Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, списки потерь военной авиации Турции и Греции, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, http://www.tayyareci.com ,www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.
По данным ASN со ссылкой на газету Cumhuriyet 28 February 1970, p7.
Пилот Ütgm Kemal Yücel катапультировался. Или это был самолет F-84F?
12 июня 1976
TF-104G
По данным ASN со ссылкой на газету Cumhuriyet 13 June 1976, p7.
5 июня 1984
F-104G
По данным www.scramble.nl, из 161 Filo
12 января 1985
F-104G
По данным www.scramble.nl, из 4 AJÜ
16 июля 1985
F-104G
По данным www.scramble.nl, экс-голландский типа RF-104G, поступил в подразделение Sahin Kitaati из 9 AJÜ
7 ноября 1990
F-104G
По данным ASN со ссылкой на газету Milliyet Gazete Arsivi 8 November 1990, p15
в июне 1992
СF-104
По данным www.scramble.nl, из 8 AJÜ
Т.о. на 25 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Турции потеряли минимум 127 самолетов F-104 всех модификаций, из них 117 машин с б/н и точной датой потери. Есть также данные о потере 10 машин только с датой, но без б/н, в принципе они также входят в число погибших Старфайтеров. Кроме одного самолета, по которому нельзя заявить однозначно, потерянного 26 февраля 1970 г. То ли F-104, то ли F-84. Ранее сообщалось о потере еще двух американских F-104G с б/н 61-2603 и 61-2606 и которые по соглашению должны быть зачислены в состав ВВС Турции. Но им не повезло, разбились 30 октября и 4 декабря 1963 г., так что с турецкими ВВС два этих неудачника не имеют ничего общего. Ранее сообщалось о потере также двух RF -104G, но так как все б/у разведчики были переделаны в вариант F-104G еще до передачи в ВВС Турции, то и считаются они уже именно как F-104G.
Надо отдать должное турецким товарищам, которые раскрыли списки погибших пилотов, а также некоторые обстоятельства их гибели. Лет так десять назад вопросов по учету потерь было гораздо больше, чем сегодня.
По данным ресурса www.aeroflight.co.uk на 16 ноября 2008 г., в ВВС Турции было поставлено 287 самолетов типа F-104G, 56 машин типа TF-104G, 44 типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это 433 машины. По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_TuAF_serials.htm на 20 мая 2020 г., в ВВС Турции было поставлено 292 самолета типа F-104G, 54 машины типа TF-104G, 44 типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это составляет 436 машин. По данным https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1 было поставлено 262 самолетов типа F-104G, 52 машины типа TF-104G, 46 (и там же сразу 49) типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это составляет 406 (и там же сразу 409) машин. Но это очень старые данные, на 199-е гг. По данным www.joebaugher.com на 12 декабря 1999 г., всего в ВВС Турции было поставлено более 400 самолетов, из них 46 типа CF-104 и 6 типа CF-104D. Это к вопросу о достоверности данных. Но сейчас не конец 20-ого века, сейчас в Интернете огромные массивы информации. Ну, в общем, у каждого свои методы подсчета.
2. Потери самолетов F-104 ВВС Греции
б/номер
Дата потери
тип
Примечания
5714
16 июля 1985
TF-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
5736
17 июля 1985
TF-104G
5909
15 апреля 1980
TF-104G
6664
3 сентября 1992
RF-104G
6678
23 июня 1992
RF-104G
Это по данным www.scramble.nl.
6679
18 сентября 1990
RF-104G
По данным ASN был потерян в сентябре 1988 г., со ссылкой на информацию www.916-starfighter.de. Если же пройтись по этой ссылке, то дата потери именно этого Старфайтера стоит 18 сентября 1990 г., как и во всех базах данных. Просто в данных ASN ошибка.
6684
16 октября 1985
F-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7082
3 сентября 1992
F-104G
7094
8 июня 1989
F-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7153
23 апреля 1991
F-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7420
11 сентября 1989
F-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
12609
5 июля 1971
F-104G
12624
27 ноября 1969
F-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
13025
21 марта 1969
TF-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22267
16 марта 1987
TF-104G
www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22272
8 мая 1964
TF-104G
22273
16 июля 1972
TF-104G
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/169677 это было 31 июля 1972 г. По данным www.scramble.nl какой-то TF-104G без б/н был потерян 31 июля 1972 г. Но так как имена пилотов, тип машины, место аварии и другие детали совпадают, то будем считать, что с датой немного напутали и потерян все-таки один УБС.
По данным www.scramble.nl точная дата потери неизвестна. По данным ASN потерян в феврале 1969 г.
47780
15 января 1980
F-104G
По данным www.ejection-history.org.uk в этот день ВВС Греции потеряли TF-104G.
1976
TF-104G
Только по данным www.scramble.nl, из 336 Mira
21 декабря 1978
F-104G
Из 336 Mira, потерян только по данным scramble.nl. Могли перепутать с б/н 32711, который разбился 21 ноября 1978 г.? Потерей пока не считается.
22 января 1980
F-104G
По данным www.ejection-history.org.uk потери были и 15 января и 22 января 1980 г. Этот самолет из 336 Mira, был потерян также и по данным www.scramble.nl. Могли перепутать с б/н 47780, который разбился 15 января 1980 г.? Потерей пока не считается.
В январе 1982
TF-104G
Только по данным www.scramble.nl, из 116 РМ
16 марта 1985
F-104G
По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl. Могли перепутать с б/н 6684, который разбился 16 октября 1985 г.? Потерей пока не считается.
10 апреля 1986
F-104G
По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl, из 336 Mira
16 июля 1987
F-104G
По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl. Перепутали с б/н 22267, который разбился 16 марта 1987 г. Потерей не считается.
Т.о. на 25 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Греции потеряли минимум 38 самолетов F-104 всех модификаций. Это касается только тех машин, у которых был определен бортовой номер. В эти 38 погибших Старфайтеров входят три самолета без точной дата потери, это машины с б/н 22305, 32705 и 32729, но они вполне могут принадлежать каким-то из машин типа F-104, у которых пока не определен б/н, а такие Старфайтеры также присутствуют. Почему и оценка потерь самая минимальная, реально их может быть и на несколько единиц больше.
По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Греции было поставлено 20 машин типа RF-104G (экс-немецкие из ВМС), 34 типа TF-104G ( экс-немецкие из ВВС и экс-американские) и 152 типа F-104G ( 9 экс-испанских, 10 экс-голландских, 38 экс-немецких из ВМС и американские). Суммарно это 206 машин. По данным ресурса http://www.worldairforces.com в ВВС Греции было поставлено 20 машин типа RF-104G, 34 типа TF-104G и 152 типа F-104G. По данным www.joebaugher.com в ВВС Греции было поставлено 22 машины типа RF-104G, 28 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По информации www.worldmilitair.com имеются данные на 18 машин типа RF-104G, 31 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По информации www.scramble.nl имеются данные на 20 машин типа RF-104G, 30 типа TF-104G и 105 типа F-104G. По данным https://www.haf.gr/en/history/historical-aircraft/ в ВВС Греции было поставлено всего 107 машин всех типов. По данным https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1 в ВВС Греции было поставлено 22 машины типа RF-104G, 27 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_HAF_serials.htm было поставлено 17 машин типа RF-104G, 30 типа TF-104G и 103 типа F-104G. Суммарно это 150 машин. Вот такой вот разброс по поставкам, а если говорить серьезно, то это самый обыкновенный бардак.
Зачем вообще проводить мониторинг потерь боевых самолетов каждые 10-15 лет? Есть мнение, что раз все уже давным-давно известно и опубликовано, то нет абсолютно никакого смысла ворошить прошлое. Открываем западные источники, допустим за 1990-1999 г., а там черным по белому написано, что, например, канадские ВВС потеряли 110 Старфайтеров, а ВВС ФРГ недосчитались уже 292 точно таких же бедолаг. И ссылки имеются на общеизвестные данные https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_F-104_Starfighter#Safety_record или допустим американский первоисточник типа https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1. Прошло еще 20-30 лет и что изменилось? Сами канадцы дают данные о потере уже 114 Старфайтеров из 238 поставленных, а это уже не 46,2%, а 47,9% машин ушло в небытие. Так-то есть разница. Теперь по немцам коротко. Существует замечательный ресурс именно по самолетам F-104G http://www.916-starfighter.de. По последним данным на 6 октября 2020 г. в разделе http://www.916-starfighter.de/GAF_crashes.htm или http://www.916-starfighter.de/GAF_crashes_assessment.pdf четко и подробно, с немецкой педантичностью, указано количество потерянных машин, а именно 298 Старфайтеров ВВС ФРГ. Вот это и есть итоговая цифра, а не та, что фигурировала ранее во многих западных СМИ, где на полном серьезе утверждалось, что немцы лишились примерно 270 машин. По Норвегии, раньше считалось, что там было потеряно всего 6 машин из 43 поставленных, в те времена авторитетные западные исследователи брехали про всего 13,6% ушатанных самолетов. Сегодня же никто не отрицает потери 13 норвежских Старфайтеров, а это уже 26,5%. Где 6 и где 13 машин? Или вот еще, можно пройтись по японским потерям. Везде писали, да и сейчас в той же Wiki по-прежнему пишут про то, что ВВС Японии потеряли примерно 15% своих F-104J/DJ, т.е. 35 самолетов. На самом деле потери составили 49 самолетов F-104 обоих модификаций из 230 поставленных, а это уже 21,3%. Естественно, это была не попытка приуменьшить свои потери. Всего-навсего, это констатация аварийности с опиранием именно на те данные, которые имелись в начале 199-х гг., других тогда и не было. А сегодня все тайное и неизвестное вылезло наружу и потерь заметно прибавилось. А тайны остались и сегодня. Есть вопросы и по Турции, и по Тайваню, и по Греции.