Версия 1.0
Данные приведены на 10 сентября 2020 г.
НИЖЕПРИВЕДЕННЫЕ ДАННЫЕ КАСАЮТСЯ ВСЕХ САМОЛЕТОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ, СБИТЫ, ПОТЕРПЕЛИ КАТАСТРОФЫ ИЛИ АВАРИИ И ВПОСЛЕДСТВИИ БЫЛИ СПИСАНЫ.
ВСЕ ДАННЫЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ОТКРЫТЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ- AVIATION-SAFETY.NET, FLIGHTGLOBAL.COM,
ЖУРНАЛ SCRAMBLE, EJECTION-HISTORY.ORG.UK., FORGOTTENJETS, данные ВВС Израиля, релизы ВВС Израиля о войнах, www.worldmilitair.com.
Бортовой номер |
Дата потери
|
Примечания |
01 |
31 января 1967 |
Катастрофа, пилот погиб |
02 |
5 июня 1967 |
сбит |
03 |
|
Продан в Аргентину |
04 |
5 июня 1967 |
Сбит над Сирией, упал в районе Голан |
05 |
11 декабря 1963 |
Авария, пилот катапультировался |
06 |
8 июня 1967 |
сбит |
07 |
|
Продан в Аргентину |
08 |
1 июня 1968 |
Авария, списан |
09 |
8 июня 1967 |
После боя разбился, кончилось топливо |
10 |
29 июня 1965 |
Авария, пилот катапультировался |
11 |
|
В музее на АВБ Хацерим |
12 |
12 сентября 1967 |
Данные разнятся.
По одним данным был сбит средствами ПВО либо МиГ-21 над Египтом.
По другим данным был сбит, возможно, 20 июля 1969 г. |
14 |
17 октября 1973 |
После боя разбился, кончилось топливо |
15 |
2 мая 1972 |
Авария, списан |
16 |
5 июня 1967 |
сбит |
17 |
11 сентября 1963 |
Авария, пилот катапультировался |
18 |
11 сентября 1969 |
сбит |
19 |
|
Продан в Аргентину |
20 |
|
Продан в Аргентину |
22 |
24 августа 1966 |
Катастрофа, пилот погиб |
24 |
|
Нет данных |
25 |
9 октября 1973 |
сбит |
26 |
25 сентября 1967 г. |
Из-за боевых повреждений загорелся в воздухе и разбился, пилот погиб.
По другим данным потерян 2 февраля 1970 г.
По данным www.scramble.nl потерян в 1974 г. |
27 |
21 декабря 1964 |
Авария, пилот катапультировался |
28 |
24 марта 1963 |
Авария, пилот катапультировался |
30 |
|
Продан в Аргентину |
31 |
26 июня 1970 |
сбит |
32 |
|
Продан в Аргентину |
33 |
|
Продан в Аргентину |
34 |
4 ноября 1971 |
разбился |
41 |
4 ноября 1971 |
разбился |
42 |
5 июня 1967 |
Был поврежден в бою, разбился |
43 |
|
Продан в Аргентину |
44 |
25 апреля 1981 |
Списан после жесткой посадки, корпус на АВБ Хацор, в виде памятника. |
45 |
20 июля 1969 |
сбит |
47 |
1977 |
По данным Scramble.nl |
48 |
|
Нет данных |
49 |
13 сентября 1973 |
сбит |
50 |
|
Продан в Аргентину |
51 |
|
Нет данных |
52 |
15 апреля 1974 |
сбит |
53 |
|
Продан в Аргентину |
54 |
20 сентября 1967 |
Катастрофа, пилот погиб |
55 |
4 марта 1973 |
Катастрофа, пилот погиб |
56 |
20 июля 1969 |
сбит |
57 |
9 февраля 1970 |
сбит |
58 |
|
Потерпел аварию 11 ноября 1963 г., был отремонтирован, продан в Аргентину |
59 |
|
Потерпел аварию на взлете 7 октября 1973 г. с АВБ Хацор, впоследствии был отремонтирован.
Находится в музее на АВБ Хацерим (в 1982/83 г. был продан в Аргентину, впоследствии в 2003 г. был выкуплен обратно для музея). |
60 |
7 июня 1967 |
сбит |
62 |
1 октября 1971 |
Катастрофа, пилот погиб |
63 |
|
Нет данных |
64 |
22 октября 1980 |
Разбился. По другим данным потерян 14 апреля 1968 г. |
65 |
|
Нет данных |
66 |
|
Продан в Аргентину |
67 |
|
Нет данных |
68 |
9 января 1973 |
Катастрофа, пилот погиб |
69 |
|
Нет данных |
70 |
2 марта 1970 |
сбит |
71 |
|
Продан в Аргентину |
72 |
31 марта 1966 |
разбился |
73 |
8 июня 1967 |
Сбит
По другим данным потерян 8 августа 1967 г. |
74 |
19 октября 1965 |
Авария, пилот катапультировался |
75 |
1 июля 1968 |
разбился |
76 |
|
Продан в Аргентину |
77 |
|
Продан в Аргентину |
78 |
10 октября 1973 |
сбит |
79 |
|
Продан в Аргентину |
80 |
|
Находился на выставке в Нетании в 1991 г. |
81 |
20 мая 1970 |
Катастрофа, пилот погиб |
82 |
13 сентября 1973 |
разбился |
83 |
|
Продан в Аргентину |
84 |
7 июня 1967 |
сбит |
85 |
12 октября 1973 |
сбит |
86 Mirage-3BJ |
|
Продан в Аргентину |
87 Mirage-3BJ |
|
Продан в Аргентину |
88 Mirage-3BJ |
|
В музее на АВБ Хацерим |
89 Mirage-3BJ |
|
Продан в Аргентину |
98 Mirage-3RJ |
|
Переделан из Mirage-3СJ, продан в Аргентину |
99 Mirage-3RJ |
6 июня 1974 |
Переделан из Mirage-3СJ, сбит |
По многим данным (все той же Wiki) было поставлено всего 76 самолетов. По данным http://www.worldairforces.com/Countries/israel/isr.html было поставлено 83 самолета. По обобщенным данным из всех источников, допустим, данных сайта www.aeroflight.co.uk/waf/aa-mideast/israel/af/types/dassault.htm#mirage было поставлено всего лишь только 76 самолетов Mirage-3СJ и Mirage-3RJ (не считая Mirage-3BJ).
Т.е. имеется огромное поле для маневра и дискуссий.
К 5 июня 1967 г. минимум девять Миражей (б/н 01,05,10,17,22,27,28,72,74) были потеряны. Хотя, по данным ВВС Израиля, к этой дате в строю находилось лишь 65 боеготовых машин из 75 поставленных к этому времени, т.е. вполне могли быть и какие-то другие аварии.
В ходе войны 5-10 июня 1967 г. безвозвратные потери Миражей составили, официально, 8 самолетов (б/н 02,06,09,16,42,60,84 и еще один самолет с б/н?, потерянный, по одним данным 9 июня, а по другим 10 июня 1967 г.). Но во многих базах данных стоит боевая потеря именно 5 июня 1967 г. самолета с б/н 04 (пилот погиб- имя есть, номер эскадрильи есть). Поэтому будем считать, что потеряно в эти дни 9 машин, и никак иначе.
С 10 июня 1967 г. по 6 октября 1973 г. ВВС Израиля в боях и авариях потеряли 21 самолет с б/н 08,12,15,18,26,31,34,41,45,49,54,55,56,57,62,68,70,75,81,82,99. По данным многих СМИ, за этот период было потеряно 25 самолетов Мираж-3, но, наверное, эта цифра включает в себя количество всех пораженных или поврежденных машин. Скорее всего, какая-то часть машин было отремонтирована.
В ходе войны 6-25 октября 1973 г. безвозвратные потери Миражей и Нэшеров составили, официально, 12 самолетов (в т.ч. Миражи с б/н 14,25,49,78,85, Нэшеры с б/н 506,531,536,576,593 и еще две машины, вероятнее всего, Миражи с б/н?), потерянных в ходе боевых действий. Возможно, что, после войны были еще списанные самолеты, но вот с доказательствами проблемы. До сих пор нет данных по самолетам с б/н 24,48,51,63,65,67,69. Возможно, что-то из этих самолетов и было потеряно, может быть и то, что какой-то самолет с одним из этих б/н был потерян 9 или 10 июня 1967 г. Возможно, также, что произошла банальная путаница с типами самолетов. Куда, в какую статистику впихнуть сбитые Нэшеры, коих в эти дни было только по данным ASN сбито аж 12 машин? Со ссылкой на acig.org, анекдот! Возможно, также, что несколько самолетов, по которым нет данных (б/н 24,48,51,63,65,67,69) были потеряны в период с 10 июня 1967 г. по 6 октября 1973 г.
Возможно, также, что произошла путаница с датами потерь Миражей в ходе Шестидневной войны, и восьмой сбитый самолет с б/н 04 мог быть потерян как 5, так и 9, и 10 июня 1967 г. Пока есть масса нестыковок.
По ситуации с Нэшерами: за время эксплуатации потеряны боевые самолеты Нэшер-С с серийными номерами S-05,08,11,14,15,21,28,30,33,36,37,42,43,44,50 и учебно-боевой Нэшер-Т с б/н 688. Итого было потеряно 16 машин. Привязки серийных номеров к бортовым нет. В конце 197-х гг. в Аргентину продали 35 Нэшер-С и 4 Нэшер-Т, в ЮАР было продано 4 Нэшер-Т, б/н 501 в музее, б/н 512 конвертирован в прототип Кфира с б/н 712.
Известно, что:
- б/н 502 потерян 3 февраля 1974 г.
- б/н 506 потерян 10 октября 1973 г.
- б/н 514 потерян 16 марта 1974 г.
- б/н 515 потерян 14 декабря 1973 г.
- б/н 518 потерян 6 ноября 1973 г.
- б/н 531 потерян 20 октября 1973 г.
- б/н 536 потерян 16 октября 1973 г.
- б/н 562 потерян 1 октября 1971 г. (с/н S-05).
- б/н 576 потерян 21 октября 1973 г.
- б/н 578 потерян 20 апреля 1979 г.
- б/н 585 потерян 24 июня 1977 г.
- б/н 588 потерян 25 мая 1975 г.
- б/н 590 потерян 2 марта 1977 г. (с/н S-36), по данным http://www.worldmilitair.com.
- б/н 591 потерян 19 февраля 1973 г.
- б/н 593 потерян 8 октября 1973 г.
- б/н 688 потерян 13 января 1979 г. (с/н В-10).
Согласно данным Израиля, в ходе войны 6-25 октября 1973 г. было потеряно только 5 самолетов типа Нэшер с б/н 506,531,536,576,593. По израильским данным myplace.frontier.com/~anneled/IAFinventory.html в ходе войны 6-25 октября 1973 г. было потеряно 7 Нэшеров. В общем, есть место для дискуссий, то ли 5 Миражей и 7 Нэшеров были потеряны в эти дни, то ли 7 Миражей и 5 Нэшеров, то ли другое количество. Хватает неизвестных б/н с обоих сторон.
Нет данных по самолету с б/н 80. По данным scramble.nl самолет в 1991 г. находился в музее в Нетании, состояние неизвестно, вероятнее всего только подшаманенный корпус, самолет не мог быть потерян в войне 1967 г., т.к. в 1970 г. числился в составе 117 аэ, в ходе БД в октябре 1973 г. возможно был ушатан и списан после войны.
После 25 октября 1973 г. ВВС Израиля официально потеряли самолеты с б/н 44 (попал в аварию, сейчас в музее),47,52,64.
Суммарно максимальные потери Миражей-3 оцениваются в 54-55 самолетов (при условии потери 7 машин в ходе войны 1973 г.), что несколько отличается от общепринятой оценки и наталкивает на определенные вопросы:
- самолетов было больше? Во всяком случае, например, многие источники сообщают, что только самолетов Mirage-3BJ было не четыре, а пять, с с/n BJ136-140.
- некоторые самолеты, записанные в потери после аварий и изначально списанные, впоследствии ремонтировались?
- самолетов Mirage-3СJ реально было поставлено более 72 единиц? Информация не заканчивается Wikipedia и подобными помойками. Имеется информация о б/н, которых нет в других базах данных. В ВВС Израиля достаточно спецслужб, чтобы напустить тумана о поставках и потерях, за это з/п и получают.-общепринятая точка зрения-потерян 51 самолет, с учетом музейных экспонатов и поставок в Аргентину, но без учета самолета с б/н 80, а так может быть, что было потеряно ровно 50 машин?
- какие-то самолеты, потерпевшие аварии или будучи подбитыми, все-таки были отремонтированы? Ничего невозможного нет, а в возможностях спецов ВВС Израиля сомнений нет. Вероятнее всего, сделали из г--- конфету, притом летающую. А может иметь место и обыкновенная бутафория, перекрасили бортовые номера и все!
- произошла путаница с Нэшерами, коих могли наклепать больше заявленного количества в 61 единицу?
P.S. Просмотрел данные myplace.frontier.com/~anneled/IAFinventory.html. Ну что сказать? Та же путаница с количеством потерь, с поставками, непонятки с б/н. Видно, что автор поработал на совесть, но вопросы, к сожалению, никуда не делись.
Уголок неба. 2020
(Страница:
Дата модификации:
)
|