Через 50 лет после того, как в воздух поднялся первый
самолет, МиГ-21 все еще находится на вооружении некоторых европейских стран.
Однако все идет к тому, что к середине 2014 года ни одной машины этого типа не
останется на вооружении.
В годы "холодной войны" МиГ-21 состояли на вооружении ВВС как стран Варшавского
договора, так и нейтральных стран, таких как Финляндия и Югославия. К началу 21
века они остались в строю только в Болгарии, Хорватии, Румынии и Сербии.
Создававшийся как универсальный солдат, ныне он влачит свое существование как
истребитель-перехватчик. Во многом это возможно благодаря тому, что дежурный
самолет может подняться в воздух буквально через 3-4 минуты после получения
сигнала, кроме того, машина очень легка в обслуживании и не требует современной
инфраструктуры. Однако к минусам можно отнести тот факт, что запчастей на
самолеты практически нет и военные вынуждены экономить ресурс стареньких
истребителей.
Болгария
После окончания холодной войны большое количество болгарских
МиГ-21 было списано, так как по международным договорам стране было разрешено
иметь только небольшое количество МиГ-21, МиГ-29 и Су-25.
С 1963 по 1990 годы
болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций. Из них только десяток ныне
поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки".
Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.
Все машины сведены в 1-ю эскадрилью 3-й авиационной базы
"Граф Игнатьево". И
хотя эскадрилья вооружена МиГ-29, но в год летчики отлетывают 20-30 часов на
МиГ-21, находящихся на боевом дежурстве. Вооруженные УР Р-60 эти машины
используют для перехвата неопознанных целей в собственном воздушном
пространстве.
Программы
перевооружения ВВС Болгарии как то закупка F-16 "сэконд-хенд"
наталкивается на полное отсутствие финансирования. Однако в мае 2013 года
президент страны заявил, что вскоре страна получит 9 или 10 современных
истребителя.
Румыния
Страна располагает самым большим парком МиГ-21 в Европе. С 1995 года 110 МиГ-21
были модернизированы по программе LanceR A (штурмовик), LanceR В (учебно-боевой)
и LanceR С (перехватчик). С помощью израильтян это стали самые современные
модификации МиГ-21 во всей его истории. Причем степень использования как
западной, так и восточной техники впечатляет – на достаточно древнем самолете
использована система управления огнем с помощью нашлемного прицела, осуществлена
возможность использования таких современных боеприпасов как французские УР "Мэджик"
и израильские "Питон"3, американские УАБ Мк82 и Мк83, израильские "Лизард", а
также советские НАР С-24.
Румыния также является единственной страной в НАТО, которая применяла МиГ-21 за
рубежом. В августе 2007 года в рамках программы защиты балтийских стран, четыре
LanceR С базировались в Шяуляе. За 3 месяца румынские летчики 24 часа в сутки 7
дней в неделю находились на боевом дежурстве готовые на перехват российских
самолетов, однако ни одного реального случая перехвата не было.
Как и другие пользователи в Европе Румыния ищет замену для своих МиГов. В итоге
в апреле 2013 года было подписано соглашение с Португалией о поставках 12 F-16.
Хотя самолеты произведены в 1984 году, однако 10 лет находились на складском
хранении после снятия с вооружения в 1990-х. В рамках соглашения они должны
пройти капитальный ремонт. До их получения МиГ-21 будут оставаться на
вооружении.
Хорватия
Страна получила независимость в 1991 году – на тот момент на вооружении ВВС
находились три МиГ-21, которые угнали югославские летчики-дезертиры. Еще 40
самолетов были получены из Украины в середине 90-х. Причем половина из них
никогда не летала и использовалась как источник запчастей. В лучшие времена на
вооружении ВВС Хорватии находилось 16 МиГ-21бис и 4 МиГ-21УМ. В 2003 году 8
МиГ-21бис и все УМ были модернизированы в Румынии по стандартам НАТО.
Начиная с 2007 страна ищет замену для своих истребителей. Рассматривались самые
разные варианты, в том числе например и такой экзотический как "Фантомы",
снимаемые с вооружения в Германии. Однако все уперлось в отсутствие финансов.
Летом 2013 года было объявлено о том, что МиГ-21 будут оставаться на вооружении
еще 10 лет. Для этого три одноместных машины и 4 спарки были отправлены на
модернизацию на Украину (в Одессу), а кроме того были куплены пять самолетов в
Йемене.
Сербия
Первые самолеты этого типа прибыли в Югославию в 1964 году, а всего на
вооружении в СФРЮ состояли 261 МиГ-21 11 модификаций. Эти самолеты принимали
активное участие в борьбе с НАТО как в 1992-1995, так и в 1999 годах. На момент
окончательного распада Сербии и Черногории в строю оставалось 10 МиГ-21.
Поиск замены для МиГ-21 начались еще в 1980-х, при этом предполагалось заменить
машиной местного производства. Однако все оборвала гражданская война. Ныне нищая
Сербия не может позволить себе покупку современной техники. Однако в апреле 2013
года было объявлено о покупке шести МиГ-29М/М2. А до момента получения новой
техники сербские летчики будут стеречь небо на стареньких МиГ-21.
Уголок неба. 2013
|