Версия 1.0
Данные приведены на 20 ноября 2022 г.
Вопросы по иранским F-4D Фантомам возникали давно, но из-за недостаточных объемов информации ответить на них было проблематичным, впрочем, как
и сегодня. Время шло, а никаких изменений так и не происходило, поэтому рассмотрим ситуацию с этими самолетами, исходя из данных по ним на сегодня.
Таблица 1
c/n |
б/н |
дата потери |
примечания |
3031 |
3-601
3-663
3-6689 |
16 апреля 1974 |
Экс б/н 67-14869, код 14869. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results в
июле 2019 г. с таким кодом был замечен самолет типа F-4D с б/н 3-6690. |
3050 |
3-602
3-664
3-6690 |
|
Экс б/н 67-14870, код 14870. Есть фото на 27 июля 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/9730333. Да,
действительно, именно у этого бортового номера стоит код 14869. |
3071 |
3-603 |
25 сентября 1969 |
Экс б/н 67-14871, код 14871. |
3090 |
3-605 |
9 февраля 1972 |
Экс б/н 67-14872, код 14872. |
3109 |
3-604
3-665
3-6691 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 67-14873, код 14873. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results в
июле 2019 г. с таким кодом был замечен самолет типа F-4D с б/н 3-6693. |
3128 |
3-606
3-666
3-6692 |
дата потери неизвестна
|
Экс б/н 67-14874, код 14874. |
3152 |
3-607
3-667
3-6693 |
|
Экс б/н 67-14875, код 14875. Есть фото на 16 мая 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/10014507.
Есть данные на 12 января 2022 г.
https://www.key.aero/article/what-happened-during-irans-seven-day-zulfiqar-1400-exercise об участии самолета с б/н 3-6693 на учениях Зульфикар-1400 |
3171 |
3-608
3-668
3-6694 |
16 июня 1977 |
Экс б/н 67-14876, код 14876. |
3198 |
3-609
3-669
3-6695 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 67-14877, код 14877. |
3213 |
3-610
3-670
3-6696
3-6697 |
|
Экс б/н 67-14878, код 14878. По данным https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic именно эта машина с c/n
3213 имела б/н 3-6697. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results машина с c/n
3213 также могла иметь б/н 3-6697 и код 14878, но тут же есть оговорка, что вероятнее всего произошла ошибка и бортовой номер все-таки был 3-6696. Т.е. по этим
данным самолет с c/n 3213 вполне мог быть потерян в ходе войны. По данным
http://www.myaviation.ir/details.aspx?id=5470 в марте 2013 г. с таким кодом был замечен самолет типа F-4D с б/н 3-6697. |
3229 |
3-611
3-671
3-6697 |
29 сентября 1980 |
Экс б/н 67-14879, код 14879. Есть данные на 12 января 2022 г.
https://www.key.aero/article/what-happened-during-irans-seven-day-zulfiqar-1400-exercise об участии самолета с б/н 3-6697 на учениях Зульфикар-1400, но это
только при условии, что у самолета с б/н 3-6697 имеется серийный номер 3213. |
3247 |
3-612
3-672
3-6698
3-6699(2) |
|
Экс б/н 67-14880, код 14880. Есть фото на 5 февраля 2019 г.
https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4D-Phantom-II/6031449 |
3263 |
3-613
3-673
3-6699(1)
3-6700(2) |
|
Экс б/н 67-14881, код 14881. Есть фото на 8 февраля 2017 г.
https://www.airteamimages.com/mcdonnell-douglas-f-4-phantom_3-6700_iran---air-force_386951.html |
3280 |
3-614
3-774
3-6700(1) |
2 июня 1974 |
Экс б/н 67-14882, код 14882. |
3296 |
3-615
3-675
3-6701 |
24 сентября 1980 |
Экс б/н 67-14883, код 14883. По данным www.skywar.ru разбился около Шираза |
3311 |
3-616
3-676
3-6702 |
11 июля 2018 |
Экс б/н 67-14884, код 14884. Потерпел аварию и разбился, пилоты катапультировались, по греческим данным
https://www.ptisidiastima.com/f-4d-iriaf-crash/.
По данным статьи
https://www.key.aero/article/what-happened-during-irans-seven-day-zulfiqar-1400-exercise самолет с б/н 3-6702 принимал участие на учениях Зульфикар-1400 в
ноябре 2021 г. Кто ошибся? Греки или автор статьи Бабак Тагваи? |
3323 |
3-617
3-677
3-6703 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6904, код 86904. |
3340 |
3-619 |
30 января 1972 |
Экс б/н 68-6905, код 86905. |
3357 |
3-618
3-678
3-6704 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6906, код 86906. |
3371 |
3-621
3-679
3-6705 |
12 января 2016 |
Экс б/н 68-6907, код 86907. Потерпел катастрофу в районе АВБ Конарак, оба пилота погибли, по данным
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic |
3388 |
3-620
3-680
3-6706 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6908, код 86908. |
3403 |
3-622
3-681
3-6707 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6909, код 86909. |
3417 |
3-623
3-682
3-6708 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6910, код 86910. |
3426 |
3-624
3-683
3-6709 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6911, код 86911. |
3525 |
3-625
3-684
3-6710 |
|
Экс б/н 68-6912, код 86912. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
самолет из состава 101 TFS активно летал в мае 2017 г. после ремонта. |
3535 |
3-626
3-685
3-6711 |
|
Экс б/н 68-6913, код 86913. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
самолет из состава 101 TFS активно летал в мае 2017 г. Есть фото https://www.jetphotos.com/photo/8643028 |
3545 |
3-627
3-386
3-6712 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6914, код 86915. |
3555 |
3-628
3-687
3-6713 |
|
Экс б/н 68-6915, код 86915. Есть фото за февраль 2012 г. https://www.jetphotos.com/photo/7357393 |
3564 |
3-629
3-688
3-6714 |
|
Экс б/н 68-6916, код 86916. Есть фото за 2012 г.
https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4D-Dowran/2084710 |
3574 |
3-630
3-689
3-6715 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6917, код 86917. |
3583 |
3-631
3-690
3-6716 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6918, код 86918. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
последний раз наблюдался в 1981 г. |
3592 |
3-632
3-691
3-6717 |
дата потери неизвестна |
Экс б/н 68-6919, код 86919. |
В январе 2020 г. вышла очень хорошая статья Бабака Тагваи (Babak Taghvaee)
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic про иранские самолеты типа F-4D. Стоит разобраться поподробнее с несколькими нюансами.
1. Согласно сведениям Бабака Тагваи, к началу ирано-иракской войны на вооружении ВВС Ирана находилось 26 машин
типа F-4D из 32 поставленных. По данным авторов Farzad Bishop и Tom Cooper (книга Iranian F-4 Phantom II Units in Combat) ВВС Ирана в 1980 г. имели 29 машин
F-4D из 32 поставленных. По данным https://scramble.nl/database/military/ir#results в
1969,1972,1974 и 1977 гг. были зарегистрированы потери 6 машин с c/n 3031,3071,3090,3171,3280,3340. Как быть с самолетом типа F-4D, потерянном в Южном Йемене 23
декабря 1976 г.? По данным
http://www.ejection-history.org.uk/country-by-country/iranian_f_4_phantom_losses.htm и
https://ru.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_F-4_Phantom_II#ВВС_Ирана это был именно F-4D. Так вот, по всем данным именно на сегодня, ВВС Ирана имели
перед войной 25 машин типа F-4D.
2. Согласно сведениям Бабака Тагваи, во время ирано-иракской войны было потеряно 9 (тут же, а возможно и все 11!)
машин типа F-4D. По данным http://www.skywar.ru/IRIAF8088.html в ходе боевых действий с 1980 по 1988 гг.
потери авиационной техники составили 11 F-14, 77 F-5E, 6 F-5F, 1 RF-5, 1 F-5B, 11 F-4D и не менее 70 F-4E по боевым и небоевым причинам. Там же указано, что
список потерь не полный и покрывает около 80% всех случаев, исправлен в феврале 2020 г. на основе новых данных. Так вот, по всем данным именно на сегодня, ВВС
Ирана потеряли в ходе войны минимум 11 машин типа F-4D. По данным
https://hushkit.net/2020/09/11/flying-fighting-the-f-4-phantom-ii-in-the-iran-iraq-war-interview-with-iranian-air-force-brig-general-rtd-alireza-namaki/ со
слов бригадного генерала ВВС Ирана в отставке Алирезы Намаки, иранские ВВС потеряли почти 50% своих Фантомов только во время войны из 225 поставленных.
3. Согласно сведениям Бабака Тагваи, после ирано-иракской войны на вооружении ВВС Ирана находилось возможно 17
машин типа F-4D. По всем доступным данным именно на сегодня, после войны на вооружении ВВС Ирана находилось максимум 14 машин типа F-4D, а минимум 12 машин. В
данном случае невозможно спорить с математикой, никаких 17 машин не могло быть даже теоретически.
4. Согласно сведениям Бабака Тагваи, за период с 1994 г. по 2018 г. ВВС Ирана в авариях и катастрофах потеряли 6
машин типа F-4D, в т.ч. б/н 3-6713 был потерян в 2011 г. По данным
https://aviation-safety.net/wikibase/type/F4 и
http://airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poteritf4iran.html за период с 1997 г. по 2018 г. ВВС Ирана в авариях и катастрофах потеряли только 4 машины
типа F-4D.
5. Согласно сведениям Бабака Тагваи
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic, по состоянию на январь 2020 г. в ВВС Ирана осталось всего 8 машин этого типа с б/н
3-6690,6693,6697,6699,6700,6710,6711,6714 (опять же по этим данным соответственно с c/n 3031,3128,3213,3247,3263,3525,3526,3564). По соответствию серийных
номеров бортовым номерам тут как раз полное несоответствие, точнее сказать, что бардак полный, все перепутано, и коды, и серийные номера. Автор не перепроверил
данные, такое чувство, что просто вытащил из шапки первое, что попалось. Да и не было никогда в иранских ВВС самолета с c/n 3526.
6. Согласно сведениям Бабака Тагваи от 12 января 2022 г.
https://www.key.aero/article/what-happened-during-irans-seven-day-zulfiqar-1400-exercise самолет с б/н 3-6702 принимал участие на учениях Зульфикар-1400 в
ноябре 2021 г. По данным все того же Б.Тагваи https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic самолет с б/н 3-6702 в
2020 г. уже не находился в составе ВВС Ирана, т.к. был потерян 11 июля 2018 г. Произошла банальная путаница с определением бортового номера.
По поводу несоответствия нескольких бортовых и серийных номеров по данным американского источника
http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1967.html и голландского
https://scramble.nl/database/military/ir#results. По данным США у самолета с c/n 3090 стоит б/н 3-604, у самолета с c/n 3340 стоит б/н 3-618, у самолета с c/n
3371 стоит б/н 3-620. По данным же https://scramble.nl/database/military/ir#results у самолета с
c/n 3090 стоит б/н 3-605, у самолета с c/n 3340 стоит б/н 3-619, у самолета с c/n 3371 стоит б/н 3-621. Ну что тут сказать, голландцы дают сведения на 2022 год,
но ведь и они не застрахованы от ошибок, могло быть и так, что составители просто перепутали номера. Хотя в присвоении бортовых номеров бывает всякое. Чаще
всего ситуация такова, что чем выше серийник, тем больше и бортовой номер. Но опять же, бывает всякое.
По ситуации с самолетом с c/n 3229. По данным
www.ejection-history.org.uk,
http://www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/F-4USAF.html и
http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1967.html машина с б/н 3-6697 (c/n 3229, экс б/н 3-611) была сбита над Басрой 29 сентября 1980 г. Все эти сведения
датируются еще с 199-х гг. А вот по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
самолет с б/н 3-6697 и c/n 3229 активно летал еще в 2014 г., а по данным https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic
в ноябре 2021 г. принимал участие на учениях Зульфикар-1400. По данным на 2020 г.
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic у самолета с б/н 3-6697 стоит c/n 3213. Вот такая вот непонятка. Есть два Фантома с одним бортовым номером 3-6697 и
двумя серийными номерами 3213 и 3229. Один из этих красавчиков был сбит 29 сентября 1980 г., а второй соответственно еще активно летает.
По катастрофе 27 ноября 2007 г. Самолет типа F-4D из состава TFS101, потерпел катастрофу и упал в воду рядом с
Оманом, взлетел с АВБ Конарак, оба пилота погибли. Какой б/н? На сегодня абсолютно неизвестно. Кто-то высказывал мнение, что это мог быть б/н 3-6713. Но по всем
данным, например, https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic или
https://scramble.nl/database/military/ir#results, известно, что эта машина встала в строй после ремонта только в 2009 г. и есть ее фото за 2012 г. Точно
такая же ситуация и с аварией 10 июня 1997 г. Какой б/н был у этого Фантома? Сегодня уже не узнать. А что с самолетом с б/н 3-6713? Да уже лет так десять нет
никаких сведений. Списали по старости? Если дела обстоят именно так, то после войны на вооружении ВВС Ирана находилось 13 машин типа F-4D. Если же произошла
путаница с определением б/н самолета, который потерпел катастрофу 11 июля 2018 г., то можно допустить, что в этот день был потерян Фантом с б/н 3-6713, а не
3-6702. Как тогда понять г-на Тагваи? В январе 2020 г. он рассказывает, что 11 июля 2018 г. был потерян самолет с б/н 3-3702, а в январе 2022 г. он же пишет,
что самолет с б/н 3-6702 в ноябре 2021 г. принимал участие на учениях Зульфикар-1400. Вот уж действительно загадка. Но и в этом случае получается, что после
войны на вооружении ВВС Ирана все равно находилось 13 машин типа F-4D. Есть конечно вариант, что иранцы присвоили бортовой номер 3-6702 другой машине с другим
серийным номером, не c c/n 3311, но пока это несерьезная версия, хотя в ВВС Ирана подобное уже случалось.
Опять же про достоверность информации от г-на Тагваи. По данным источника
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic на стр.39 говорится, о том, что самолет с б/н 3-6713 был потерян в 2011 г. Но куда деть фото этой машины от 29
февраля 2012 г. https://www.jetphotos.com/photo/7357393, сделанной на Dezful Air Show 2012.
По самолету с б/н 3-601, 3-663 и 3-6689, кодом 14869 и c/n 3031. По данным
http://www.ejection-history.org.uk/country-by-country/iranian_f_4_phantom_losses.htm 16 апреля 1974 г. именно на этом Фантоме пилот Major Keyvan
Nourhaghighi совершил аварийную посадку при посадке на АВБ Шираз из-за отказа гидравлической системы. По голландским данным
https://scramble.nl/database/military/ir#results именно этот самолет был списан. По данным же Б.Тагваи машина с c/n 3031, кодом 14869 и б/н 3-6690 прошла
два капитальных ремонта, первый полет после второго капремонта состоялся 5 августа 2019 г. Как видим, вся разница только в бортовом номере. По данным
https://scramble.nl/database/military/ir#results с бортовым номером 3-6690 в настоящее время летает самолет с c/n 3050 и именно у этого бортового номера
стоит код 14869. Вот такая вот взаимоисключающая ситуация. Хотя в принципе все могло быть, и вернуть в летное состояние нелетающий гроб, и намалевать на Фантом
другой б/н или код.
По самолету с б/н 3-6694, кодом 14876 и c/n 3171. По данным
http://www.ejection-history.org.uk/country-by-country/iranian_f_4_phantom_losses.htm и
https://scramble.nl/database/military/ir#results именно этот самолет был потерян 16 июня 1977 г. А по данным
https://fliphtml5.com/jsrfy/oyry/basic самолет с б/н 3-6694 был замечен в январе 1994 г. в полете над Керманом. И по этим же сведениям самолет с б/н 3-6694
имеет c/n 3152 и код 14875. И снова на ровном месте взаимоисключающая ситуация.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее. Г-н Тагваи после отсидки в Иране из-за публикаций совершенно
секретной информации о состоянии ВВС Ирана переехал в другую страну. После такого у многих иранцев пропало всякое желание общаться с этим человеком,
соответственно иссяк и поток реально стоящих сведений. Если читать его работы, то это увлекательное занятие. Но как только начинаешь заниматься мелкими
деталями, то тут же вылезает куча косяков. Отсюда авария 11 июля 2018 г. самолета с б/н 3-6702 и потом же участие этой машины на учениях Зульфикар-1400 в ноябре
2021 г. Отсюда потеря в 2011 г. самолета с б/н 3-6713 и потом фото этой машины в 2012 г. Отсюда бардак с кодировкой, бортовыми и серийными номерами у оставшихся
Фантомов. Исходя из сегодняшних реалий, сведения https://scramble.nl/database/military/ir#results
кажутся более правдоподобными. Согласно им, по состоянию на 2022 год, в составе ВВС Ирана до сих пор могут находится 9 самолетов типа Фантом F-4D, причем их
состояние может быть различное, от полностью боеготового до внешне почти целого корпуса.
Уголок неба. 2022
|