Есть в нашей истории
события, о которых принято хранить
молчание. Когда-то о них просто
никто ничего не знал. Сейчас, когда
многое из случившегося стало
известно, об этих событиях тоже
вспоминают неохотно, но уже по “тактическим”
соображениям: не хочется портить
отношения с теми, кого мы до
недавнего времени считали
условным противником. Сейчас они
перешли в ранг условных друзей.
Когда для нас условный противник
действительно был таковым, для
него он был вполне реальным.
Полвека назад началась воздушная
война в небе Кореи. Помочь братьям
по строю вызвались советские
добровольцы. Схлестнуться им
предстояло с американскими асами.
Но наш рассказ не об этом. В небе
Кореи появился лучший по тому
времени советский серийный
истребитель МиГ-15. Итогом войны
стало его хоть и незначительное, но
превосходство над “Сейбрами”. С
тех самых пор МиГи участвовали во
всех локальных войнах и во многих
конфликтах. Совершенно
естественно, что эти самолеты
стали одним из объектов
пристального внимания разведок
всего мира. На них объявили охоту.
Заполучить “живой” МиГ – это не
только раскрыть секреты боевой
машины, но и показать, на что
способна разведка, сумевшая
разработать и осуществить такую
блестящую операцию. Как правило, в
этих операциях ставка делалась на
предателей. Если все заканчивалось
удачно, то “обиженная”сторона
пыталась замолчать скорбный факт
похищения, не очень-то
распространялась и "удачливая"
сторона. Тайна была взаимной. Но,
как известно, со временем все
тайное становится явным. Мы
попытались из многих разрозненных
фактов, которые становились
достоянием гласности в разное
время, восстановить в подробностях
операции спецслужб по угону МИГов.
Согласитесь, это ведь тоже хотя и
своеобразная, но частичка
биографии самолетов МиГ.
Охотники за самолетами
После корейской войны МиГ-15
никого уже не интересовал. До сих
пор точно неизвестно, сколько их
было сбито, но эта цифра, видимо,
переваливает за две сотни. Бои были
жестокими, скоростными, высотными,
и успех в них, надо признать, был
переменным.
Американская разведка с самого
начала войны охотилась за МиГ-15.
Летчикам был отдан приказ
постараться принудить машину к
посадке. Советские летчики,
понимая, что они подменяют собой
корейских пилотов и все должно
держаться в строжайшем секрете,
предпочитали гибель в небе, чем
бесславный финиш на аэродроме
противника.
Американцы во всех удобных
случаях свозили останки сбитых
МиГов на специальную базу, где
авиационные эксперты тщательно их
изучали. В тех скудных и “отлакированных”
военной цензурой воспоминаниях
наших летчиков ничего не говорится
о том, смогли ли американцы
заполучить целехонький МИГ-15. Но
для специалистов достаточно и
обломков, чтобы определить боевые
возможности машины.
Удача нашла американцев в 1956 году,
когда израильтяне вели бои с
арабами на Синайском полуострове.
Тогда было захвачено несколько
аэродромов с целехонькими МиГ-15 и,
что важнее, МиГ-17. Израильское
правительство имело с
Соединенными Штатами каналы
секретного "товарообмена".
Американцы поставляли Израилю
военное оборудование и снаряжение
в обмен на разведывательные данные
и образчики военной техники.
Советские МиГи стали денежным
эквивалентом секретной игры.
Американцы охотно и в любых
количествах брали МиГи. По
инициативе морского летчика
Фрэнка Аулта была организована “Школа
истребительного вооружения”. Она
знакома вам по кодовому названию “Топ
Ган”. А почему знакома, вы уже сами,
наверное, догадались. О ней был
снят художественный фильм под
одноименным названием с Томом
Крузом в главной роли. В этой школе
в течение пяти недель проходила
интенсивная тренировка летчиков в
условиях максимально приближенных
к боевым.
Школа имела две эскадрильи МиГов,
а это почти два десятка машин.
Назревала война на Ближнем
Востоке. Египет, Сирия и Ирак
ополчились против воинственного
Израиля. Они не смогли примириться
с потерей части арабских
территорий, которые израильтяне
безжалостно отхряпали и
провозгласили своими.
В эти годы между Советским Союзом
и Израилем существовали
полнокровные дипломатические
отношения. И руководство Израиля
пыталось сблизиться с СССР, но
Москва занимала проарабскую
позицию. Больше того, уже начались
секретные поставки новейших
истребителей МиГ-21 в Египет и Ирак.
Эти самолеты только-только были
запущены в серию.
О том, что у Советов появился
новый истребитель, неизвестно было
только разведке, которая была
настолько ленива, что не могла даже
пошевелить мозгами. Новинку можно
было “вычислить” по... газетным
публикациям.
В конце 60-х в советских газетах
частенько появлялись сообщения о
новых авиационных рекордах,
установленных на самолетах,
скрывавшихся под индексом Е.
Летчики Георгий Мосолов и
Константин Коккинаки то
забирались на недоступные
самолетам высоты, то стремительно
носились по замкнутым маршрутам,
выжимая из самолетов невиданную
скорость.
Их рекорды стали достоянием
мировой гласности не случайно. В
последнее время участились полеты
американских разведывательных
высотных самолетов “Локхид” U-2
над советской территорией. 1 мая 1960
года один из таких пролетов был
прерван ракетой. Американцы знали,
что у русских нет самолетов,
способных подняться до 20 000 метров.
И вот оказалось – есть! Е-66 достиг
высоты 34 714 метров.
Не надо быть искушенным
аналитиком, чтобы догадаться: раз
есть самолет-рекордсмен – значит,
в скором времени появится и
серийный самолет примерно с такими
же возможностями.
А над городом Горьким уже можно
было видеть самолеты с необычным
треугольным крылом. Аэродром
авиационного завода переставал
гудеть только в ненастные дни.
Скоро все мальчишки уже знали
марку нового самолета – МиГ-21. Были
ли в те годы в городе шпионы –
неизвестно, но запуск самолета в
серию не мог пройти незамеченным.
Скоро их обнаружили и в Ираке.
Операция “Пенициллин”
Создатель и командующий ВВС
Израиля Дан Толковский сказал в те
годы: “Основной принцип ведения
войны: чтобы победить, нужно знать
оружие, которым воюет противник”.
Израильские спецслужбы
восприняли его слова как
руководство к действию. Приступил
к разработке операции по захвату
МиГ-21 и молодой Институт разведки и
специальных задач, который в
просторечии известен как служба
МОССАД.
Разведка довольно быстро нашла в
египетских ВВС недовольного
действиями правительства летчика,
который и согласился угнать
самолет. А недоволен он был
бомбардировками Йемена. Египет
поддерживал режим, который пытался
подавить повстанческое движение.
В 1964 году самолет был угнан, но
это был не МиГ, а устаревший Як,
которому место было разве что в
музее. Обещанных денег египетский
летчик не получил. Разведка
помогла ему изменить внешность и
обосноваться в Аргентине. Но
египетские контрразведчики сумели
напасть на его след, вывезли
предателя и казнили.
Годом позже была предпринята еще
одна попытка, но в последний момент
летчик отказался угонять самолет.
А тем временем военное
подразделение МОССАД собирало
подробную информацию обо всех
пилотах Сирии, Египта и Ирака.
Эфирные разговоры, которые вели
летчики во время полетов,
прослушивались и записывались, а
затем подробно анализировались
лингвистами, психологами и прочими
специалистами. Досье дополнялись
сведениями о карьере летчиков, их
семейной жизни, окружении,
слабостях и пороках, нащупывались
их “слабые места”.
Аналитики МОССАД пришли к выводу,
что операция вполне может быть
успешной, если ставку сделать на
летчика-немусульманина. Круг
кандидатов на вербовку сразу
сузился. В среде арабских летчиков
христиан были единицы.
В этот список попал иракский
летчик, командир эскадрильи
капитан Мунир Редфи. Карьера его
была блестящей. В свои 23 года он
считался лучшим пилотом Ирака, а
учился он летать и в США, и в СССР,
освоив несколько типов боевых
самолетов, в том числе и МиГ-21.
История его вербовки до сих пор
не раскрыта, но существуют две
версии. По одной из них, к побегу
его склонил слуга дома, который был
для Мунира духовным отцом. Он
объяснил, что рано или поздно в
Ираке начнутся гонения на христиан.
Их тогда уже начали вытеснять со
всех государственных служб и даже
арестовывали по вымышленным
обвинениям. Пока летчик нужен, его
не тронут, но придет время – и его
заменят мусульманином.
По другой версии, в дело была
брошена красивая женщина,
американка, но еврейского
происхождения. Она была агентом
МОССАД и среди многих кандидатов
на вербовку сама выбрала Мунира
Редфи. Когда разговоры между ними
стали более откровенными, ас
признался, что ему приходится
летать на бомбежку курдских
селений. Убийство мирных жителей
не давало ему покоя. Его мучила
совесть – любой геноцид он считал
тягчайшим преступлением.
Однажды американка пригласила
его совершить путешествие в Париж.
Там он и узнал об истинных целях,
которые она преследовала.
Мунир Редфи согласился на угон
самолета, но при условии, что его
семью и всех родственников вывезут
из Ирака.
Вполне возможно, что в ход были
пущены оба варианта вербовки.
Слуга сломил сопротивление
летчика, американка же
конкретизировала задачу. Из Парижа
иракский ас был тайно доставлен в
Израиль на авиабазу Хацор. Там его
встретил сам командующий ВВС
Мордехай Ход. Совместно они
обсудили предполагаемый курс
самолета. Предстояло пролететь 900
километров, минуя станции слежения
на территории Ирака и Иордании. За
25 минут полета Мунир Редфи мог быть
сбит или иранскими, или
иорданскими истребителями. Да и
над Израилем его подстерегала
опасность: строжайшая секретность
операции не позволяла заранее
предупредить службу ПВО.
С командиром авиабазы
полковником Шломо Барекетом
иракский летчик “прошел” отрезок
маршрута над Израилем.
В ходе разговора Редфи был
поражен, насколько хорошо
израильтяне информированы о
порядках на его родной авиабазе.
Разведке было известно даже
расписание тренировочных полетов
с точностью до минуты.
Операция, которая так успешно
началась, получила почему-то
медицинское название – “Пенициллин”.
МОССАД удалил из Ирака всю свою
агентурную сеть, которая своей
активностью могла навлечь
подозрения. Для обеспечения
эвакуации родственников летчика
было заслано пять оперативных
групп. Разведчики быстро
договорились с курдами, и те
обещали помочь.
Семью Мунира Редфи отправили в
Лондон, якобы для срочного лечения
сына.
17 февраля 1966 года в адрес одного
из европейских центров МОССАД
пришла из Ирака открытка: “У нас
все в порядке. Скоро возьму
пенициллин. Привет новым друзьям.
До скорой встречи”.
Время пошло... Но полет все
откладывался. Советские военные
специалисты, предвидя возможность
угона самолета, заправляли баки
горючим только на выполнение
тренировочного полета.
Удобный случай представился лишь
14 августа. В этот день полет
предполагался длительным, и к
самолету подвесили дополнительный
бак. Мунир набрал высоту и тут
почувствовал в кабине запах едкого
дыма. Пришлось идти на посадку.
Техники обнаружили замыкание в
электроцепи.
Лишь на следующий день все
сложилось удачно. Поднявшись с
аэродрома в 7.30 утра, Мунир Редфи
взял курс на восток, а затем, сломав
его, бросил свой МиГ-21 к самой земле.
Как оказалось позже, ни одна
служба ПВО не засекла нарушителя.
Над Израилем его уже ждал “Мираж”
сопровождения, который и проводил
МиГ до авиабазы в Хацоре. В 7.55
колеса угнанного самолета
коснулись взлетно-посадочной
полосы аэродрома.
Чтобы скрыть операцию по угону,
разведчики МОССАД подготовили
главный козырь. На пресс-конференции
журналистам было
продемонстрировано письмо
иракского летчика, пришедшее
десять дней назад. В этом письме он,
якобы намереваясь покинуть свою
страну по личным мотивам, просит
принять его.
У прессы не было вопросов – все
было ясно.
Только советское руководство,
понимая, что в случившемся не все
чисто, настроено было весьма
решительно. Они потребовали
вернуть самолет. Израильтяне в
последний раз поиграли в
справедливость: они не допустили
осмотреть самолет даже
американцев.
Тем временем в Ираке были
расстреляны офицеры, под чьим
командованием служил предатель.
Что стало с нашими советниками –
неизвестно. Вскоре МиГ-21 был
продемонстрирован на авиационном
параде в Тель-Авиве. Летчик-испытатель
израильских ВВС дал высокую оценку
самолету.
Кто знает, как бы сложилась война
Израиля с арабскими странами в
июне 1967 года, если бы не были
раскрыты тайны новейшего
истребителя и другой похищенной у
арабов советской военной техники.
А так она продлилась шесть дней и
закончилась полной победой
израильтян. Всегда интересны
судьбы предателей. Не разделил ли
Мунир Редфи участь своего
казненного египетского коллеги?
Совсем недавно в западной прессе
было опубликовано сообщение, что в
возрасте 58 лет скончался человек,
некогда угнавший в Израиль
истребитель МиГ-21. Газеты писали,
что все эти годы он жил вполне
счастливо и безбедно, продолжал
работать летчиком в одной из
частных авиакомпаний. Правда,
маршруты его полетов пролегали в
основном над безлюдьем пустынь. Он
обслуживал нефтепромыслы. МОССАД
хорошо спрятал своего Иуду.