|
Версия 2.0
Данные приведены на 15 июня 2023 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -
www.aviation-safety.net,
www.joebaugher.com,
списки потерь военной авиации Турции и Греции,
www.flightglobal.com,
www.scramble.nl,
http://www.tayyareci.com,
www.worldmilitair.com,
www.ejection-history.org.uk.
Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.
1. Потери самолетов F-5 ВВС Турции
б/номер |
Дата потери
|
тип |
Примечания |
64-13334 |
23 мая 1984 |
F-5А |
|
64-13335 |
20 апреля 1971 |
F-5А |
|
64-13336 |
12 ноября 2007 |
F-5А-2000 |
|
64-13338 |
2 марта 1993 |
F-5А |
|
64-13340 |
22 сентября 1981 |
F-5А |
|
64-13341 |
21 мая 1971 |
F-5А |
|
64-13343 |
19 октября 1985 |
F-5А |
|
64-13351 |
6 ноября 1973 |
F-5А |
|
64-13384 |
до 1984 |
F-5B |
По данным www.scramble.nl
|
65-10562 |
20 октября 1992 |
F-5А |
|
65-10579 |
12 ноября 1992 |
F-5А |
|
65-10580 |
28 января 1988 |
F-5А |
|
65-10590 |
19 сентября 1986 |
F-5B |
|
65-10593 |
6 мая 1984 |
F-5B |
|
66-9122 |
24 апреля 1977 |
F-5А |
|
66-9125 |
22 августа 1975 |
F-5А |
|
66-9127 |
11 февраля 1986 |
F-5А |
|
66-9134 |
27 марта 1984 |
F-5А |
|
66-9157 |
до 1977 |
F-5А |
По данным www.scramble.nl
|
67-21182 |
24 августа 1976 |
F-5А |
|
67-21195 |
9 января 1976 |
F-5А |
По данным
http://aviation-safety.net/wikibase/171334
это был самолет типа RF-5А, даже имеется ссылка на
www.tayyareci.com, но видимо произошла путаница с типами машин. Да, много машин F-5А было конвертировано в RF-5А, но конкретно эту машину не успели переделать. |
67-21198 |
21 июля 1978 |
F-5А |
|
67-21199 |
22 июня 1987 |
F-5А |
|
67-21200 |
до 1984 |
F-5А |
По данным www.scramble.nl
|
67-21201 |
24 июля 1987 |
RF-5А |
|
67-21203 |
15 марта 1974 |
RF-5А |
|
67-21204 |
17 февраля 1987 |
RF-5А |
|
67-21205 |
19 июля 1990 |
RF-5А |
|
67-21206 |
29 июня 1978 |
RF-5А |
|
67-21207 |
8 декабря 1976 |
RF-5А |
|
67-21209 |
10 ноября 1983 |
RF-5А |
|
67-21210 |
до 1977 |
RF-5А |
По данным www.scramble.nl
|
67-21211 |
до 1977 |
RF-5А |
По данным www.scramble.nl
|
67-21239 |
12 ноября 1975 |
F-5А |
|
67-21240 |
до 1977 |
F-5А |
По данным www.scramble.nl
|
67-21248 |
19 октября 2005 |
F-5А-2000 |
По данным www.joebaugher.com
и
http://aviation-safety.net/wikibase/246675 это was one of 2 F-5s destroyed by fire on ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005. ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005. ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005.
|
67-21250 | до 1977 | F-5А | По данным www.scramble.nl |
67-21252 | 12 ноября 1975 | F-5А | |
67-21253 | до 1977 | F-5А | По данным www.scramble.nl |
67-21254 | 19 октября 2005 | F-5А-2000 | По данным www.joebaugher.com и http://aviation-safety.net/wikibase/246674 это was one of 2 F-5s destroyed by fire on ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005. |
67-21273 | до 1984 | F-5B | По данным www.scramble.nl |
67-21274 | 30 июля 1975 | F-5B | |
67-21281 | 27 сентября 1972 | F-5B | |
67-22552 | 22 июля 1981 | F-5А | |
67-22554 | 7 июня 1990 | F-5А | |
68-9097 | 19 февраля 1969 | RF-5А | |
68-9098 | 26 октября 1983 | RF-5А | |
68-9100 | 29 сентября 1993 | RF-5А | |
68-10489 | 17 сентября 1993 | RF-5А | |
69-3001 | 13 марта 2012 | NF-5A-2000 | |
69-7137 | 20 февраля 1976 | RF-5А | http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1974-1980/158.htm, по данным ASN выходит, что это было не столкновение в воздухе, оба самолета ночью врезались в гору. Б/н второго самолета пока неизвестен. |
69-7138 | до 1977 | RF-5А | По данным www.scramble.nl |
69-7140 | до 1984 | RF-5А | По данным www.scramble.nl |
69-7141 | 28 мая 1983 | RF-5А | |
69-7142 | 22 мая 1979 | RF-5А | |
69-7143 | 30 апреля 1992 | RF-5А | |
69-7145 | 7 ноября 1990 | RF-5А | |
69-7149 | 22 апреля 1981 | RF-5А | |
69-7153 | 2 ноября 1976 | RF-5А | |
69-7155 | 15 марта 1993 | RF-5А | |
70-1407 | 24 февраля 1981 | F-5А | |
70-1948 | 26 января 1979 | F-5B | |
70-3018 | 13 февраля 1995 | NF-5A | |
70-3019 | 9 февраля 2001 | NF-5A | По данным http://aviation-safety.net/wikibase/171292. Погибла первая турецкая женщина-пилот 2°Ltn Ayfer Gok. |
70-3035 | 12 июня 2007 | NF-5A | |
71-3054 | 6 мая 1991 | NF-5A | |
71-3058 | 7 апреля 2021 | NF-5A-2000 | |
71-3067 | 12 июля 1991 | NF-5A | |
71-4024 | 27 марта 1996 | NF-5B | |
72-0436 | 29 мая 1982 | F-5B | |
72-0437 | 23 ноября 1981 | F-5B | |
|
22 июля 1968 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/037.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171349 |
|
8 октября 1968 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/040.htm, по данным http://aviation-safety.net/wikibase/171348 выходит, что это было не столкновение в воздухе, а две разные катастрофы, хотя и в одном и том же районе. Ну не верится никак в две разные катастрофы, даже не аварии, в одно и то же время и в одном районе. |
|
8 октября 1968 | F-5А | Потерян ппоhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/041.htm, по данным http://aviation-safety.net/wikibase/171347 выходит, что это было не столкновение в воздухе, а две разные катастрофы, хотя и в одном и том же районе. Хотя кто его знает, возможно и столкнулись, очень уж много совпадений. |
|
24 октября 1968 | F-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/246837 со ссылкой на Cumhuriyet 25 October 1968, p7 |
|
14 января 1969 | F-5В | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/054.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171346 |
|
24 июля 1969 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/071.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171345 |
|
21 января 1971 | F-5В | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/092.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171344, самолет пилотировал и погиб один летчик. |
|
29 мая 1971 | RF-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/099.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171341 |
|
30 ноября 1971 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/106.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171339. Вполне вероятно, что произошло столкновение в воздухе с F-5В в районе Зара и пилот этого истребителя погиб. |
|
30 ноября 1971 | F-5В | http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/107.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171340. Вполне вероятно, что произошло столкновение в воздухе с F-5А в районе Зара и оба пилота этого УБС погибли. Вполне возможно, что это был б/н 67-21273. |
|
20 февраля 1976 | RF-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1974-1980/159.htm, по данным http://aviation-safety.net/wikibase/171333 выходит, что это не было столкновение в воздухе, оба самолета ночью врезались в гору. Второй самолет мог иметь б/н 69-7137. |
|
6 мая 1982 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1981-1985/216.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171317 |
|
19 сентября 1995 | F-5А | Потерян по данным http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1994-yyy/323.htm и http://aviation-safety.net/wikibase/171295 |
|
27 июля 2006 | F-5А-2000 | По данным https://www.hurriyet.com.tr/gundem/konyada-askeri-ucak-dustu-3-sehit-4826791 и http://aviation-safety.net/wikibase/172391 самолет из состава 133 Filo потерпел катастрофу сразу после взлета с АВБ Конья. |
|
6 декабря 2022 | NF-5A-2000 | По данным http://aviation-safety.net/wikibase/302220 | Т.о. на 15 июня 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Турции потеряли минимум 75 самолетов F-5 всех модификаций с точной датой потери. Из этого количества 60 машин имеют и точную дату потери и б/н, а у 15 самолетов есть только дата потери без указания б/н, но зато у всех имеются железобетонные доказательства их утраты. Есть 11 машин с известными б/н, но без точной даты, они не входят в число погибших Фридом Файтеров. По логике выходит, что разбившихся самолетов без б/н больше, чем самолетов с б/н, но без даты потери. Конечно, может быть и так, что некоторые машины (список из 11 машин без даты) не входят в список из 15 без б/н, и тогда потерь будет больше. Но сейчас пока данных не хватает. Надо отдать должное турецким товарищам, которые раскрыли списки погибших пилотов, а также некоторые обстоятельства их гибели. Лет так десять назад вопросов по учету потерь было гораздо больше, чем сегодня. По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Турции было поставлено 122 самолетов типа F-5А, 22 типа F-5В, 41 машина типа RF-5А, 31 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 232 машины. По данным ресурса http://www.worldairforces.com было поставлено 143 самолетов типа F-5А, 27 типа F-5В, 42 машины типа RF-5А, 46 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 284 машины. По данным www.joebaugher.com всего в ВВС Турции было поставлено 115 самолетов типа F-5А, 21 типа F-5В, 26 машин типа RF-5А, 44 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 222 машины. По данным www.worldmilitair.com имеются данные на 102 самолета типа F-5А, 21 типа F-5В, 41 машину типа RF-5А, 43 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно на 233 машины. Согласно современным турецким данным из ресурса http://www.tayyareci.com/digerucaklar/turkiye/1951ve2006/f5.asp было поставлено 98 самолетов типа F-5А, 22 типа F-5В, 38 машин типа RF-5А, 44 экс-голландских NF-5A, 16 экс-голландских NF-5B и еще 14 машин на запчасти типа NF-5A. Суммарно это 234 машины. Ну, в общем, у каждого свои методы подсчета. 2. Потери самолетов F-5 ВВС Греции
б/номер | Дата потери | тип | Примечания |
01622 | 21 марта 1977 | RF-5А | |
13352 | x/xx/xxxx | F-5А | По данным www.scramble.nl и www.joebaugher.com списан, дата неизвестна. |
13361 | 23 июля 1974 | F-5А | Или 22 июля 1974 г.? |
13362 | 22 декабря 1976 | F-5А | Это по данным ASN со ссылкой на греческие источники. По данным же www.scramble.nl этот истребитель был потерян 16 декабря 1976 г., но на эту стоит потеря машины с б/н 89055. Если принимать во внимание данные www.ejection-history.org.uk, то по ним выходит, что 16 декабря 1976 г. вообще был потерян RF-5А, но с с/н N6131 и б/н 13362. Греческие источники гораздо авторитетнее, поэтому впредь будем считать их данные приоритетными. |
13363 | 16 июня 1970 | F-5А | |
13364 | 3 октября 1974 | F-5А | |
13365 | 6 июля 1970 | F-5А | |
13377 | 5 июля 1999 | F-5В | |
13692 | 11 марта 1968 | F-5В | |
38411 | 23 августа 1974 | F-5А | |
38413 | 19 мая 1969 | F-5А | Столкновение в воздухе с б/н 69165 |
38415 | 12 февраля 1966 | F-5А | |
38418 | х/хх/хххх | F-5А | По данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна. |
50478 | 29 января 1968 | F-5А | |
50479 | 2 апреля 1974 | F-5А | |
50487 | х/хх/хххх | F-5А | По данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна. |
50582 | 21 апреля 1998 | F-5В | |
69137 | 14 сентября 1983 | F-5А | |
69142 | 7 августа 1970 | F-5А | |
69165 | 19 марта 1968 | F-5А | Столкновение в воздухе с б/н 38413 |
69230 | 13 июля 1992 | F-5В | |
89055 | 16 декабря 1976 | F-5А | |
89061 | 1 февраля 1995 | F-5А | По данным http://aviation-safety.net/wikibase/89867 разбился в плохую погоду вместе с самолетом типа F-5B, все три пилота тогда погтбли. |
97169 | 14 апреля 1988 | RF-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/89879. По данным www.scramble.nl это было в 1989 г., но скорее всего просто ошиблись с датой. |
97171 | 5 декабря 1974 | RF-5А | |
97172 | 23 мая 1980 | RF-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/169794. По данным www.scramble.nl дата потери неизвестна. |
97176 | х/хх/хххх | F-5А | По данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна. |
|
22 марта 1975 | F-5А | Потерян по данным www.scramble.nl |
|
19 ноября 1975 | F-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/169828 и www.scramble.nl |
|
22 декабря 1977 | F-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/169831 и www.scramble.nl |
|
15 января 1981 | F-5В | По данным http://aviation-safety.net/wikibase/169820 и www.scramble.nl это может быть самолет или с б/н 89089 (с/н N8067) или с б/н 89090 (с/н N8067). Только по этим двум машинам типа F-5В нет никакой информации. |
|
8 мая 1984 | F-5А | По данным www.scramble.nl и Flight International 23 March 1985, p26 |
|
13 октября 1984 | F-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/169817 и www.scramble.nl |
|
16 декабря 1987 | F-5А | Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/169813, www.scramble.nl и Flight International 14 May 1988, p47 |
|
1 февраля 1995 | F-5В | По данным http://aviation-safety.net/wikibase/89872 и www.scramble.nl разбился в плохую погоду вместе с самолетом типа F-5B, все три пилота тогда погтбли. Это может быть самолет или с б/н 89089 (с/н N8067) или с б/н 89090 (с/н N8068). Только по этим двум машинам типа F-5В нет никакой информации. Эта машина числилась в 343 Мira. |
Т.о. на 15 июня 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Греции потеряли минимум 31 самолет F-5 всех модификаций. Это касается только тех машин, у которых есть точная дата потери. Имеется четыре самолета без точной дата потери, но они вполне могут принадлежать каким-то из 6 машин типа F-5А, у которых пока не определен б/н. По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Греции было поставлено 112 самолетов типа F-5А, 30 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно это 170 машин. По данным ресурса http://www.worldairforces.com в ВВС Греции было поставлено 112 самолетов типа F-5А, 30 типа F-5В, 19 машин типа RF-5А, 10 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно это 172 машины. По данным www.joebaugher.com в ВВС Греции было поставлено 114 самолетов типа F-5А, 20 типа F-5В, 34 машины типа RF-5А. Суммарно это 168 машин. По данным ресурса https://www.haf.gr/en/history/historical-aircraft/f-5a-freedom-fighter/ в ВВС Греции было поставлено всего 142 самолета F-5А/В , из них 17 машин типа RF-5А. По данным www.worldmilitair.com имеются данные только на 102 самолета типа F-5А, 17 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно на 147 машин. По более информативным данным www.scramble.nl имеются данные на 107 самолетов типа F-5А, 17 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно на 152 машины. Да и доверия больше тем-же данным www.scramble.nl, эти ребята фиксируют движение буквально по каждому самолету, имеют гигантский объем фотографий, чего нет у других.
Уголок неба. 2021 (Страница:
Дата модификации:
)
|