ВВС СФРЮ получили 24 Ми-8Т с мая 1968 по май 1969
гг. Этого количества хватило для вооружения двух транспортных эскадрилий 119-го
транспортного полка, который базировался на аэродроме Ниш. Начиная с 1973 по
начало 80-х годов Югославия получила еще партию Ми-8Т, что позволило
перевооружить еще две эскадрильи 111-го полка в Плесо (около Загреба), а также
790-ю аэ на аэродроме Дивулье (около Сплита). Последняя эскадрилья была под
оперативным командованием флота. Всего югославы получили из СССР 92 Ми-8Т
(получили местное обозначение НТ-40). На месте часть машин была переоборудована
в машины РЭБ под обозначением HT-40E. Около 40 машин несли противопожарную
службу.
Первое боевое применение югославские Ми-8 нашли в Словении, где они активно
использовались для переброски федеральных войск и их снабжения. Тогда же они
понесли и первые потери - словенскими бойцами из ПЗРК "Стрела-2" был сбит один
самолет, причем экипаж и пассажиры погибли.
Во время боев зимы 1941 года в Хорватии и весны 1992 года в Боснии и
Герцеговине, федеральные Ми-8 использовались как транспортные, а также как
поисково-спасательные. Несмотря на то, что полеты проходили преимущественно в
прифронтовой зоне, тем не менее хорваты сбили только один вертолет - около
Славонского Брода 4 октября 1991 г.
После того как боснийские сербы объявили о своей независимости весной 1992 года,
несколько федеральных Ми-8 формально были переданы в состав новообразованных
ВВС. До "Операции Коридор" это были 12 Ми-8Т. По крайней мере три вертолета были
потеряны. Три вертолета в бело-синей окраске вошли в состав Милиции Краины. ВВС
Республики Сербской эксплуатировали до 2006 года 9 вертолетов.
Хорваты получили свой первый вертолет 23 сентября 1991 года, когда югославский
Ми-8 совершил вынужденную посадку около Петриньи. За время войны Хорватия смогла
закупить 6 Ми-8Т и 18 Ми-8МТВ-1 (однако до конца войны дожили только 16). После
окончания войны все Ми-8Т были выведены из боевого состава, а Ми-8МТВ были
собраны в 20-й и 28-й траэ. Позже они были заменены на более современные
Ми-171Ш.
ВВС Республики БиГ из разных источников получили несколько Ми-8Т, Ми-8МТВ и
Ми-17. Однако плохая подготовка экипажей стоила примерно половины вертолетного
парка. Так, два вертолета были сбиты сербской ПВО (причем в одном погиб
боснийский министр Irfan Ljubijankić и украинский экипаж). В итоге к концу
войны в боевом составе оставалось всего 5 ми-8МТВ и 1 Ми-8Т.
Наконец, Македония купила 4 Ми-17В-1 в 1994 и 2 Ми-8МТ в 2001 из Украины. В
январе 2008 года один вертолет был потерян в аварии. В мае 2008 года македонский
парк был увеличен за счет покупки 4 Ми-171 в Литве.
В войне 1998-99 гг югославы использовали свои Ми-8 в качестве транспортных.
Кроме того, два Ми-17В использовались для секретных операций на границе с
Албанией. После расформирования секретного подразделения в 2003 вертолеты
переданы ВВС.
На сегодняшний день сербские ВВС располагают 6-8 Ми-8Т и 2 Ми-17 в составе 138-й
смешанной траэ.
Уголок неба. 2011
|