Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://aviation-safety.net/asndb/type/LTNG, https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_English_Electric_Lightning, https://scramble.nl/database/military/uk#results, www.ukserials.com, https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html, www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.
Таблица 1
Данные о потерях самолетов Lightning P1/F1/F2/F3/F6/T4/T5.
б/н |
дата потери
|
примечания |
XG310 |
25 июня 1964 |
Списан по данным https://www.ukserials.com |
XG311 |
31 июля 1963 |
|
XG332 |
13 сентября 1962 |
|
XG334 |
5 марта 1960 |
|
XG335 |
11 января 1965 |
|
XL628 |
1 октября 1959 |
Т55 |
XM134 |
11 сентября 1964 |
|
ХМ136 |
12 сентября 1967 |
|
ХМ138 |
16 декабря 1960 |
|
ХМ142 |
26 апреля 1963 |
|
ХМ170 |
2 сентября 1960 |
|
ХМ174 |
29 ноября 1968 |
|
ХМ179 |
6 июня 1963 |
|
ХМ184 |
17 апреля 1967 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 17 апреля 1979 г. |
ХМ185 |
28 июня 1961 |
|
ХМ186 |
19 июля 1963 |
|
ХМ187 |
19 ноября 1963 |
Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/uk#results |
ХМ188 |
21 июня 1968 |
|
ХМ190 |
15 марта 1966 |
|
ХМ191 |
9 июня 1964 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 9 апреля 1964 г. |
ХМ213 |
6 мая 1966 |
|
ХМ966 |
22 июля 1965 |
Т5 |
ХМ968 |
24 февраля 1977 |
Т4 |
ХМ971 |
2 января 1967 |
Т4 |
ХМ974 |
14 декабря 1972 |
Т4 |
ХМ988 |
5 июня 1973 |
Т4. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/56611, https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://www.ukserials.com потерян в один день с б/н ХR719. |
ХМ990 |
19 сентября 1970 |
Т4 |
ХМ991 |
3 мая 1974 |
Т4 |
ХМ993 |
12 декабря 1962 |
Т4 |
XN723 |
25 марта 1964 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 2 апреля 1963 г. |
XN772 |
28 января 1971 |
|
XN775 |
5 сентября 1975 |
Списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/157426 и https://www.ukserials.com/losses-1975.htm |
XN780 |
29 сентября 1975 |
|
XN785 |
27 апреля 1964 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 27 апреля 1974 г. |
XN786 |
4 августа 1976 |
|
XР698 |
16 февраля 1972 |
Столкновение в воздухе с б/н ХР747 |
XР699 |
3 марта 1967 |
|
XР700 |
7 июля 1972 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://aviation-safety.net/wikibase/56488 потерян 7 августа 1972 г. |
XР704 |
28 августа 1964 |
|
XР705 |
8 июля 1971 |
|
XР707 |
19 марта 1987 |
|
ХР736 |
22 сентября 1971 |
|
ХР737 |
17 августа 1979 |
|
ХР738 |
10 декабря 1973 |
|
ХР739 |
29 сентября 1965 |
|
ХР742 |
7 мая 1970 |
|
ХР744 |
10 мая 1971 |
|
ХР747 |
16 февраля 1972 |
Столкновение в воздухе с б/н ХР698. |
ХР752 |
20 мая 1971 |
Столкновение в воздухе с самолетом типа Мираж-3 ВВС Франции. Лайтнинг смог приземлиться, но из-за полученных повреждений самолет был списан. |
ХР753 |
26 августа 1983 |
|
ХР756 |
25 января 1971 |
|
ХР760 |
24 августа 1966 |
|
XR711 |
29 октября 1971 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com и https://aviation-safety.net/wikibase/56572, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 5 ноября 1971 г. |
XR712 |
26 июня 1965 |
|
XR714 |
27 сентября 1966 |
|
XR715 |
13 февраля 1974 |
|
XR719 |
5 июня 1973 |
По данным https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://www.ukserials.com потерян в один день с б/н ХМ988. |
XR721 |
5 января 1966 |
|
XR723 |
18 сентября 1979 |
|
XR748 |
24 июня 1974 |
|
XR760 |
15 июля 1986 |
|
XR761 |
8 ноября 1984 |
|
XR762 |
7 апреля 1975 |
|
XR763 |
1 июля 1987 |
|
XR764 |
30 сентября 1971 |
|
XR765 |
23 июля 1981 |
|
XR766 |
7 сентября 1967 |
Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 8 сентября 1967 г. |
XR767 |
26 мая 1970 |
|
XR768 |
29 октября 1974 |
|
XR769 |
11 апреля 1988 |
|
XR772 |
6 марта 1985 |
|
XS453 |
1 июля 1966 |
Т5 |
XS455 |
6 сентября 1972 |
Т5, потерян по данным https://www.ukserials.com и https://aviation-safety.net/wikibase/56600, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 6 сентября 1982 г. |
XS457 |
9 декабря 1983 |
Т5, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/156206 самолет при посадке сошел с ВПП из-за невыпущенного шасси. Впоследствии машина более не использовалась не только по причине аварийного состояния, но и перевооружения ВВС на новую авиатехнику. Это потеря, хотя и не совсем корректная. |
XS893 |
12 августа 1970 |
|
XS894 |
8 сентября 1970 |
|
XS896 |
12 сентября 1968 |
|
XS900 |
24 января 1968 |
|
XS902 |
26 мая 1971 |
|
XS918 |
4 марта 1970 |
|
XS920 |
13 июля 1984 |
|
XS921 |
19 сентября 1985 |
|
XS924 |
29 апреля 1968 |
|
XS926 |
22 сентября 1969 |
|
XS930 |
27 июля 1970 |
|
XS931 |
25 мая 1979 |
|
XS934 |
3 апреля 1973 |
|
XS937 |
30 апреля 1976 |
|
XS938 |
28 апреля 1971 |
|
XV329 |
в августе 1971 |
Т5, 31 марта 1974 г. этот самолет был списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/143821 и https://www.ukserials.com/losses-1971.htm после того, как во время перевозки из Сингапура в Великобританию в августе 1971 г. машина была повреждена коррозией из-за разлива кислоты из аккумулятора. Это потеря, хотя и не совсем корректная. |
Т.о. на 25 марта 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Великобритании потеряли 90 самолетов всех модификаций с точной датой потери из 275 поставленных в ВВС- 32,7% машин ушло в небытие.
Всего было построено 337 самолетов типа Лайтнинг, в т.ч. 6 прототипов. В Саудовскую Аравию было поставлено 42 новых самолета (и еще 7 машин были поставлены дополнительно из состава ВВС Великобритании). В Кувейт было поставлено 14 новых самолетов. Т.о. в ВВС Великобритании числилось 337-6-42-14=275 Лайтнингов (из них 7 машин были впоследствии поставлены в Саудовскую Аравию).
Вопросы остаются до сих пор. Например, идут дискуссии по самолету с б/н XG310. Сведения https://www.ukserials.com отличаются от информации https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html. Время пройдет какое-то и узнаем то, что случилось с этой машиной на самом деле.
Разные базы данных дают и различное количество потерянных Лайтнингов. По информации https://aviation-safety.net/asndb/type/LTNG в потерях числится 89 самолетов английских ВВС. По голландским сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results в потерях числится 85 самолетов. Что-то не учтено в источниках типа http://www.lightning.org.uk/histories.html или https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_English_Electric_Lightning (здесь учтена потеря 87 английских Лайтнингов, но имеются две даты потери самолета с б/н XR766, это 7 сентября 1967 г. и 7 сентября 1976 г. Также в этих сведениях учтена потеря одного саудовского самолета 4 сентября 1968 г.).
.