Уголок неба ¦ F-16 в ВВС Израиля

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   F-16 в ВВС Израиля
             
         n Михаил Жирохов  


На сегодняшний день F-16  различных модификаций является основным ударным самолетом ВВС Израиля.

Первоначально именно Израиль должен был быть первым получателем самолетов этого типа: были даже переговоры о поставке 250 машин, 200 из которых должны были быть собраны на месте. Но затем американская администрация поменяла свое мнение и самолеты предназначались исключительно для поставок в страны НАТО, Южную Корею и Иран.

Только в августе 1978 года было достигнуто соглашение о поставке 75 F-16A/B. Это было коренное изменение в политике Президента Картера.

Первые из поставленных самолетов были модификации Block 5/10. интересно, что самолеты первоначально предназначались для Ирана, но падение шахского режима спутало американцам все карты. В ходе поставок самолеты получили чисто израильское электронное оборудование, в частности были добавлены тепловые ловушки. Кроме того, вместе штатного радара APG-66 ставили Elta 2021B.

Первые четыре F-16 прибыли в страну в июле 1980 года. Вскоре произошел и боевой дебют: 28 апреля 1981 года пара "Фалконов" перехватили и сбила около ливанского города Захл пару сирийских Ми-8. А 7 июня 1981 года восьмерка таких самолетов уничтожила иракский ядерный центр в Осираке. В ответ на это администрация Рейгана задержала поставку очередной партии из 22 F-16A/B. Но это была чисто рекламная шумиха, уже в августа самолеты вошли в состав ВВС.

В 1983-84 году самолеты отметились над долиной Бекаа. По израильским данным пилоты F-16-х сбили 44 сирийских самолета без потерь со своей стороны. Сообщается, что один израильский пилот в одном вылете сбил четыре самолета противника.

В октябре 1987 года начались поставки более современных F-16C/D. Было заказано 51 F-16C и 24 F-16D. После того как заглох проект "Лави" в мае 1988 года израильское правительство заказало дополнительную партию в 60 F-16C/D Block 40 (30 F-16C,30 F-16D).

F-16A/B имеет в ВВС Израиля прозвище "Нец" ("Сокол"), в то время как F-16C называется "Барак" ("Молния"), а F-16D "Бракит" ("Удар молнии"). Самолеты модификации "А" используются как истребители, в то время как остальные - в качестве истребителей-бомбардировщиков.

Как уже отмечалось выше, израильские машины значительно отличаются от своих американских собратьев. В частности F-16C оснащены радиоэлектронным оборудование местного производства, в частности системой радиоэлектронного подавления Elta EL/L-8240 и вместо радара APG-68 - Elta 2021B или 2032.

Израильская компания Israel Military Industries (IMI) разработала подвесной бак для замены американских, что позволило расширить дальность боевого применения самолета на 50 процентов. Кроме того, несколько машин переоборудованы в "Уайл Уизл" для борьбы с ЗРК противника.

Большинство израильских F-16C и D модернизированы для подвески ракет ХАРМ.

Кроме того, после войны в Заливе 1991 года израильтяне купили 50 F-16A/B из наличного состава ВВС США. Поставки были окончены к концу 1994 года. 

Еще одна партия была поставлена с 1997 по 1999 год и была предназначена для замены F-4E.
14 января 2000 года был подписан контракт на поставку 50 F-16I. Эти многоцелевые самолеты разработаны специально по заказу ВВС Израиля и базируются на модели Block 52, но с радаром AN/APG-68(V).


Об эскадрильях, вооруженных F-16 официальной информации нет из-за полной секретности и в основном данные базируются на неофициальных источниках:

101-я эскадрилья

Базируется на Хацоре. Получила 30 F-16C/D в 1987 году. Заменены на Block 40 F-16C/D в начале 90-х годов.

105-я эскадрилья

Базируется на Хацоре. Получила Block 40 F-16C/D в 1991 году.

109-я эскадрилья

Базируется на Рамат Давид. Заменила свои "кфиры" на Block 30 F-16C/D, полученные от 101-й аэ в 1991 году.

110-я эскадрилья

базируется на Рамат Давид. Получила F-16A/B в 1981 году, Block 30 F-16C/D в 1987.

117-я эскадрилья

Базируется на Рамат Давид. Получила F-16A/B в 1980 году. Заменила на Block 30 F-16C/D в 1987.

140-я эскадрилья

Базируется на Рамон в пустыне Негев. Является учебно-боевой. Получила F-16A/B в 1987 году от 110-й и 117-й аэ.

144-я эскадрилья

Базируется на Хацоре. Перевооружилась с "Кфиров" на F-16A/B в 1994 году.

190-я эскадрилья

Базируется на Рамоне. Получила F-16A/B от 110-й и 117-й в 1987 году.

253-я эскадрилья

Базируется на авиабазе Рамон.

F-16 полученные из США несли американские номера, вскоре замененные на трех- или четырехзначные местные номера. Система серийных номеров построена таким образом, чтобы потенциальный противник не смог посчитать общее количество самолетов и вертолетов. Первые F-16A/B получили номера от 100 до 138, а двухместные 001/017.

Block 10 F-16A имели номера от 219 до 299. Block 30 F-16C и D имели номера от 301 до 399 и с 020 до 083. 60 Block 40 имели номера от 502 до 558 для "С" и с 601 по 687 для "D". Поставленные из США в 90-х годах F-16A/B несут номера от 700.

Известные серийные номера поставленных из США машин:


78-001/021/012/014/018 
78-077/098/095
78-099/115/106 /108/109 /111 /114 /115 
78-0308/0325 
78-326/335 
78-336/345 
78-346/349 
78-350/354 
78-355/362 
79-288 
79-289/357 /289/291/293 /295 /297 /299 /302 /304 /305 /319/321 /325 /328/333 /339 /347 /356 
79-358/385 /358 /361 /369 
79-410/419/410 
79-420/423
79-424/428 /424 и 425
80-479/505 /491 /501/503 
80-506/540 /514 /516 /517/532 /534 
80-623/624 
80-629/636 /632
80-649/659 
80-660/668 
86-1598/1601 304, 305 и 307
86-1602/1612 310,315,317,318,321,324,326,332,333 и 337.
87-1661/1664 341,344 и 343
87-1665/1679
350,353,355, 356,360,364,367,368,371,373,374,377 и 378
87-1680/1693 381,384,386,388,389,391,393,394,392,397,399,383,385 и 376.
87-1694 020
87-1695/1698 
87-1699/1708 036,022,041,045,039,046,050,057,061, и 055.
88-1709/1710 359 и 313
88-1711 329
88-1712/1720 065,069,070,072,074,077/079,083
89-0277 502
90-0850/0854 503,506,508,511,512
90-0855/0862 514,516,519,520,522,523,525,527
90-0863/0870 528,530,531,534,535,536,538,539 
90-0871/0874 542,543,546,547 
90-0875/0878 601,603,606,610
90-0879/0886 612,615,619,621,624,628,630,633 
90-0887/0894 637,638,642,647,648,651,652,656
90-0895/0898 660,664,666,667
91-486/489 551,554,557,558
91-490/495 673,676,678,682,684,687

 


Поставки и потери самолетов этого типа можно представить следующим образом:

  Дата Тип Пилот Примечание
+ 67 1980 F-16A    
+ 8  1980 F-16B    
-1   20-01-81 F-16A Эхуд Бен Амитай столкнулся с F-4E (пилот погиб) 
 -1 20-01-82 F-16A Илан Рамон  столкнулся с другим самолетом, пилот не пострадал
-1  20-01-82 F-16A  "Y" столкнулся с другим самолетов, пилот катапультировался
+51 1982 F-16C Block 30    
+24 1982 F-16D Block 30    
-1 1985  F-16B  Ицхак  потерял контроль, пилот катапультировался
-1  июль-86 F-16A  Эйал Пелед  пилот катапультировался
-1 03-07-86 F-16A Йозеф Элмал  столкнулся с землей во время выполнения фигуры высшего пилотажа, пилот погиб
-1 07-12-86 F-16A Боаз Негорай отказ двигателя, пилот погиб при вынужденной посадке
-1 08-10-86 F-16A Гал Вейсберг пилот погиб
30 1987  F-16C Block 40    
30 1987  F-16D Block 40    
-1 05-10-87  F-16A Гиль Иври столкнулся с горой, пилот погиб
 -1 1988 F-16B  Рами столкнулся с птицей, пилот катапультировался
-1  август-94 F-16C ??  ??
-1 05-10-94 F-16D ?? ??
-1 17-01-95 F-16A Данни Оберст столкновение в воздухе, пилот погиб
-1 17-01-95 F-16A "Y" столкнулся в воздухе, пилот катапультировался
-1 18-07-95 F-16D Ронни Шломи/Ювал Биньямин столкнулся в воздухе, экипаж погиб
-1  18-07-95 F-16D   ??  столкнулся в воздухе
35 1995 F-16A    
15  1995 F-16B    
-1 29-07-96  F-16D  ??  ??
-1 29-07-96  F-16D ?? ??
-1 07-09-97  F-16B Ран/Эльдар столкновение с птицей, экипаж катапультировался
-1 09-08-98  F-16C ??  остановка двигателя, пилот катапультировался
-1 10-08-98  F-16C ?? ??
-1  28-03-99 F-16D ?? остановка двигателя, пилот катапультировался
-1 01-01-00 F-16B ??   остановка двигателя 
-1 02-02-00  F-16C   остановка двигателя, пилот катапультировался 
-1 27-03-00  F-16D Йонатан Бегин/Лиор Харари самолет упал в море, экипаж погиб
-1  01-08-00  F-16A ?? остановка двигателя, пилот катапультировался
-1 24-02-03  F-16C ??  остановка двигателя, пилот катапультировался

             
 

F-16B, авиабаза Рамат Давид, начало 80-х гг. 





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100