Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации
www.aviation-safety.net,
www.helis.com,
www.scramble.nl,
www.worldmilitair.com.
Возможно, что это неполные данные.
Таблица №1.
Данные о потерях вертолетов SE-3130 Алуэтт-2 ВС Бельгии.
б/номер
дата потери
примечания
А01
13 сентября 1960
c/n 1293/C127
А02
22 сентября 1960
c/n 1304/С135
А03
29 марта 1983
c/n 1305/С136
А06
12 октября 1984
c/n 1422/C195, по данным же www.scramble.nl был потерян 23 ноября 1988 г., но это ошибка.
c/n 1992/C619/A69, по данным ASN сгорел в ангаре, по данным worldmilitair.com также был списан.
А52
8 августа 1971
c/n 1993/C620/A70, столкновение в воздухе с б/н А71
А56
23 ноября 1988
c/n 1999/C626/A76, сгорел в ангаре.
А58
8 октября 1969
c/n 2010/C637/A86
А60
3 февраля 1973
c/n 2019/C646/A95
А63
17 октября 1988
c/n 2049/C670/A125
А67
24 сентября 1993
c/n 2065/C683/A141
А71
8 августа 1971
c/n 2080/С695/А156, столкновение в воздухе с б/н А52
А76
23 февраля 1995
c/n 2110/C719/A186, по данным https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-part-1 вертолет с б/н А76(1) был разбит в аварии 16 марта 1982 г. Вертолет с б/н А76(2) был заново восстановлен из частей других машин, своего серийного номера как бы и не было. Вот именно эта сборка и разбилась 23 февраля 1995 г.
А81
3 марта 2000
c/n 2142/C745/A218
А91
30 мая 1968
c/n 1994/C621/A71, принадлежал жандармерии (Rijkswacht)
Машины типа SА318С имели б/н А40-81,90-95.
В ВС Бельгии было поставлено 42 вертолета типа SE3130 Алуэтт-2 и 48 вертолетов типа SА318С Алуэтт-2, суммарно 90 машин. Полиция и жандармерия получила экс-армейские машины. За все время эксплуатации машин с 1959 г. по 2009 г. было потеряно 19 вертолетов типа SЕ3130 и 14 вертолетов типа SА318С. Более подробно о бельгийских машинах можно узнать на
https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-home.
Также в ВС Бельгии было поставлено три вертолета SА316В Алуэтт-3, потерь в авариях не было.
Таблица №2.
Данные о потерях вертолетов SE-3130 Алуэтт-2 ВС Великобритании.
Данные о потерях вертолетов SE3130 и SE3160 ВС Нидерландов.
б/номер
дата потери
примечания
Н-7
15 февраля 1965
SE3130, c/n 1501/C246
А-236
28 августа 1975
c/n 1236, по данным ASN 29 августа 1975 г.
А-254
8 февраля 1980
c/n 1254
А-274
2 марта 1967
c/n 1274
А-282
17 мая 1970
c/n 1282, по данным ASN 17 июня 1970 г.
А-351
1 октября 1990
c/n 1351
А-382
13 августа 1970
c/n 1382
А-406
20 марта 1984
c/n 1406, столкновение в воздухе с б/н А-543
А-415
30 июля 1970
c/n 1415
А-470
29 июля 1988
c/n 1470
А-543
20 марта 1984
c/n 1543, столкновение в воздухе с б/н А-406
Н-08
8 октября 1971
c/n 1308
В ВС Нидерландов было поставлено 8 вертолетов типа SE3130 Алуэтт-2 и 77 вертолетов типа SE3160 Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SЕ3130 с 1958 г. по 1966 г. была потеряна одна машина. За время эксплуатации машин типа SЕ3160 с 1963 г. по 2004 г. было потеряно 11 вертолетов.
Таблица №5.
Данные о потерях вертолетов SE3130 и SА316В ВС Португалии.
б/номер
дата потери
примечания
9201
20 января 1960
SE3130, c/n 1082/C10
9202
7 апреля 1964
SE3130, c/n 1107/C20
9203
6 июня 1975
SE3130, c/n 1108/C21
9251
29 января 1966
c/n 1079, по данным http://mecanicosalouette.
blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
был списан 13 декабря 1966 г.
c/n 1116, по данным www.aviation-safety.net
списан после аварии, на 2020 г. был в музее ВВС в Алверке, при реконструкции этой машины также использовались части с вертолета б/н 9265.
blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html был потерян 5 мая 1967 г.
9272
8 марта 1971
c/n 1294, сгорел в ангаре
9274
23 апреля 1974
c/n 1296
9275
29 августа 1974
c/n 1311, по данным www.aviation-safety.net
разбился в Мозамбике, погиб экипаж из трех человек. Впоследствии машину продали в США как б/н N4996B. Но вот здесь и зарыта собака. По данным http://www.rotorspot.nl/historic/n-11.php именно эта машина никогда не числилась в регистре вертолетов США. По другим данным сделку по продаже вообще отменили. Понятно, что после катастрофы в Мозамбике, эта груда битого металлолома никому оказалась не нужна. Однозначно это португальская потеря, притом без вариантов.
В ВС Португалии было поставлено 18 вертолетов типа SE3130 Алуэтт-2 и 149 вертолетов типа SE3160 Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SЕ3130 с 1958 г. по 1976 г. было потеряно 3 вертолета. За время эксплуатации машин типа SЕ3160 с 1963 г. по 2009 г. был потерян минимум 61 вертолет, это только те машины, у которых известен бортовой номер.
Данные о потерях вертолетов SА-318С и IAR/SА-316В ВС Румынии.
б/номер
дата потери
примечания
44
1 июля 1999
c/n?
48
29 января 2004
c/n?
58
9 мая 1996
c/n 114, обгорел в ангаре в Сибиу, был списан, впоследствии в неизвестном состоянии был продан в Украину. Очевидно, что на новом месте не получил нового бортового номера и не ремонтировался, уже никогда не летал и не взлетит, непонятно, зачем этот хлам вообще покупали, если только на запчасти. Однозначно румынская потеря.
c/n 195, обгорел в ангаре в Сибиу, был списан. Румыны признали это только недавно.
125
19 июня 2008
c/n?, по данным scramble.nl принадлежал МВД, по данным http://www.ejection-history.org.uk принадлежал Romanian Intelligence Service, по данным www.aviation-safety.net вообще числился в ВВС.
20 ноября 2000
вертолет типа IAR316В принадлежал компании Aviatia Utilitara Bucuresti, хотя ранее везде сообщалось, что эта машина была из ВВС. Принадлежность вскрылась совсем недавно. Неизвестен был ни бортовой ни серийный номер. В Румынии были потеряны машины с б/н YR-ELG, YR-ECM, YR-SNG (он же б/н YR-ELL), YR-ELV. Ну у всех их дата потери известна. А вот по б/н YR-ELU ничего пока не было. По данным https://www.jetphotos.com/aircraft/IAR-316B Алуэтт с б/н YR-ELU был потерян в аварии после 1999 г., более точных данных нет. По данным https://studylib.net/doc/18760012/yr---thai-aviation-history на стр.76 прямо указано на потерю 20 ноября 2000 г. именно этой машины с c/n 095.
По всем данным в Румынии было произведено около 230 вертолетов IAR316В, из них числилось в ВС, по информации www.aeroflight.co.uk,
www.helis.com, www.scramble.nl,
www.worldmilitair.com
и т.п. и т.д., от 111 до 150 машин. Все зависит только от фантазии. Бардак везде, и с количеством, и с учетом, и с потерями, и с текущим состоянием. Быть такого не может, чтобы румыны ничего не ушатали за все время эксплуатации.
Таблица №7.
Данные о потерях вертолетов SА-318C Алуэтт-3 Турции.
б/номер
дата потери
примечания
E-2xxx
22 июля 1996
потерпел катастрофу
29 декабря 1997
По данным www.aviation-safety.net
потерял управление, при аварийной посадке задел башню. Мог быть отремонтирован.
По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/turk/pol/turk-pol-home.htm в турецкую полицию в 1984 было поставлено 18 таких машин. По состоянию на 1 августа 2008 г. на вооружении полиции стояло 16 вертолетов, две машины были потеряны. Возможно также, что и третья, после аварии 29 декабря 1997 г., уже никогда не поднималась в воздух, типа числилась в ремонте или была как бы на хранении. Во всяком случае на сегодня турки официально недосчитались трех полицейских Алуэттов. А в 2011 г. все уцелевшие машины были выведены из состава Turkish National Police Aviation Department.
Таблица №8.
Данные о потерях вертолетов SE3130 и SE3160 ВВС Швейцарии.
c/n FW117/1063, списан после аварии, ремонт смысла не имел, на 2016 г. от машины осталась только кабина в пейнтбольном клубе. Есть фото этой машины после аварии http://www.swissheli.com/history/v-241.htm
В ВВС Швейцарии было поставлено 30 вертолетов типа SE3130/SА313В Алуэтт-2 и 84 вертолета типа SE3160/SА316В Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SА313В с 1958 г. по 1992 г. было потеряно 10 вертолетов. За время эксплуатации машин типа SА316В с 1964 г. по 2009 г. было потеряно 20 вертолетов.
Таблица №9.
Данные о потерях вертолетов SE-3130/Нкр2 Алуэтт-2 ВС Швеции.
c/n 1830/C464, после аварии вертолет был списан, но впоследствии заново отреставрирован, на сегодня демонстрируется в военном музее в Tingstäde www.nordicrotors.com/reg/02042. Учтен именно как потеря, для реконструкции использовались детали и запчасти от других списанных машин.
c/n 1176/C64, так как уже был продан гражданским, как б/н SE-HDB, потерей не считается.
В Швецию были поставлены вертолеты с c/n 1128,1148,1158,1168,1169,1170,1175,1176,1177,1246,1254,1255,1256,1268,1269,1278, 1279,1290,1291,1302,1303,1316,1317,1323,1435,1436,1830,1831. Это все. В различных источниках и в разное время мелькали абсолютно неодинаковые данные о поставках, но кроме вышеперечисленных Алуэттов, других не найдено.
В ВС Швеции было поставлено всего 28 вертолетов типа SЕ3130 Алуэтт-2, из них 13 машин какое-то время эксплуатировалось в ВВС, 12 машин какое-то время эксплуатировалось в армии и 10 машин какое-то время эксплуатировались во флоте. Номера и принадлежность менялись неоднократно. За время эксплуатации в вооруженных силах с 1959 г. по 1991 г. было потеряно 12 вертолетов.