Впервые в массовом порядке новый вид вооруженных
сил авиация была применена в Балканской войне 1912 - 13 годов
(причем с обеих воюющих сторон). Эта же война стала и первой в
мире войной, на которой в массовом порядке появились как
добровольцы, так и наемники.
Поводом для начала боевых действий Балканского Союза (в
составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории) против Турции стал
отказ последней предоставить автономию Македонии и Фракии и
отменить начавшуюся мобилизацию турецкой армии. Первое боевое
подразделение воздушных сил Болгарии было организовано в конце
июля 1912 года. Его костяк составляли три летчика: Христофор
Топаркевич, Симеон Петров, Никифор Богданов (обучавшиеся в летной
школе Блерио в Париже). Петров же стал и первооткрывателем
болгарского неба -13 августа 1912 года он перегнал купленный на
казенные деньги Блерио. До начала мобилизации 12 сентября
авиационное подразделение успело принять участие в больших
армейских маневрах.
К началу войны с Турцией 18 октября Болгария располагала
всего одним самолетом, однако уже через несколько дней из
Германии прибыло три "Альбатроса". Сразу же в воюющие государства
стал прибывать добровольцы из различных стран мира. В
Болгарию направилось множество русских, а в Турцию - немцев. Так,
русские летчики прибывали на Балканы организованными группами.
Первый отряд был сформирован директором Первого Российского
товарищества воздухоплавания С. Щетининым. Кроме самолетов
русские привезли с собой ремонтную полевую мастерскую.
Хотя, конечно, как и на любой войне такого масштаба хватало и
различных "искателей приключений". Интересно то, что все
летчики-добровольцы прибывали вместе со своими летательными
аппаратами.
В итоге к концу октября 1912 года в распоряжении болгарского
командования было 22 подготовленных авиатора. Количество
подготовленных кадров на другой стороне оценивается примерно
также.
Первое регулярное подразделение ВВС Болгарии было
сформировано и отправлено в расположение 2-й армии в самом начале
войны.В него входили болгары Топаркевич, Богданов, Калинов,
Ставрипилов и Черкезов, пятеро русских и двое французов.
Командовал ими поручик Радул Милков.
В скором времени болгары смогли сформировать и еще два
подразделения. Сначала 3 ноября - 2-е аэропланное отделение под
командованием Димитра Секеларова.Сюда вошли: Симеон Петров,
Никола Минков и Гаврил Стоянов, двое русских - Петр Евсюков и
Федор Колчин, француз и англичанин. Сообщается также, что в штат
входило 8 механиков. А буквально через неделю сформировали и
самое маленькое - 3-е отделение, направленное в помощь 4 Армии.
Возглавлял его Пенио Попкрычев и входили сюда всего три летчика:
болгарин Мичло Митев, русский и итальянец.
Вскоре в боевом составе ВВС Болгарии насчитывалось 21
летательных аппарата - фабричных самолетов или их копий. Следует
отметить, что к концу войны их число возросло до 35, в том числе и
за счет захваченных у противника и самолетов
иностранцев, воевавших на их стороне. Немало аппаратов было и
закуплено в других странах: причем не только во Франции и России,
но и в Германии.
Русские были и в составе небольшого авиационного
подразделения при сербской армии. К сожалению полный состав и
имена летчиков на сегодняшний день полностью не установлены.
Известны только некоторые фамилии. Так, шеф-пилотом сербского
главнокомандующего генерала Путника был известный русский авиатор
А.Васильев.
Естественно, что первоначально аппараты использовались
исключительно для разведки и бомбардировок позиций противника
путем сбрасывания ему на головы ручных гранат. Правда, в Софии
было произведено и 80 бомб специально для вооружения летательных
аппаратов. Самолеты не имели бортового вооружения, в связи с чем
до схваток в воздухе дело не дошло. Основными были
разведывательные полеты с офицерами болгарских вооруженных сил.
Первый боевой вылет ВВС Болгарии состоялся 22 октября 1922
года. В тот день Радул Милков вместе с англичанином Виктором
Гором (на месте летнаба) на "Альбатросе" Ф.2 вылетели на фотографирование позиций противника в районе Андрианполя.
Черезнеделю тот же летчик, но с болгарином на втором месте
выполнил еще один разведывательный полет. Тогда же болгары
совершили и первую боевую "акцию": сбросили две ручные гранаты на
дворец в Караагач. Естественно, что никакого реального ущерба они
нанести не могли, однако сам факт полетов подействовали на
моральный настрой турков весьма отрицательно.
1 ноября открылся и скорбный список болгарских авиаторов,
погибших на всех войнах ХХ века - во время посадки разбился
Христо Топаркевич. 29 ноября болгары Милков, Богданов и русский
Н. Костин выполнили групповой налет на железнодорожную станцию в
Карагаче. О Костине стоит упомянуть отдельно. Во время одного из
своих очередных полетов над Андрианополем он был сбит ружейным
огнем с земли и попал в плен. На родину вернулся только после
окончания войны.
Вообще, как вспоминали впоследствии русские добровольцы, жить
приходилось в весьма тяжелых условиях: ночевать приходилось в
ящиках от самолетов (и это в условиях наступившей осени!)
Как уже
упоминалось ранее, в составе ВВС противоборствующих сторон
сражалось и множество "солдат удачи". Показательна в этом
отношении история американца (естественно, куда же без них!)
Берта Холла. Когда началась война, он сразу же направился на
Балканы предложил свои услуги туркам. Здесь он летал на моноплане
французского производства, да и механиком у него был француз -
Андре Пьерс (позднее сыгравший в его судьбе не последнюю роль).
Его услуги стоили довольно дорого - 100 долларов в день, однако
он специально оговорил, что единственной его задачей является исключительно разведка и неукоснительно соблюдал это
требование(хотя не раз его турецкие наниматели намекали на
том, что неплохо и сбрасывать бомбы на их врагов).
Все бы хорошо, но в один прекрасный день турки задержали
выплату причитающихся ему денег и энергичный американец вместе с
механиком перелетает на сторону болгар. Причем противники платили
ему те же самые суточные. Именно летая в составе ВВС Болгарии,
Берт выполнил несколько рискованных
миссий. Прежде всего, ему
как знающему позиции турков перед Константнополем предложили
высадить шпиона за линией фронта. Однако, американец поначалу
отказался, попутно объясняя славянам разницу между разведкой и
шпионажем. Правда, добавочное вознаграждение решило все моральные
проблемы и вскоре Холл высадил секретного агента за турецкими
позициями у Чаталджи. Стот сказать, что учитывая примитивное
состояние авиации того времени, это был просто подвиг.
Когда же болгары в свою очередь задержали на месяц выплату
причитающегося ему вознаграждения, то он решил, что скорей всего
поступил опрометчиво и стал готовиться к перелету по другую
сторону фронта. Однако болгары тоже не дремали и его сразу же
арестовали, обвинив формально в пособничестве туркам. Так как то,
что он выполнял задания турецких генералов было
широко известно, то
власти значительно ограничили его свободу, попутно лишив права
обратиться в американское посольство.
Преданный военному суду, его без особого разбирательства
приговорили к расстрелу. К счастью его механик не питал особой
веры в честность болгарского правосудия и, оставшись на свободе,
отнес свою часть золота некоему представителю болгарских
официальных властей. Буквально за несколько часов до
предполагаемого расстрела неудачливого "солдата удачи" отпустили.
Существует и более счастливое продолжение этой истории. В
августе 1914 года с началом Великой войны он, естественно,
записался в Иностранный Легион. После трех месяцев службы кто-то
обратил внимание на его летные способности и вскоре его перевели
в летный корпус. Вскоре он стал летать в составе эскадрильи
"Лафайет", которую составили американцы и добился нескольких
побед, а к концу войны он был одним из двух оставшихся в живых
летчиков первоначального состава подразделения.
14 марта 1913 года Симеон Петров из 2-го отделения выполнил
разведывательный полет над турецкой столицей. Большого успеха
достигли авиаторы 3-го отделения: 22 января 1913 года Митев и
итальянец Джованни Сабели в качестве летнаба вскрыл большую
группировку турецких войск, сгруппированных для проведения
морского десанта. Благодаря вовремя полученной информации
болгарское командование смогло подготовиться и сорвать стратегические планы противника. Высаженные 8 февраля турецкие
подразделения встретили такой отпор, что были вынуждены отступить.
Заслуги русских добровольцев были высоко оценены болгарами:
все летчики и механики добровольческого отряда были награждены
орденами и медалями. Сам С.Щетинин получил орден "За военные
заслуги" 5-й степени с мечами и короной. Тем же орденом, но без
короны и мечей, отмечены П.Евсюков и Ф.Колчин. Орден "За военные
заслуги" 6-й степени был вручен летчикам Я.Седову и
Н.Костину, механикам Дегтяреву, Щербакову, Тарасову, Иванову,
Коровкину и Сикурчинскому.
17 марта 1913 года стороны подписали перемирие, которое
означало фактически окончание войны. Однако, это был конец лишь
Первой Балканской войне, вскоре вспыхнула и Вторая. В этой войне
болгары не смогли ничего противопоставить совместным действия
сербско-румынских сил, кстати бывшх союзников. В немалой степени
поражению в войне "способствовал" практически полный коллапс
болгарской авиации. После окончания Первой войны из-за недостатка
техники 3-е отделение было влито в 1-е,а 2-е железной дорогой
переброшено в столицу. Прежде всего на боеготовности сказался
отъезд подготовленных иностранных летчиков и износ авиационной
техники.
Уголок неба. 2004
|