В 50-60-е годы XX века Израиль был одним из крупнейших (если не самым крупным) покупателем французского оружия, в том числе и самолетов. "Ураганы", "мистэры" и "супер мистэры" составляли тогда
основу ВВС этой страны. Вполне закономерно, что появление нового французского боевого самолета не прошло незамеченным для израильских авиаторов, нуждавшихся, с одной стороны, в "длинной руке",
способной дотянуться до всех недружелюбных арабских соседей, а с другой - во всепогодном истребителе для защиты собственной территории.
Еще в 1954 году, когда только шли испытания прототипов, израильтяне выразили намерение познакомится с "Вотуром" поближе. Но такая возможность представилась им лишь в апреле 1956-го, когда израильская
военная делегация во главе с Даниэлем Шапиро посетила испытательные центры в Бретиньи и Мон-де-Марсане, а также завод SNCASO в Сен-Назере. Глава делегации опробовал в полете предсерийные машины "04"
и "08", оставшись весьма довольным их характеристиками.
Вскоре начались секретные переговоры о закупке "вотуров", а одновременно в израильском правительстве разгорелись жаркие дебаты о целесообразности приобретения этого самолета - довольно дорогого, но
все еще не достигшего боевой готовности. Заметную роль в этой дискуссии сыграло израильское лобби фирмы "Марсель Дассо", пытавшейся не допустить на "свой" рынок конкурента.
Последнее слово оставалось за премьер-министром Бен-Гурионом, а он в июле 1956-го принял принципиальное решение о закупке "вотуров". Переговоры перешли в практическую плоскость, и в апреле следующего
года был подписан контракт, предусматривавший поставку в общей сложности 28 самолетов -17 "вотуров" IIА, семи "вотуров" IIN и четырех "вотуров" IIВ. Самолеты взяли прямо из партий, заказанных для ВВС
Франции. Общая стоимость контракта составила около 20 млн. долларов.
Еще до подписания соглашения, в феврале 1957-го, 12 израильских летчиков и техников прибыли во Францию и приступили к изучению "вотуров". Характерно, что освоение "грифа" израильскими и французскими
военными проходило параллельно, сначала в испытательном центре в Мон-де-Марсане, а затем - на базе эскадрона ЕС 3/30 в Туре.
В июле израильтяне получили первые самолеты модификации IIА, в апреле следующего года начались поставки истребителей, а в июле - и бомбардировщиков. Все самолеты перегнали в Израиль в период с августа
1957-го до марта 1959-го. Перелеты осуществлялись парами и четверками с промежуточной посадкой в Бизерте.
Самолеты несли французские опознавательные знаки, экипажи были одеты во французскую форму и имели при себе французские документы. На случай вынужденной посадки на территории третьих стран придумали
версию: "экипажи осуществляют дальние испытательные полеты для определения расхода топлива". Но, обошлось без серьезных международных инцидентов, хотя в районе острова Крит "вотуры" дважды
подвергались безуспешным атакам греческих "сейбров", которые приняли их за советские Як-25.
Сразу по прибытии израильтяне, летавшие на "вотурах" IIВ, столкнулись с той же проблемой, что и французы - отказами гидроприводов стабилизатора. 28 июля 1958 г. по этой причине был сильно поврежден при
посадке самолет №616. К счастью, обошлось без жертв. Следует отметить, что в общей сложности Израиль получил не 28, а 31 "гриф". В 1964 г. французы поставили один дополнительный "Вотур" IIN (№301), а
в 1968-м - два "вотура" IIА (№№ 7 и 8; эти машины доставили в Израиль в разобранном виде транспортными самолетами).
В израильских ВВС каждая модификация "Вотура" получила собственное обозначение: IIА - "Алеф", IIВ - "Бет" (по названиям соответствующих букв еврейского алфавита), a IIN - "Ламмед" (производное от слова
"ночь" на иврите). Кроме того, большинству самолетов присвоили имена собственные, причем наряду с тривиальными "Пантерами" и "Циклонами" встречались и довольно оригинальные. Например, №7 получил имя "Эмбарго",
а №8 -"Погром"!
В строевые части ВВС Израиля новые самолеты начали поступать в апреле 1958 г., а уже в августе было объявлено о достижении их экипажами боевой готовности. Поначалу "вотурами" вооружили две эскадрильи
- 110-ю в Рамат Давиде и 119-ю в Тель-Ноффе. В первой сосредоточили все штурмовики и бомбардировщики, вторая же получила истребители, продолжая параллельно эксплуатировать пять старых "метеоров"
NF.13. Но 119-я АЭ использовала "вотуры" недолго - уже в июле 1963 г. их передали 110-й эскадрилье, а 119-ю в следующем году перевооружили на "миражи" INC.
В израильских ВВС было осуществлено несколько программ модернизации "Вотуров". Уже в 1959 г. приступили к переоборудованию бомбардировщиков в ударно-разведывательный вариант. Единого стандарта не
существовало, и каждый самолет получил "индивидуальный" комплект АФА американского производства, монтировавшийся в бомбоотсеке (использовались камеры К-17, К-18, К-38, а также специализированные К-37
для ночной съемки и панорамные К-52). Подобным образом оборудовали три "Вотура" ИВ (за исключением борта №37, разбившегося в 1961 году). В октябре 1964-го и декабре 1967-го два из трех фоторазведчиков
разбились в авариях. Для их замены переделали еще два "вотура" IIN, получившие вместо радаров в носовой части АФА К-52 (а борт №70 - еще и три К-38 в бомбоотсеке). Эти же самолеты оснастили двумя
подвесными контейнерами "Ябелет" (Yabelet) с аппаратурой РЭБ.
Как и во Франции, израильские "вотуры" широко использовались для различных экспериментов. В частности, испытывали авиабомбы (осколочно-фугасные и бетонобойные), 82-мм НАР с бронебойной БЧ, УР
"Шафрир-1"(последние испытывались не только в Израиле, но и на французских полигонах).
Первыми боевыми задачами израильских "вотуров" стали разведывательные полеты над территориями сопредельных государств, осуществлявшиеся с 1959 года днем, а с 1961 -го - и ночью. До 1964 г. "вотуры"
IIN несли дежурство в системе ПВО, но впоследствии эти функции полностью взяли на себя "миражи". С 1962 года "вотуры" НА систематически наносили удары по сирийским позициям в ходе так называемой "войны
за воду". Эти же самолеты эпизодически привлекались и для перехватов нарушителей границ воздушного пространства Израиля. Впервые подобное случилось 7 июня 1959 г., когда два "вотура" IIА перехватили
четверку египетских МиГов-17, повредив пушечным огнем один из них.
Оценка первых лет эксплуатации "вотуров" в ВВС Израиля была в целом позитивной - самолет оказался настоящим "мастером на все руки", выполняя самые разнообразные задачи наступательного и
оборонительного характера. Интенсивная эксплуатация обусловила довольно высокий уровень потерь: в общей сложности к 1967 году разбилось 10 "вотуров", однако согласно израильским официальным данным,
все эти потери - небоевые. В то же время, самолет считался довольно безопасным для экипажа - в летных происшествиях погибло лишь три пилота. Но главное испытание для 110-й эскадрильи было еще впереди.
Шестидневная война
К утру 5 июня 1967 года, когда Израиль начал войну против соседних с ним арабских стран, 110-я эскадрилья, рассредоточенная на авиабазах "Тель-Нофф" и "Рамат Давид", имела в своем составе 18
боеготовых самолетов - 11 "вотуров" IIА, пять IIN (из них два самолета разведки и РЭБ, а остальные использовались в качестве лидеров ударных звеньев) и два "вотура" ИВ, переоборудованных в разведчики.
В эскадрилье числилось 25 пилотов и семь штурманов. В соответствии с разработанным еще в 1965 году планом превентивного удара по арабским аэродромам, 110-я АЭ должна была бомбить наиболее удаленные
авиабазы в Верхнем Египте, лежавшие за пределами боевого радиуса других израильских самолетов.
Ранним утром 5 июня по радио открытым текстом передали общий приказ для первой ударной волны: "Все, кто способен взлететь, - взлетают!". В 6.55 с полосы аэродрома "Тель-Нофф" поднялась группа
самолетов 110-й АЭ - это был первый боевой вылет в войне, позже названной "шестидневной". В течение следующего часа взлетели еще три звена. Каждое звено включало лидера ("Вотур" IIN или
IIВ) и два-три
бомбардировщика. Все самолеты несли по восемь 70-килограммовых бетонобойных бомб для разрушения ВПП и по два 1300-литровых ПТБ.
Целью трех звеньев был аэродром "Бани-Суэйф", где стояли египетские Ту-16, четвертое атаковало "Абу Суэйр" - место базирования Ил-28. На обеих авиабазах были повреждены ВПП и часть находившихся там
бомбардировщиков.
В 7.21 поднялись в воздух самолеты РЭБ. Они барражировали над Синаем, подавляя работу египетских РЛС. Наконец, в 8.30 последним стартовал разведчик для контроля результатов ударов. Итоги первого
вылета 110-й АЭ израильтяне признали отличными - лишь один самолет из 18 не смог стартовать из-за неисправности, все ударные группы и самолеты обеспечения выполнили свои задачи. Потерь не было, хотя
неоднократно отмечались пуски египетских ЗУР, а одно из ударных звеньев пыталась перехватить четверка МиГ-21.
Около 9.30 ВВС Израиля предприняли вторую серию налетов на арабские аэродромы. 110-я АЭ снова задействовала четыре ударных звена. Три из них атаковали египетские авиабазы "Каир" (Западный), "Иншас" и
"Луксор". Четвертая группа первоначально предназначалась для повторного удара по "Абу Суэйру", позже - для бомбардировки дворца иорданского короля Хусейна в Аммане, но в конечном итоге ее самолеты
нанесли удар 500-килограммовыми бомбами по позиции египетской РЛС возле Порт-Саида. Всего во второй волне участвовало 15 самолетов 110-й эскадрильи (11 штурмовиков, три "вотура" IIN и один "Вотур"
IIВ).
Снова обошлось без потерь; египетская ПВО к тому времени существенно ослабла - лишь группа, атаковавшая "Иншас", зарегистрировала один пуск ЗУР.
После полудня 110-я АЭ приняла участие в третьей волне налетов. Цели поменялись - вместо Египта удары наносились по аэродромам Сирии и Ирака. Дважды с интервалом в полчаса звенья "вотуров" бомбили
сирийскую авиабазу "Думэйр", используя 120-кг бомбы. Третье звено бомбило "внеплановую" цель -вскрытую разведкой иракскую авиабазу под кодовым обозначением Н-3. В этих налетах задействовали 12 "вотуров"
- девять НА, два IIN и один IIВ. Один из стартовавших в третьей группе самолетов вынужден был возвратится из-за технической неисправности. А над Думэйром 110-я эскадрилья понесла первую боевую потерю -
зенитным огнем был сбит борт 07, пилот А.Вилан катапультировался и попал в плен.
Вечером (между 16.45 и 18.00) "вотуры" бомбили аэродромы "Каир" (Западный) и "Рас Банас". В это же время звенья 110-й АЭ впервые привлекались для непосредственной поддержки наземных войск. Трижды они
появлялись над Синаем, сбрасывая бомбы и баки с напалмом. С наступлением темноты интенсивность боевой работы не снизилась - "вотуры" трижды атаковали иорданские войска к востоку от Иерусалима. Но
эффективность ночных ударов самими израильтянами оценивалась как крайне низкая - прицельно-навигационное оборудование "вотуров" не обеспечивало выполнение боевых задач в темное время суток.
Утром следующего дня звено "вотуров" повторило налет на авиабазу Н-3, после чего 110-я эскадрилья переключилась на удары по наземным войскам. Ее самолеты появлялись и над Синаем, и над Голанскими
высотами, и над Западным берегом реки Иордан. Наиболее опасным стал сирийский фронт, где "вотуры" не раз попадали под интенсивный зенитный огонь. В ходе одного из налетов самолет-лидер (борт 66)
пилотируемый Г.Магеном и М.Эйни, получил серьезные повреждения. Экипаж уже решил было катапультироваться, но все-таки сумел дотянуть до Рамат Давида.
Пересев на другую машину, Ма-ген отправился в следующий вылет, и снова его самолет был подбит, но благополучно возвратился. Меньше повезло его ведомому Г.Горену. Его "Вотур" НА (борт 08) был подбит
зенитчиками. Пилот сумел дотянуть до своей территории, но там ему пришлось катапультироваться. В течение дня также выполняли боевые задачи разведчики (один вылет на иорданском и два не египетском
фронтах) и единственный сохранивший боеспособность "Вотур" с аппаратурой РЭБ (борт №70, осуществивший три вылета в район Каира).
7 июня четверка самолетов 110-й АЭ в третий раз отправились бомбить иорданскую авиабазу Н-3. Но тут удача изменила израильтянам. Звено перехватили иракские "хантеры", которые сбили самолет лидера (борт
№65, экипаж - Ш.Керен и А. Инбар-Мельцер погиб) и одного из ведомых - (борт №14, пилот И.Гланц-Голан катапультировался и попал в плен).
Основной задачей в этот день оставалась поддержка наземных войск. На синайском перевале Митла "вотуры" атаковали бомбами и напалмом египетские танковые части. Более интенсивно эти самолеты
использовались над Голанскими высотами. При вылетах в этот близкий к израильскому аэродрому район "вотуры" поднимали до двух тонн нагрузки (4 500-кг ФАБ). Учтя урок предыдущего дня, израильтяне
бомбили с высот не ниже 4000-4500 м. Потерь удалось избежать, но и эффективность бомбометания с такой высоты была не слишком высокой.
8-10 июня интенсивность полетов 110-й АЭ существенно снизилась. Ежедневно выполнялось по три-четыре вылета парами на бомбардировку целей в Сирии и на Голанских высотах. Продолжали боевую работу
разведчики и самолет РЭБ. Именно эта машина вечером 10 июня осуществила последний боевой вылет шестидневной войны, приземлившись за несколько минут до вступления в силу соглашения о прекращении огня.
В ходе войны "вотуры" оказались незаменимыми в роли дальних бомбардировщиков, неплохо зарекомендовали себя как фронтовые бомбардировщики, а специализированные варианты отлично справлялись с задачами
разведки и РЭБ. Безвозвратные потери составили четыре самолета, еще четыре были серьезно повреждены. Погибли два члена экипажей, еще двое пилотов, попавших в плен, возвратились после войны.
Мир на Ближнем Востоке - понятие относительное. После окончания шестидневной войны продолжались различного рода боестолкновения, из-за чего период до августа 1970 г. иногда называют "тысячедневной
войной". Поредевшая 110-я эскадрилья принимала в ней активное участие, хотя служба "вотуров" в ВВС Израиля подходила к концу. Уже 20 сентября 1967 г. четверка этих самолетов бомбила позиции иорданской
артиллерии. 21 октября два "вотура" обеспечивали поисково-спасательные работы после потопления египетскими ракетными катерами эсминца "Эйлат". 7 ноября вновь был нанесен удар по иорданским позициям
(задействовали восемь самолетов). 1 декабря 110-я АЭ понесла очередную потерю - египетская зенитная артиллерия сбила в районе Суэцкого канала разведчик борт №33. Пилот И.Артси и штурман Э.Рац погибли.
2 мая 1968 г., вдень независимости Израиля, в Иерусалиме состоялся крупнейший военный парад, в котором участвовало свыше 400 самолетов. Были среди них и 12 уцелевших "вотуров".
В течение всего 1968-го и первой половины 1969 года, "вотуры" неоднократно привлекались для ударов по базам Организации освобождения Палестины и другим объектам на территории Иордании. В этих
операциях был потерян еще один самолет - борт №03, сбитый зенитным огнем при атаке позиции РЛС к востоку от Мертвого моря. Пилот Н.Корат погиб. В июле 1969 г. главной задачей для "вотуров" стало
участие в операции "Боксер" - серии ударов по целям в глубине египетской территории. Фактически она ознаменовала завершение карьеры "Вотура" как ударного самолета - в дальнейшем эта функция была
возложена на только что полученные из США "скайхоки". В ноябре-декабре 1969 г. "вотуры" NN осуществили несколько боевых вылетов в качестве лидеров групп "скайхоков". Затем "грифов" использовали
только для разведки и радиоэлектронной борьбы.
110-я эскадрилья в августе 1970 года начала перевооружаться на "скайхоки". Но вплоть до марта 1972 г. она сохраняла в своем составе звено "вотуров"- разведчиков и самолетов РЭБ (борта №33, 66 и 70).
Эти машины получили в качестве средства самообороны по паре УР "Шафрир-1". Остальных "грифов" списали и разместили в качестве ложных целей на авиабазах "Рефидим" и "Эль-Ариш" на Синайском
полуострове. Только два из них сохранились до сих пор в качестве экспонатов музея ВВС Израиля.
Послевоенная французская авиапромышленность ассоциируется, прежде всего, с удачными боевыми самолетами концерна "Марсель Дассо". Другие фирмы остаются, как бы, в тени, а между тем, и они создали целый
ряд интересных машин. Особое место среди них принадлежит "Вотуру". Специалисты объединения SNCASO сумели разработать и запустить в серию единственный в Западной Европе двухмоторный многоцелевой
околозвуковой реактивный самолет, строившийся в вариантах штурмовика, фронтового бомбардировщика и всепогодного истребителя.
К сожалению, технические и политические факторы (отсутствие подходящего двигателя и давление со стороны США) ограничили количество построенных "вотуров" полутора сотнями. Тем не менее, этот самолет в
течение ряда лет состоял на вооружении ВВС Франции, а будучи поставленным в Израиль, успешно применялся в боевых действиях в качестве бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ.