Уголок неба ¦ Потери самолетов Mirage III и Nesher ВВС Израиля

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов Mirage III и Nesher ВВС Израиля
             
         n Андрей Буков  


       

Версия 1.0

Данные приведены на 10 сентября 2020 г.

НИЖЕПРИВЕДЕННЫЕ ДАННЫЕ КАСАЮТСЯ ВСЕХ САМОЛЕТОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ, СБИТЫ, ПОТЕРПЕЛИ КАТАСТРОФЫ ИЛИ АВАРИИ И ВПОСЛЕДСТВИИ БЫЛИ СПИСАНЫ.

ВСЕ ДАННЫЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ОТКРЫТЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ- AVIATION-SAFETY.NET, FLIGHTGLOBAL.COM, ЖУРНАЛ SCRAMBLE, EJECTION-HISTORY.ORG.UK., FORGOTTENJETS, данные ВВС Израиля, релизы ВВС Израиля о войнах, www.worldmilitair.com.

Бортовой номер Дата потери

Примечания
01 31 января 1967 Катастрофа, пилот погиб
02 5 июня 1967 сбит
03   Продан в Аргентину
04 5 июня 1967 Сбит над Сирией, упал в районе Голан
05 11 декабря 1963 Авария, пилот катапультировался
06 8 июня 1967 сбит
07   Продан в Аргентину
08 1 июня 1968 Авария, списан
09 8 июня 1967 После боя разбился, кончилось топливо
10 29 июня 1965 Авария, пилот катапультировался
11   В музее на АВБ Хацерим
12 12 сентября 1967 Данные разнятся.
По одним данным был сбит средствами ПВО либо МиГ-21 над Египтом.
По другим данным был сбит, возможно, 20 июля 1969 г.
14 17 октября 1973 После боя разбился, кончилось топливо
15 2 мая 1972 Авария, списан
16 5 июня 1967 сбит
17 11 сентября 1963 Авария, пилот катапультировался
18 11 сентября 1969 сбит
19   Продан в Аргентину
20   Продан в Аргентину
22 24 августа 1966 Катастрофа, пилот погиб
24   Нет данных
25 9 октября 1973 сбит
26 25 сентября 1967 г. Из-за боевых повреждений загорелся в воздухе и разбился, пилот погиб.
По другим данным потерян 2 февраля 1970 г.
По данным www.scramble.nl потерян в 1974 г.
27 21 декабря 1964 Авария, пилот катапультировался
28 24 марта 1963 Авария, пилот катапультировался
30   Продан в Аргентину
31 26 июня 1970 сбит
32   Продан в Аргентину
33   Продан в Аргентину
34 4 ноября 1971 разбился
41 4 ноября 1971 разбился
42 5 июня 1967 Был поврежден в бою, разбился
43   Продан в Аргентину
44 25 апреля 1981 Списан после жесткой посадки, корпус на АВБ Хацор, в виде памятника.
45 20 июля 1969 сбит
47 1977 По данным Scramble.nl
48   Нет данных
49 13 сентября 1973 сбит
50   Продан в Аргентину
51   Нет данных
52 15 апреля 1974 сбит
53   Продан в Аргентину
54 20 сентября 1967 Катастрофа, пилот погиб
55 4 марта 1973 Катастрофа, пилот погиб
56 20 июля 1969 сбит
57 9 февраля 1970 сбит
58   Потерпел аварию 11 ноября 1963 г., был отремонтирован, продан в Аргентину
59   Потерпел аварию на взлете 7 октября 1973 г. с АВБ Хацор, впоследствии был отремонтирован.
Находится в музее на АВБ Хацерим (в 1982/83 г. был продан в Аргентину, впоследствии в 2003 г. был выкуплен обратно для музея).
60 7 июня 1967 сбит
62 1 октября 1971 Катастрофа, пилот погиб
63   Нет данных
64 22 октября 1980 Разбился. По другим данным потерян 14 апреля 1968 г.
65   Нет данных
66   Продан в Аргентину
67   Нет данных
68 9 января 1973 Катастрофа, пилот погиб
69   Нет данных
70 2 марта 1970 сбит
71   Продан в Аргентину
72 31 марта 1966 разбился
73 8 июня 1967 Сбит
По другим данным потерян 8 августа 1967 г.
74 19 октября 1965 Авария, пилот катапультировался
75 1 июля 1968 разбился
76   Продан в Аргентину
77   Продан в Аргентину
78 10 октября 1973 сбит
79   Продан в Аргентину
80   Находился на выставке в Нетании в 1991 г.
81 20 мая 1970 Катастрофа, пилот погиб
82 13 сентября 1973 разбился
83   Продан в Аргентину
84 7 июня 1967 сбит
85 12 октября 1973 сбит
86 Mirage-3BJ   Продан в Аргентину
87 Mirage-3BJ   Продан в Аргентину
88 Mirage-3BJ   В музее на АВБ Хацерим
89 Mirage-3BJ   Продан в Аргентину
98 Mirage-3RJ   Переделан из Mirage-3СJ, продан в Аргентину
99 Mirage-3RJ 6 июня 1974 Переделан из Mirage-3СJ, сбит

 

По многим данным (все той же Wiki) было поставлено всего 76 самолетов. По данным http://www.worldairforces.com/Countries/israel/isr.html было поставлено 83 самолета. По обобщенным данным из всех источников, допустим, данных сайта www.aeroflight.co.uk/waf/aa-mideast/israel/af/types/dassault.htm#mirage было поставлено всего лишь только 76 самолетов Mirage-3СJ и Mirage-3RJ (не считая Mirage-3BJ).

Т.е. имеется огромное поле для маневра и дискуссий.

К 5 июня 1967 г. минимум девять Миражей (б/н 01,05,10,17,22,27,28,72,74) были потеряны. Хотя, по данным ВВС Израиля, к этой дате в строю находилось лишь 65 боеготовых машин из 75 поставленных к этому времени, т.е. вполне могли быть и какие-то другие аварии.

В ходе войны 5-10 июня 1967 г. безвозвратные потери Миражей составили, официально, 8 самолетов (б/н 02,06,09,16,42,60,84 и еще один самолет с б/н?, потерянный, по одним данным 9 июня, а по другим 10 июня 1967 г.). Но во многих базах данных стоит боевая потеря именно 5 июня 1967 г. самолета с б/н 04 (пилот погиб- имя есть, номер эскадрильи есть). Поэтому будем считать, что потеряно в эти дни 9 машин, и никак иначе.

С 10 июня 1967 г. по 6 октября 1973 г. ВВС Израиля в боях и авариях потеряли 21 самолет с б/н 08,12,15,18,26,31,34,41,45,49,54,55,56,57,62,68,70,75,81,82,99. По данным многих СМИ, за этот период было потеряно 25 самолетов Мираж-3, но, наверное, эта цифра включает в себя количество всех пораженных или поврежденных машин. Скорее всего, какая-то часть машин было отремонтирована.

В ходе войны 6-25 октября 1973 г. безвозвратные потери Миражей и Нэшеров составили, официально, 12 самолетов (в т.ч. Миражи с б/н 14,25,49,78,85, Нэшеры с б/н 506,531,536,576,593 и еще две машины, вероятнее всего, Миражи с б/н?), потерянных в ходе боевых действий. Возможно, что, после войны были еще списанные самолеты, но вот с доказательствами проблемы. До сих пор нет данных по самолетам с б/н 24,48,51,63,65,67,69. Возможно, что-то из этих самолетов и было потеряно, может быть и то, что какой-то самолет с одним из этих б/н был потерян 9 или 10 июня 1967 г. Возможно, также, что произошла банальная путаница с типами самолетов. Куда, в какую статистику впихнуть сбитые Нэшеры, коих в эти дни было только по данным ASN сбито аж 12 машин? Со ссылкой на acig.org, анекдот! Возможно, также, что несколько самолетов, по которым нет данных (б/н 24,48,51,63,65,67,69) были потеряны в период с 10 июня 1967 г. по 6 октября 1973 г.

Возможно, также, что произошла путаница с датами потерь Миражей в ходе Шестидневной войны, и восьмой сбитый самолет с б/н 04 мог быть потерян как 5, так и 9, и 10 июня 1967 г. Пока есть масса нестыковок.

По ситуации с Нэшерами: за время эксплуатации потеряны боевые самолеты Нэшер-С с серийными номерами S-05,08,11,14,15,21,28,30,33,36,37,42,43,44,50 и учебно-боевой Нэшер-Т с б/н 688. Итого было потеряно 16 машин. Привязки серийных номеров к бортовым нет. В конце 197-х гг. в Аргентину продали 35 Нэшер-С и 4 Нэшер-Т, в ЮАР было продано 4 Нэшер-Т, б/н 501 в музее, б/н 512 конвертирован в прототип Кфира с б/н 712.

Известно, что:

  • б/н 502 потерян 3 февраля 1974 г.

  • б/н 506 потерян 10 октября 1973 г.

  • б/н 514 потерян 16 марта 1974 г.

  • б/н 515 потерян 14 декабря 1973 г.

  • б/н 518 потерян 6 ноября 1973 г.

  • б/н 531 потерян 20 октября 1973 г.

  • б/н 536 потерян 16 октября 1973 г.

  • б/н 562 потерян 1 октября 1971 г. (с/н S-05).

  • б/н 576 потерян 21 октября 1973 г.

  • б/н 578 потерян 20 апреля 1979 г.

  • б/н 585 потерян 24 июня 1977 г.

  • б/н 588 потерян 25 мая 1975 г.

  • б/н 590 потерян 2 марта 1977 г. (с/н S-36), по данным http://www.worldmilitair.com.

  • б/н 591 потерян 19 февраля 1973 г.

  • б/н 593 потерян 8 октября 1973 г.

  • б/н 688 потерян 13 января 1979 г. (с/н В-10).

Согласно данным Израиля, в ходе войны 6-25 октября 1973 г. было потеряно только 5 самолетов типа Нэшер с б/н 506,531,536,576,593. По израильским данным myplace.frontier.com/~anneled/IAFinventory.html в ходе войны 6-25 октября 1973 г. было потеряно 7 Нэшеров. В общем, есть место для дискуссий, то ли 5 Миражей и 7 Нэшеров были потеряны в эти дни, то ли 7 Миражей и 5 Нэшеров, то ли другое количество. Хватает неизвестных б/н с обоих сторон.

Нет данных по самолету с б/н 80. По данным scramble.nl самолет в 1991 г. находился в музее в Нетании, состояние неизвестно, вероятнее всего только подшаманенный корпус, самолет не мог быть потерян в войне 1967 г., т.к. в 1970 г. числился в составе 117 аэ, в ходе БД в октябре 1973 г. возможно был ушатан и списан после войны.

После 25 октября 1973 г. ВВС Израиля официально потеряли самолеты с б/н 44 (попал в аварию, сейчас в музее),47,52,64.

Суммарно максимальные потери Миражей-3 оцениваются в 54-55 самолетов (при условии потери 7 машин в ходе войны 1973 г.), что несколько отличается от общепринятой оценки и наталкивает на определенные вопросы:

  • самолетов было больше? Во всяком случае, например, многие источники сообщают, что только самолетов Mirage-3BJ было не четыре, а пять, с с/n BJ136-140.

  • некоторые самолеты, записанные в потери после аварий и изначально списанные, впоследствии ремонтировались?

  • самолетов Mirage-3СJ реально было поставлено более 72 единиц? Информация не заканчивается Wikipedia и подобными помойками. Имеется информация о б/н, которых нет в других базах данных. В ВВС Израиля достаточно спецслужб, чтобы напустить тумана о поставках и потерях, за это з/п и получают.-общепринятая точка зрения-потерян 51 самолет, с учетом музейных экспонатов и поставок в Аргентину, но без учета самолета с б/н 80, а так может быть, что было потеряно ровно 50 машин?

  • какие-то самолеты, потерпевшие аварии или будучи подбитыми, все-таки были отремонтированы? Ничего невозможного нет, а в возможностях спецов ВВС Израиля сомнений нет. Вероятнее всего, сделали из г--- конфету, притом летающую. А может иметь место и обыкновенная бутафория, перекрасили бортовые номера и все!

  • произошла путаница с Нэшерами, коих могли наклепать больше заявленного количества в 61 единицу?

P.S. Просмотрел данные myplace.frontier.com/~anneled/IAFinventory.html. Ну что сказать? Та же путаница с количеством потерь, с поставками, непонятки с б/н. Видно, что автор поработал на совесть, но вопросы, к сожалению, никуда не делись.



Уголок неба. 2020 
(Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100