освободительное
движение и боролись с британцами до 1960 года, до получения независимости полной
независимости. На тот момент турецкое население составляло 20-25 %. Новое кипрское
правительство гарантировало право турецкому меньшинству, включая места в
парламенте. Однако уже в 1960, 1963, 1970 годах между турками и греками возникли
серьезные вооруженные столкновения. В итоге в 1964 году ООН была вынуждена
ввести миротворческий контингент, который разделил противоборствующие стороны.
Ситуация обострилась в 1967 году, когда к власти в Греции пришла хунта
полковников и была провозглашена Греческая республика Кипр. Греция стала
рассматривать Кипр как неотъемлемую часть. После событий 1974 года Кипр был
разделен на две части – южную греческую и северную турецкую.
Начало
15 июля 1974 года грек Никос Сампсон совершил военный переворот на Кипре и
вскоре был провозглашен президентом. Это событие сопровождалось столкновения с
турками и привело к массовым протестам в Турции.
Уже 16-го числа турецкие ВС были приведены в состояние повышенной боевой
готовности. Легкие штурмовики T-37C из состава учебной эскадрильи 122.Filo в
Çigli были перебазированы в Çumaovasi южнее Измира. Кроме того, перехватчики
142. Filo переброшены в Balikesir. Перебазированы и несколько других
подразделений, основными из которых были морские разведчики S-2E из 301.Filo,
переброшенные в Анталию. Кроме того, на южном побережье Турции были развернуты
мобильные РЛС.
После неудачных переговоров с Великобританией, с 20 июля в Турции стали
разрабатываться планы зашиты турецкого меньшинства на острове. По этим планам
военная операция на Кипре должна была пройти в два этапа. В ходе первого (20-22
июля) были захвачены северные пригороды Никосии, а входе второго (с 14 августа
до подписания перемирия) турецкая армия захватили Фармагусту.
20 июля 1974
20 июля в 04:49 с авиабазы Inçirlik взлетел разведчик RF-84F, который стал
первым турецким самолетом, появившимся над Кипром. Атака острова планировалась
на 06:00 20 июля выброской парашютного десанта в Gönyeli (в 10 км от Никосии).
Для этого привлекли 19 C-47, 6 C-130 и 11 C-160D. Все прошло удачно, только три
самолета были повреждены огнем с земли: повреждения С-130 и С-160 были
минимальные, а вот C-47 no.6035 загорелся и экипаж совершил вынужденную посадку
недалеко от Silifke (турецкое побережье).
Тем временем коммандос и морской спецназ смогли захватить прибрежную дорогу и
обеспечить место для высадки морского десанта в 6 милях западнее Kyrenia. Для
поддержки десанта в районе Tasuçu (самая южная точка материковой Турции) были
собраны 72 транспортных UH-1, собранных по всем подразделениям. В 07:07 началась
массированная переброска десантников и необходимых припасов. Из-за отсутствия
необходимого опыта огнем с земли были повреждены сразу 10 машин. Позже в этот же
день, когда вертолетчики стали подходить на малой высоте, только 2 вертолета
были повреждены.
После интенсивной атаки с воздуха прибыла вторая волна десанта, выброшенная с 1
C-47, 12 C-160 и 6 C-130 в 12:55, а перед самым закатом – третья волна из 6
C-160 и 3 C-130. последние две волны не встретили никакого сопротивления с
земли. В первый день операции закончились в 21:15 и в итоге было выброшено 6000
парашютистов.
В первый день турецкие ВВС выполнили 117 вылета на штурмовку, 64 вылета на
выброску десанта, 18 разведвылетов и 8 – на ПВО. Потери составили один F-100D (
55-3756) из 171.Filo, F-100C (54-2042) из 132.Filo, RF-84F из 184.Filo и один
C-47 (6035), списанный после вынужденной посадки. Причем людские потери
составили всего лишь одного пилота RF-84F - 1.Lt. Ilker Karter из 184.Filo. 12
вертолетов армейской авиации были повреждены, а Do.28D, выполнявший секретную
миссию, пропал без вести (по турецким данным – разбился), все находившиеся на
борту погибли.
21 июля 1974
На следующий день военные операции начались в 05:50 с массированной атаки
кипрских позиций. В ней участвовали «Супер Сейбры» из состава 131, 132, 171 и
172.Filo. Причем самолеты 184.Filo проводили разведвылеты. На дороге между
Папхос и Никосией турецкими пилотами была обнаружена колонна из 40 грузовиков,
немедленно атакованная и уничтоженная в 07:55. Результатом столь массового
побоища стало то, что кипрские солдаты стали панически бояться любых самолетов в
воздухе. В течение дня турецкая армия смогла взять под свой контроль Kyrenia, но
потери составили 21 человек убитыми.
Еще вечером 20-го числа был обнаружен греческий морской конвой, направлявшийся с
Родоса. Для уточнения информации в район были направлены S-2E с Анталии, экипажи
которых уточнили его состав – 4 эсминца и 7 транспортов. Утром 21-го над конвоем
появился разведчик RF-84F 184.Filo, в кабине которого находился командир
подразделения - Lt. Col. Yetkiner. Видимо из-за большой скорости обнаружить
греческие суда ему не удалось. Зато на радарах отчетливо были видно несколько
целей.
Первым вопросом был – а не американцы ли с 6-го Флота это? И только ближе к
полудню после уточнения информации с Вашингтоном было принято решение атаковать
конвой. В 13:00 был отдан приказ готовиться к вылету 111.Filo с F-100D и
141.Filo с F-104G. Позже решили добавить и 181.Filo.
В 14:00 с Eskişehir взлетели 16 F-100D из 111.Filo,а в 14:10 с Анталии взлетели
12 F-100D 181.Filo. Каждый из 28 самолетов нес по две 750 фунтовыми бомбы. А
взлетевшие в 14:43 - 14:51 16 F-104Gs из 141.Filo – по одной такой бомбе. Однако
в результате столь внушительной армады в 15:30 был потоплен один корабль, да и
то турецкий!!
Позже F-104G из 191.Filo совершили несколько развеполетов севернее и западнее
Кипра, но обнаружили только 4 небольших корабля. В 21:00 вылеты закончились,
всего за день турки выполнили 203 вылета на штурмовку, 19 разведывательных, 28 –
ПВО и 23 – транспортных (не включая вертолетов). Потери за день составили четыре
пять самолетов: F-100 (‘D.55-2825 и ‘C.54-2083), F-104G ( 64-17783) и ни одного
летчика.
22 июля 1974
В 05:06 был потоплен турецкий эсминец "Koçatepe". Через три часа четверка C-130
сбросила спасшимся спасательные лодки и припасы. В 11:15 15 C-47 выбросили 300
парашютистов, которые должны были захватить район южнее Gönyeli (в 5 км севернее
Никосии). В 14:35 17 F-104G из 141.Filo атаковали аэропорт Никосии 750 фунтовыми
бомбами. В 15:35 турецкий Генеральный Штаб объявил перемирие до 17:00. За день
было выполнено 122 штурмовые атаки, 12 разведвылетов, 23 – ПВО и 19
транспортных. В тот же день в воду после маневрирования с F-102A (55-3401) упал
F-5A греческих ВВС. Некоторые турецкие источники поспешили объявить, что самолет
сбит ракетой Falcon.
Единственной потерей за день стал F-100D (54-2238), летчик катапультировался.
Кроме того два самолета (F-102A (55-3413) и F-100C) разбились при посадке. Все
три летчики благополучно пережили аварии.
23 июля 1974
После объявления перемирия 22 числа, турецкие ВВС выполнили всего 3 разведполета
и 46 вылетов на ПВО. Единственной потерей за день стал F-102A (54-1403) из
142.Filo упавший сразу после взлета. Пилот - 1.Lt. Çinar - погиб.