Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.belgian-wings.be, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.
Таблица 1
Потери самолетов СМ-170 Магистр ВВС Бельгии.
б/номер
Дата потери
Примечания
МТ1
26 февраля 1985
МТ2(1)
х/хх/1958
По данным scramble.nl машина с б/н МТ2(1), c/n 259 была списана в 1958 г., а машина с б/н МТ2(2), c/n 259 была продана в ВВС Израиля. По данным www.belgian-wings.be не было никаких двух машин с б/н МТ2(1) и МТ2(2), и у которых был один и тот же c/n 259. Самолет с б/н МТ2 и c/n 259 был продан в ВВС Израиля. Потерей не считается, потому как после аварии в 1958 г. машину отремонтировали. Вот тут и возник вопрос о достоверности самой аварии в 1958 г. Была ли она на самом деле? Первая машина поступила в бельгийские ВВС в январе 1960 г., а конкретно б/н МТ2 в феврале 1960 г. Ну и какая авария могла быть в 1958 г.?
По данным scramble.nl в августе 2016 г. находился в Verreidt в виде металлолома. Потерей не считается, хотя не ясно, по какой причине был отправлен на свалку. Имеется фото https://www.flickr.com/photos/erwinalexander/38330716551
МТ36
25 февраля 2000
МТ38
24 июня 1971
МТ39
28 июня 1979
МТ41
5 марта 1973
МТ42
14 июля 1986
МТ43
25 сентября 1985
МТ45
29 января 1962
МТ47
19 октября 1977
МТ50
18 июля 1983
В ВВС Бельгии было поставлено 50 машин, 45 новых и пять экс-германских, потери за время эксплуатации с 1960 г. по 2004 г. составили 22 самолета или 44%.
Таблица 2
Потери самолетов СМ-170 Магистр ВВС Финляндии.
б/номер
Дата потери
Примечания
FM-1
3 августа 1977
По данным scramble.nl самолет был потерян г. 3 августа 1972 г.
FM-3
х/хх/1965
Списан по данным www.worldmilitair.com, был отправлен на утилизацию в 1985 г. по данным scramble.nl.
FM-6
20 мая 1959
FM-22
24 августа 1964
FM-24
18 сентября 1963
FM-40
13 января 1977
FM-41
23 января 1985
FM-44
1 декабря 1974
FM-48
10 июня 1964
Столкновение в воздухе с б/н FM-60
FM-56
15 июня 1977
FM-58
17 октября 1972
FM-60
10 июня 1964
Столкновение в воздухе с б/н FM-48
FM-65
12 ноября 1977
FM-68
2 декабря 1968
FM-69
12 августа 1966
FM-70
15 февраля 1967
FM-75
5 апреля 1977
FM-77
14 августа 1976
FM-79
8 апреля 1970
В ВВС Финляндии было поставлено 80 машин, 18 французской сборки с б/н FM-1 по FM-18 и 62 самолета производства фирмы Валмет с б/н FM-21 по FM-82, потери за время эксплуатации с 1958 г. по 1988 г. составили 19 самолетов или 23,7%, это самолеты, сведения о бортовых номерах которых, доступны. Хотя, кто его знает, какая-то часть Магистров была утилизирована в сентябре 1984 г, несколько машин заняли свои места в музеях и на выставках. Так, например, по данным http://www.eurodemobbed.org.uk/locations.php?location=8054 от б/н FM-33 осталась только носовая часть. Могло так быть, что среди утилизированных или музейных машин были самолеты после аварий? Да без проблем, только вот информации пока не хватает, чтобы сделать вполне однозначные выводы. Можно поискать сведения в книге Юкки Лаукканена Fouga CM 170 Magister в ВВС Финляндии, может там что и найдется о финских потерянных Магистрах.
По данным scramble.nl на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
68
31 мая 1968
98
10 февраля 1960
116
15 декабря 1964
157
20 марта 1972
158
27 апреля 1966
164
15 декабря 1974
170
х/хх/1970
По данным scramble.nl на хранении. По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
174
25 января 1984
180
25 мая 1988
184
17 января 1975
185
26 ноября 1986
194
х/хх/1972
По данным scramble.nl был утилизирован.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
204
23 сентября 1969
207
22 апреля 1968
214
8 августа 1968
215
12 апреля 1972
218
27 ноября 1968
234
31 октября 1968
238
30 октября 1969
239
24 июля 1962
241
29 марта 1979
308
9 апреля 1974
311
26 августа 1961
320
18 марта 1985
321
13 апреля 1967
337
2 декабря 1969
339
17 февраля 1966
364
20 ноября 1962
373
17 августа 1970
375
8 января 1973
380
7 июня 1970
382
14 сентября 1966
386
2 февраля 1967
396
26 августа 1991
407
х/хх/1994
По данным scramble.nl на хранении. По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
410
х/хх/1965
По данным scramble.nl на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
412
27 сентября 1972
416
29 октября 1965
428
3 февраля 1971
437
5 ноября 1984
441
2 февраля 1967
449
7 января 1988
453
31 марта 1971
462
19 января 1977
468
5 июня 1989
469
х/хх/1965
По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
473
29 января 1985
Столкновение в воздухе с б/н 574
474
24 апреля 1970
475
14 апреля 1969
477
х/хх/1965
По данным scramble.nl как-бы на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
488
4 июня 1967
489
16 июля 1969
490
11 декабря 1985
491
18 августа 1967
493
2 марта 1970
510
11 февраля 1977
514
18 ноября 1982
Столкновение в воздухе с б/н?, пилоты которого также погибли.
515
23 июля 1992
518
5 декабря 1972
521
22 сентября 1995
535
28 января 1980
Столкновение в воздухе с б/н 541
536
9 апреля 1974
540
10 сентября 1969
541
28 января 1980
Столкновение в воздухе с б/н 535
543
8 декабря 1969
551
8 мая 1978
552
2 мая 1969
562
28 сентября 1973
574
29 января 1985
Столкновение в воздухе с б/н 473
22 ноября 1963
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/240714 произошло столкновение в воздухе двух машин, одна из них вернулась на базу, оба пилота второго самолета с б/н? погибли.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/77195 самолет был списан. В принципе, кандидаты на эту дату есть. Да и самолет был приписан к летной школе GE315 в г.Коньяк, тогда в ней Магистры и эксплуатировались. А машины с б/н 473 и 574, потерянные 29 января 1985 г. были из школы GI312.
Таблица 4
Потери самолетов СМ-175 Зефир ВМС Франции.
б/номер
Дата потери
Примечания
3
11 февраля 1992
6
22 октября 1992
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/240724.
7
х/хх/1983
По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии.
8
13 сентября 1960
9
х/хх/1978
По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии.
13
13 декабря 1984
15
29 марта 1976
19
10 ноября 1973
22
22 октября 1993
25
3 июля 1975
26
13 декабря 1963
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/243444.По данным scramble.nl дата потери неизвестна.
29
14 февраля 1991
Т.о. на 20 апреля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Франции с 1956 г. по 1998 г. потеряли минимум 94 самолета СМ-170 из 394 поставленных - 23,8% ушло в потери. Это без учета машины с б/н 310, которая находилась в г. Шатоден в виде металлолома в мае 1986 г., возможно даже после аварии. По поводу неизвестных разбившихся самолетов. Машины с б/н 104 и 194 были сданы в металлолом. Машины с б/н 11,70,175,177,236,
329,348,550 были выведены из состава ВВС. После аварий? Или какая-то часть из них была в авариях? Все возможно. По данным источника http://www.zap16.com/2011/02/25/fouga-cm170-magister/ в ВВС было поставлено 397 машин.
А ВМС Франции c 1959 г. по 1995 г. потеряли 12 самолетов СМ-175 или 37,5%. В ВМС было поставлено 32 самолета, из них 2 прототипа.
Таблица 5
Потери самолетов СМ-170 Магистр ВС ФРГ.
б/номер
Дата потери
Примечания
AA+102
16 декабря 1966
c/n D202
АА+109
10 июля 1959
c/n D10/75
АА+120
31 октября 1958
c/n D21/94
АА+122
1 июня 1960
c/n D130, по данным же https://aviation-safety.net/wikibase/63371 был потерян самолет с б/н АА+222. С учетом того, что у упавшего самолета был c/n D130, то получается, что это просто опечатка.
АА+128
12 августа 1958
c/n D29/112
АА+158
3 февраля 1959
c/n D58/154
АА+185
21 мая 1962
c/n D85
АА+186
2 апреля 1960
c/n D86
АА+194
3 мая 1966
c/n D94
АА+195
2 ноября 1964
c/n D95
АА+206
6 сентября 1960
c/n D106
АА+212
8 мая 1964
c/n D112
АА+255
28 мая 1961
c/n D164
АА+263
7 апреля 1966
c/n D172
АА+277
21 ноября 1963
c/n D186
АА+281
1 апреля 1965
c/n D190
BD+152
17 июня 1962
c/n D89
BD+157
6 декабря 1960
c/n D141
ЕС+394
19 марта 1964
c/n D177
SВ+201
27 июля 1965
c/n D77
SВ+204
19 октября 1965
c/n D81
SC+602
29 августа 1961
c/n D78
91+13
21 сентября 1967
c/n D173, он же б/н AS+104
В ВВС ФРГ было поставлено 234 самолета, в ВМС было поставлено 15 машин. Итого 249 машин. За время эксплуатации с 1957 г. по 1980 г. было потеряно 23 машины. Точнее будет сказать, что известно о минимум 23 потерях. О многих десятках Магистров ничего не известно, только то, что они были утилизированы. Вполне вероятно, что какие-то самолеты попали на слом как раз после аварий. Очень даже подозрительно, что в ВВС ФРГ было потеряно 9,2% самолетов, в то время как в других европейских ВВС везде за 20%.