С 22 апреля
1970 г. по июль 1973 г. "Интерфлюгу" было поставлено шесть Ил-62 "без буквы" (с двигателями Кузнецов НК-8-4) в 150-местном варианте. С
ноября 1978 г. по август 1989 г. к ним присоединились десять Ил-62М с
двигателями Соловьёв Д-30КУ. Ещё пять Ил-62М в варианте "Салон"
принадлежали 44-му транспортному авиаполку ВВС ГДР. В отличие от его
Ил-18 и Ту-134, "шестьдесят вторые" были строго квазигражданскими (хотя
за ними числились и военные бортовые номера - в таблице они указаны в
скобках) и "сидели" не на авиабазе Марксвальде, а в аэропорту
Берлин-Шёнефельд.
Самолёты получили
регистрации DM-SEA по DM-SEH (Ил-62 "без буквы"), DM-SEI по DM-SEL и
DDR-SEM по DDR-SEZ - с некоторыми пропусками. Не иначе, буквосочетание
SED не было использовано потому, что так сокращалось название
Социалистической единой партии Германии (Sozialistische Einheitspartei
Deutschlands). Ну чисто как в том анекдоте про Корнея Чуковского:
"Муха-муха-цокотуха ... - Что-что там про ЦК?" Также не использовались
буквосочетания SEE ("зее" по-немецки - "море" или "озеро"; чёрт его
знает, чем оно не подошло), SEJ, SEQ (в "Интерфлюге" буквы J и Q в
последней позиции не употреблялись) и - сами понимаете, почему - SEX.
"Шестьдесят вторые"
летали в основном в Северную Африку и на Ближний Восток, а также на
трассах Берлин - Москва и Берлин - София. 14 августа 1972 г. Ил-62 "без
буквы" DM-SEA потерпел катастрофу. Через несколько минут после вылета из
Берлина в Бургас в заднем багажнике возник пожар; при попытке вернуться
в аэропорт Шёнефельд самолёт разрушился в воздухе и упал, похоронив под
обломками восьмерых членов экипажа и 148 пассажиров. Остальные пять
экземпляров к октябрю 1989 г. были списаны и стали памятниками в разных
городах ГДР (кроме DDR-SEH, который стал тренажёром для
антитеррористических подразделений Министерства госбезопасности в
Эрфурте).
Все гражданские Ил-62М
(кроме DDR-SEW, потерпевшего катастрофу 17 июня 1989 г.) получили 3
октября 1990 г. при объединении Германии "ФРГшные" регистрации D-AOAE по
D-AOAN и ... вскоре встали на прикол по причине банкротства "Интерфлюга".
Не пропадать же добру, решили практичные немцы, и все самолёты были
проданы в СССР. Семь из них достались Узбекскому УГА (ныне авиакомпания
"Узбекистан хаво йуллары" - Воздушные дороги Узбекистана), три машины -
Центральному управлению международных воздушных сообщений (ЦУМВС; затем
"Аэрофлот - Российские международные авиалинии", ныне "Аэрофлот –
Российские авиалинии"), один самолёт - Домодедовскому производственному
объединению гражданской авиации.
Любопытно, что
некоторые машины (например, СССР-86563) поначалу летали в полной
раскраске "Интерфлюга", но с советским номером и флагом. Позже надписи и
эмблемы "Interflug" замазали, а то и заменили на "Аэрофлот", и
получилась почти что красно-белая полярная раскраска Аэрофлота (вот был
бы казус - Ил-62М Полярной авиации!). Для полного соответствия не
хватало только красной окраски горизонтального оперения и внешней
половины каждого полукрыла.
Три ВВСовских Ил-62М
"Салона" 3 октября 1990 г. вошли в состав 65-го транспортного авиаполка
ВВС ФРГ, но эксплуатировала их в основном правительственная эскадрилья
5-й авиадивизии с базой в аэропорту Кёльн/Бонн, именуемая "Флюгберайтшафтсштаффель"
(FBS - Flugbereitschaftstaffel буквально "дежурная эскадрилья").
Самолёты сохраняли базовую раскраску "Интерфлюга" с бортовыми номерами
ВВС ФРГ.
Благодаря своей большой
дальности "Илы" 65-го полка применялись не только как "членовозы". Им
частенько приходилось перевозить личный состав армии ФРГ при "командировках" на зарубежные базы - например, Бежа (Португалия),
Гус-Бэй (Канада, провинция Лабрадор) или Эль-Пасо (США, штат Техас). К
маю 1993 г. все три самолёта были законсервированы на авиабазе Маншинг
(г. Ингольштадт), а в сентябре того же года их купила "Узбекистон хаво
йуллары".
С апреля по декабрь
1993 г. экземпляр UK-86576 сдавался в аренду загадочной авиакомпании "Панаф
эйруэйз" (Panaf Airways).
В мае 1996 г. Ил-62М
UK-86932, UK-86933 и UK-86934 были проданы или сданы в аренду египетской
авиакомпании "Алим-Эйр Лайнз" (Alim-Air Lines), получив соответственно
регистрации SU-ZDB, SU-ZDC и SU-ZDA и имена "Миссис Аида", "Доктор Али"
и "Миссис Лейла". Впрочем, реально поставили и перерегистрировали только
один самолёт; по имеющимся данным, UK-86932 и UK-86933, получив попугайскую
раскраску "Алим-Эйр Лайнз", встали на прикол в Ташкенте.
С экземпляром SU-ZDA
вышла скандальная история. В 1996 г. "Алим-Эйр Лайнз" при посредничестве
фирмы "Сервис энд Трейдинг Интернэшнл Кампани" заключила с Бориспольским
государственным авиапредприятием договор о техническом обслуживании и
хранении самолёта. Но оплатить эти услуги авиакомпания не смогла (или не
захотела). Когда сумма долга достигла 470 000 долл., Бориспольский
районный суд Киева в октябре 1997 г. вынес решение о конфискации
самолёта в доход государства. (В том же году авиакомпанию лишили
свидетельства эксплуатанта, но она продолжала существовать как
юридическое лицо.)
Египтяне тоже
обратились в суд. Ответчиками по делу являлось государство Украина и все
предприятия, входящие в украинскую систему воздушного транспорта. 30
апреля 1998 г., рассмотрев дело, Хелиопольский районный суд Каира вынес
решение о взыскании с украинской стороны морального ущерба в сумме 12,5
млн. долл. (!) На основании этого решения египетские власти могли
арестовывать украинские воздушные суда, садящиеся на территории Египта.
С воздушными не получилось, получилось с морскими: 14 февраля 1999 г. в
порту г. Александрия был задержан теплоход "Измаил", а летом ещё три
корабля. Суд постановил, что при неуплате украинской стороной долга до
10 марта они будут проданы с молотка.
Что делать? Начались
переговоры, в ходе которых было достигнуто соглашение, что до 20 марта
1999 г. продавать суда не будут. В марте Верховный суд Украины отменил
решение Бориспольского райсуда и разрешил выдачу самолёта владельцу. Два
дня спустя аппеляционный суд Каира отменил решение Хелиопольского
райсуда о взыскании морального ущерба, но обязал украинцев привести
самолёт в состояние на момент конфискации и доставить его за счёт "Алим
Эйр Лайнз" в аэропорт, указанный авиакомпанией.
Возврат самолёта в Каир
был назначен на 3 мая 2000 г., но самолёт отправился в Каир лишь 20
августа. Когда он был уже на полпути, выяснилось, что в полёте отказано;
пришлось поворачивать обратно в Киев. Обошлась эта "прогулка" в 50 000
долл. Затем "Алим Эйр Лайнз" снова подала в суд на Бориспольское ГАП за
несвоевременный возврат самолёта, но тем временем ей самой вплотную
заинтересовалась египетская Генпрокуратура, и ей стало не до самолёта
... (Прим. IL-62.RU: в 2001 году самолёт все таки оказался в Каире,
где тут же был поставлен на хранение. В начале 2009 года был замечен все
там же в Каире, запыленный и брошенный.)
В 1997 г. Ил-62М
UK-86577 был сдан в аренду грузинской авиакомпании "Эйр Зена" (Air Zena),
которая эксплуатировала его в собственной раскраске до начала 2001 г.
Самолёт использовался как правительственный "салон", но выполнял и
чартерные рейсы в ОАЭ и Турцию. (Прим. IL-62.RU: с лета 2005 года
эта машина летала под флагом а/к "Интеравиа".)
11 ноября 1998 г.
крупно не повезло аэрофлотовскому Ил-62М RA-86564 - на стоянке в
Анкоридже (США, штат Аляска) его протаранил рулящий Боинг 747-48Е HL7414
южнокорейской авиакомпании "Азиана" (зав. No.25452, фюзеляжный No.892),
пилотов которого подвёл глазомер. Обе машины были сильно повреждены, но
"Боинг" сумели восстановить, а вот ремонт "Ила" оказался экономически
нецелесообразным. Поскольку вина корейцев была бесспорной, Аэрофлот
поднял бучу и взыскал с "Азианы" остаточную стоимость самолёта. Саму же
машину так и бросили в Анкоридже.
Регистрация (Борт. No.) |
Завод. No. |
Вариант
|
Примечание |
DM-SEI |
3036931 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 02.10.80. Стал
DDR-SEI 10.09.81, потом D-AOAD, потом СССР-86563 (Домодедовское
ПО ГА) 25.10.90, потом RA-86563. Списан в 1999 г. и пущен на
слом |
|
DM-SEK (121) |
4831517 |
Ил-62М "Салон" |
Зарегистрирован 23.11.78. Стал
DDR-SEK 01.07.81; продан Интерфлюгу 15.12.87. Стал D-AOAE, потом
СССР-86562 (ЦУМВС) 19.10.90, потом RA-86562 а/к "Аэрофлот" |
|
DM-SEL (122) |
4934734 |
Ил-62М "Салон" |
Зарегистрирован 19.12.79. Стал
DDR-SEL 01.07.81; продан Интерфлюгу 30.11.84. Стал СССР-86564 (ЦУМВС)
20.10.90, потом RA-86564 а/к "Аэрофлот". Сильно повреждён и
списан в Анкоридже 11.11.98. В Германии для самолёта был
зарезервирован рег. номер D-AOAF, но самолёт его не получил,
т.к. в тот момент был в Союзе на капремонте (Ташкентский АРЗ
No.234 ГА) |
|
DDR-SEM |
4140536 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 20.11.81. Стал
D-AOAG, потом СССР-86573 (УзУТА) 07.91, потом 86573 а/к "Узбекистан хаво йуллары", потом UK-86573 |
|
DDR-SEN (120)
|
3242432 |
Ил-62М "Салон" |
Зарегистрирован 21.09.82. Стал
бортом 11+21 ВВС ФРГ, потом UK-86932 а/к "Узбекистан хаво
йуллары" 09.93 |
|
DDR-SEO |
3344833 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 02.01.84. Стал
D-AOAH, потом СССР-86574 (УзУТА) 07.91, потом 86574 а/к "Узбекистан хаво йуллары", потом UK-86574 |
|
DDR-SEP (136) |
4445827 |
Ил-62М "Салон" |
Зарегистрирован 04.10.84. Стал
бортом 11+22 ВВС ФРГ, потом UK-86934 а/к "Узбекистан хаво
йуллары" 26.08.93 |
|
DDR-SER |
2546812 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 28.05.85. Стал
СССР-86565 (ЦУМВС) 09.90, потом RA-86565 а/к "Аэрофлот". В
Германии для самолёта был зарезервирован рег. Номер D-AOAI, но
самолёт его не получил, т.к. в тот момент был в Союзе на
капремонте (Ташкентский АРЗ No.234 ГА) |
|
DDR-SES |
1647928 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 26.03.86. Стал
D-AOAJ, потом СССР-86575 (УзУГА) 07.91, потом 86575 а/к "Узбекистан хаво йуллары", потом UK-86575 |
|
DDR-SET |
4546257 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 19.12.85. Стал
D-AOAK, потом СССР-86576 (УзУГА) в 1991 г., потом 86576 а/к "Узбекистан хаво йуллары", потом UК-86576 |
|
DDR-SEU |
2748552 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 30.06.87. Стал
D-AOAL, потом СССР-86577 (УзУГА) в 1991 г., потом 86577 а/к "Узбекистан хаво йуллары", потом UK-86577. С 2006 г.- RA-86577 |
|
DDR-SEV (108) |
3749224 |
Ил-62М "Салон" |
Зарегистрирован 19.11.87. Стал
бортом 11+20 ВВС ФРГ, потом UK-86933 а/к "Узбекистан хаво
йуллары" 07.09.93 |
|
DDR-SEY |
1951525 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 01.06.89. Стал
D-AOAM, потом СССР-86578 (УзУГА) 07.91, потом 86578 а/к "Узбекистон
хаво йуллары", потом UK-86578 |
|
DDR-SEZ |
2951636 |
Ил-62М |
Зарегистрирован 22.08.89. Стал
D-AOAN, потом СССР-86579 (УэУГА) 07.91, потом 86579 а/к "Узбекистон
хаво йуллары", потом UК-86579, переоборудован в
правительственный "салон" |
|
Уголок неба. 2011
|