Версия 1.0
Данные приведены на 25 марта 2024 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://aviation-safety.net/asndb/type/LTNG , https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html , https://scramble.nl/database/military/sa#results , www.ukserials.com , www.flightglobal.com , www.worldmilitair.com , www.ejection-history.org.uk .
Таблица 1.
Данные о потерях самолетов Lightning F52/F53/Т54/T55.
б/н
дата потери
примечания
610
29 ноября 1968
F52 c/n 95122, списан по данным только https://scramble.nl/database/military/sa#results . Потерей не считается, просто составители перепутали с потерей б/н 52-611. Самолет с c/n 95122 числился только в составе ВВС Великобритании как б/н XN769. По данным https://www.airliners.net/photo/Royal-Saudi-Air-Force/Lightning-F53/5409759 есть фото машины с б/н 610, но это самолет с c/n 95123 и б/н 52-610 (экс б/н 52-656).
52-611/ экс б/н
52-658
29 ноября 1968
F52 c/n 95150 экс б/н XN797, потерян по сведениям https://aviation-safety.net/wikibase/144437 , по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results дата потери неизвестна.
52-612/ экс б/н 52-659
2 мая 1970
F52 c/n 95106 экс б/н XN729, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/143843 . Передан как замена вместо разбитого саудовского Лайтнинга с б/н 52-657.
52-657
20 сентября 1966
F52 c/n 95149 экс б/н XN796, потерян по сведениям https://aviation-safety.net/wikibase/144436 , по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results дата потери неизвестна.
53-666
6 февраля 1972
F53 c/n 95205 экс б/н XR722, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/143804
53-667
3 сентября 1985
F53 c/n 95272, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144420
53-669
21 апреля 1979
F53 c/n 95274, по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144421 разбился в районе АВБ Табук из-за недостатка топлива. Потерян в один день с б/н 53-678.
53-673
22 сентября 1980
F53 c/n 95278, по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144422 разбился после столкновения в воздухе с б/н 53-680.
53-674
28 сентября 1972
F53 c/n 95279, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144423
53-677
4 сентября 1983
F53 c/n 95282, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144424
53-678
21 апреля 1979
F53 c/n 95283, по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144425 разбился в условиях песчаной бури из-за недостатка топлива. Потерян в один день с б/н 53-669.
53-680
22 сентября 1980
F53 c/n 95285, по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144426 разбился после столкновения в воздухе с б/н 53-673.
53-684
30 июня 1980
F53 c/n 95289, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144427
53-689
27 июля 1984
F53 c/n 95295, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144428
53-690
4 сентября 1968
F53 c/n 95296, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/143808 и https://scramble.nl/database/military/sa#results самолет был потерян на территории Великобритании перед поставкой, был оперативно заменен на аналогичную новую машину с б/н 53-700 и c/n 95317.
53-694
11 сентября 1976
F53 c/n 95301, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144429
53-695
28 сентября 1981
F53 c/n 95302, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144430
53-697
3 мая 1970
F53 c/n 95304, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144431
54-608
26 октября 1970
Т54 c/n B1/95080 экс б/н XM992, был поврежден огнем при наземном возгорании и списан по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://www.thunder-and-lightnings.co.uk/lightning/survivor.php?id=965
55-710
7 марта 1967
Т55 c/n B1/95020 экс б/н XS460, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/143780 и https://scramble.nl/database/military/sa#results самолет был потерян на территории Великобритании перед поставкой, был оперативно заменен на аналогичную новую машину с б/н 55-716 и c/n 95030.
55-712
21 мая 1974
Т55 c/n 95025, потерян по данным https://scramble.nl/database/military/sa#results и https://aviation-safety.net/wikibase/144435
Т.о. на 25 марта 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Саудовской Аравии потеряли 20 самолетов всех модификаций с точной датой потери из 49 поставленных.
По данным https://scramble.nl/database/military/sa#results ВВС Саудовской Аравии получили 5 самолетов типа F52 (c/n 95106,95115,95123,95149,95150), 35 самолетов типа F53 (c/n 95205 и 95317, c c/n 95272 по c/n 95306, не включая c/n 95292 и 95299), 2 самолета типа Т54 (c/n 95077 и 95080) и 7 самолетов типа Т55 (с/n 95020,95024,95025,95026,95027,95028,95030). Итого 49 саудовских Лайтнингов.
По достаточно информативным сведениям https://www.airvectors.net/aveeltg.html ВВС Саудовской Аравии также получили 49 Лайтнингов всех типов, причем 18 машин были потеряны уже из состава подразделений ВВС Саудовской Аравии, а две машины были потеряны на территории Великобритании до поставки.
Последние обновления в очень информативном английском источнике https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html датируются мартом 2016 г. По саудовским самолетам типа Лайтнинг вроде бы вылизано все до изящного. Вопросы конечно остаются всегда, но это и хорошо.
Интересно сравнить уровень потерь в тех странах, где на вооружении ВВС стояли Лайтнинги. ВВС Кувейта потеряли 4 из 14 поставленных машин, уровень потерь составил 28,6%. ВВС Саудовской Аравии потеряли 20 из 49 поставленных машин, уровень потерь составил 40,8%. ВВС Великобритании потеряли 90 из 275 поставленных машин, уровень потерь составил 32,7%.
Уголок неба. 2024