Военная слава сделала свое дело,
хотя и не так хорошо, как надеялась
дирекция фирмы Дассо. Несмотря на
то, что поставки «Супер-Этандаров»
шли с постоянным отставанием от
графика (последняя машина была
сдана в марте 1983 года), к моменту,
когда поступил заказ «из одной
ближневосточной страны» сборочная
линия в Мериньяке была уже закрыта.
26 мая 1983 года в Париж прибыла
иракская делегация, которая
выразила желание купить в кредит
ракеты «Экзосет» и арендовать
средства их доставки. Арабы не
скрывали, что новое оружие нужно им
для блокирования вод Персидского
Залива. Они хотели перекрыть
приток валюты в Иран, с которым уже
несколько лет вели жестокую войну,
и собирались топить танкеры любой
страны, вывозящие «черное золото».
«Ракетоносные дредноуты» Ту-1б
советского производства уже не
могли эффективно выполнить эту
задачу. Требовался маленький
недорогой «карманный» самолет с
минимальным временем подготовки к
вылету и способный действовать на
предельно-малых высотах.
Официально Франция поддерживала
требования западных держав
обеспечить свободу мореплавания в
зоне конфликта - Залив был торной
дорогой для нефтеналивных судов со
всего мира, и акции, связанные с
уничтожением кораблей нейтральных
стран, вполне могли
рассматриваться как нарушение
норм международного права и прямая
агрессия. Для Парижа содействие в
этом уже было чревато крупными
неприятностями, ведь
затрагивались интересы не одной
лишь Англии, как в случае с
Аргентиной. Здесь змеиным клубком
сплетались интересы США, Японии,
Китая, СССР.
Тем не менее, шаг был сделан. С
Ираком был заключен договор о
передаче пяти самолетов «Супер-Этандар»
и первой партии из 20 ракет AM 39.
Далее предусматривалась адаптация
под «Экзосет» нескольких тяжелых
вертолетов Аэроспасьяль SA 321 «Супер
Фрелон» и возможность
дополнительной закупки ракет.
И правительству Жака Ширака все
это сошло с рук - настолько
оказалась велика во всем мире
неприязнь к исламистскому Ирану, а
Саддам Хусейн казался таким
симпатичным. Правда, выгода фирмы
Дассо от сделки снова оказалась
минимальной - возобновить
постройку «Супер-Этандаров», на
что возлагались большие надежды,
не удалось.
В начале лета 1983 года в Ландивисо
прибыли тридцать усатых иракцев.
Они начали учиться летать на
самолетах с бортовыми номерами с 65-го
по 69-й. Опознавательные знаки с
бортов этих машин тщательно смыли,
а вскоре с их бортов исчезли и
тактические номера. Осенью
переучивание летчиков и техников
было завершено, и поступил приказ о
начале операции «Сугар».
Рано утром 7 октября пятерка
машин без лишнего шума была
переброшена в Казо, а оттуда - на
базу Соленцара на Корсике. Там «Супер-Этандары»
сели на «Фош», который тут же
направился в сторону острова Крит.
В море корабль, дав полный ход, взял
курс к берегам Ливана. Запутывая
следы, пятерка «Супер-Этандаров»
без опознавательных знаков
перелетела на «Клемансо», но и там
не задержалась надолго. Еще не
остывшие машины прямо на палубе
заправлялись топливом, готовясь к
последнему броску.
И вот самолеты один за другим
идут на взлет. Над морем их
встретил лидер - пассажирский «Фалкон»
20. Собравшись, группа сразу ушла на
предельно малую высоту и
направилась к турецкому берегу -
Хусейн почему-то очень не хотел,
чтобы дружественные сирийцы
засекли пролет его самолетов.
Беспрепятственно прошив воздушное
пространство Турции, «Этандары»
приземлились на базе Квайярах на
севере страны. Было 8 октября.
В тот же день было объявлено, что
новые самолеты наглухо перекрыли
выход из Залива, однако первый
официальный вылет «Супер-Этандара»
ВВС Ирака состоялся лишь 27 марта
следующего года. При этом в районе
нефтяного терминала Харг были
повреждены греческий танкер и
небольшое вспомогательное судно.
С этого момента иракцы начали
летать довольно интенсивно. Ими
было заявлено, что пилоты «Супер-Этандаров»
провели 51 боевую операцию и в
каждом случае " ...уничтожили
крупную морскую цель". Правда,
регистр торгового флота Ллойда
полностью опровергает это
утверждение. И все же на долю
ракеты «Экзосет» все-таки выпала
еще одна бесспорная победа.
Насколько бы ни было безуспешным
применение «Супер-Этандаров», оно
значительно сократило экспорт
иранской нефти. Войдя во вкус,
Хусейн решил заиметь собственные «карманные
ракетоносцы». Еще в 1979 году в той же
Франции было заказано 24 новых «Миража»
F 1E. Позже контракт был изменен -
машины было намечено поставлять в
модификации F 1EQ-5. Это был «гибрид»
хорошо известного «эф-первого» с
прицельным комплексом «Супер-Этандара»
на базе РЛС «Агава»,
обеспечивающим пуск «Экзосет». И
вот один из этих «Миражей» всадил
ракету в американский фрегат «Старк».
Корабль выдержал попадание, но
несколько членов экипажа погибло.
И снова Хусейн отделался лишь
получением дипломатической ноты.
Во время «иракской кампании»
один «Супер-Этандар» был потерян и
еще один поврежден при
невыясненных обстоятельствах,
причем иранская сторона заявила,
что обе машины стали жертвой их
истребителей. В то же время в 1985
году было объявлено, что срок
аренды самолетов истек и якобы все
пять машин вернулись во Францию.
Ирак полностью оплатил их
использование и никакие вопросы о
компенсации потерь не поднимались.
Уголок неба. 2004
|