Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org потерпел аварию 3 сентября 1960 г. Вероятнее всего был в ремонте, т.к. в 1963 г. числился в составе JG7. По всем сведениям, самолет был утилизирован в 1969 г. Это не потеря, вполне могли перепутать с б/н 425.
Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org мог быть потерян в аварии. По тем же сведениям в 1967 г. находился в резерве 2-й очереди. Получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 28 мая 1968 г. Если это и потеря, ну какая-то не совсем явная. Из состава JG1/FG1.
MiG-17 с c/n 54хх1909 из состава JG7, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147758 был списан из-за взрыва двигателя во время наземных испытаний и последующего пожара.
Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org самолет был списан после пожара при запуске двигателя перед взлетом. Впоследствии обгоревший корпус использовался для наземных тренировок. Из состава JG8.
707
16 мая 1959
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/148015 самолет был списан после вынужденной посадки в поле. Это не так. По всем другим сведениям, именно эта машина в феврале 1967 г. была передана в ВВС Сирии как б/н 1401. А уже 12 августа 1968 г. была захвачена израильскими войсками и в 1969 г. этот самолет был отправлен в США. Никакой потерей не считается.
MiG-17, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org после аварии в 1962 г. и последующего ремонта получил новый б/н 501. Из состава JG9/FG9. Никакой потерей не считается. Но сама авария в какую-то статистику попала.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147479 произошло столкновение в воздухе с б/н 978. Самолет с б/н 921 совершил аварийную посадку, но из-за полученных повреждений самолет получил индекс dbr (damaged beyond repair- поврежден и ремонту не подлежит). Из состава JG2/FG2. Это потеря.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147690 самолет из состава JG9 разбился при подлете к АВБ Пенемюнде, летчик Ltn Gunter Harzbecher катапультировался. Отдельная потеря в 1971 г.
Т.о. по состоянию на 10 июня 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1957 г. по 1983 г. ВВС ННА ГДР потеряли минимум 62 машины типа MiG-17F/Lim-5, у которых известен бортовой номер или дата потери, пусть даже приблизительная. Но это так, просто большая часть айсберга, реально же потерь немного больше.
По данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/ есть сведения на 117 бортовых номеров самолетов типа Lim-5, 41 бортовой номер самолетов типа Lim-5Р, 38 бортовых номеров самолетов типа MiG-17. В потерях в этом источнике числится всего 29 самолетов. По этим же данным были потеряны самолеты с б/н 209,430,478,566. Спорить с этим трудно, люди работали, где-то что-то нарыли. И если в сведениях http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org по этим четырем машинам нет информации о том, что они были списаны, страшного ничего в этом нет. Во-первых, были наземные аварии и происшествия, а куда без них, после которых самолет не списывали сразу, а переводили как бы в резерв, потом на разборку отправляли. Самолет вроде бы и числился в эскадрилье, но уже в воздух никогда не поднимался. Во-вторых, ошибки и неточности в сведениях http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org никто не отменял.
По обобщенным данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, https://scramble.nl и https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG17 есть сведения на 57 бортовых номеров самолетов типа MiG-17 и 224 бортовых номера самолетов типа Lim-5. Суммарно уже известно о 281 бортовом номере. Что еще сказать про аварийность немецких самолетов типа MiG-17/Lim-5 по состоянию на сегодняшнее время. Ясно понятно, что про какую-то часть списанных истребителей пока нет никаких сведений. А та информация, что есть, не дает точного представления по количеству потерянных машин. Но время идет и появляется что-то новое. В 2020 г. вышла книга автора Найджела Уолпола под названием RAF & East German Fast-Jet Pilots in the Cold War: Thinking the Unthinkable. Приведено очень много новой информации. Например, в период с 1959 г. по 1965 г. только соединение JG9 потеряло 17 самолетов типа MiG-17, при этом погибло всего пять пилотов. А известно на сегодня только о восьми потерянных Миг-ах из этой эскадрильи, но надо признать, что все пять погибших пилотов идентифицированы. Аварии, кстати, разные были, вроде происшествия с б/н 906 из состава JG9. Понятно, что впереди ждет поле непаханое работы. В будущем же обязательно будет корректировка не только потерь, но и сведений по поставкам и бортовым номерам.
Какая разница между, например, FAG15 или JAG15? Да почти никакой. Подразделение FAG15 (Fliegerausbildungsgeschwader 15) было преобразовано в марте 1961 г. в подразделение JAG15 (Jagdfliegerausbildungsgeschwader). Т.е. просто переименовали. Или же, по аналогии, подразделение JG9 (Jagdfliegergeschwader 9) было преобразовано из подразделения FG9 (Fliegergeschwader 9). Для статистики никакой принципиальной разницы нет, как называется эскадрилья, FG9 или JG9.
Теперь немного других сведений. По данным https://477768.livejournal.com/tag/МиГ-17 истребители МиГ-17Ф поступили на вооружение ВВС ГДР в 1957 г. Немецкие авиачасти получали истребители Lim-5 - польское обозначение для советских истребителей МиГ-17Ф, выпускавшиеся по советской лицензии на государственном авиазаводе в городе Мелец. Всего в 1957-1958 гг. из Польши поступило 120 истребителей МиГ-17/Lim-5. В 1959 г. на оснащение истребительных групп ВВС ГДР поступило в дополнение к уже имевшимся МиГ-17Ф с пушечным вооружением 40 истребителей МиГ-17ПФ, которые также поступили с польских производственных линий, где выпускались под обозначением Lim-5P. В 1961 г. на вооружение ВВС ГДР было также передано 53 истребителя МиГ-17Ф из наличия ВВС СССР. Таким образом, в целом на вооружение военной авиации Восточной Германии поступило 173 истребителя МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ. На вооружении строевых частей ВВС ГДР истребители МиГ-17 состояли до второй половины 60-х гг., после чего были заменены новыми истребители МиГ-21. После перевооружения на МиГ-21, истребители МиГ-17 были выведены на хранение, а впоследствии списаны или проданы на экспорт, впрочем, небольшое количество самолётов использовалось в учебных целях вплоть до середины 80-х гг. За время эксплуатации этих истребителей 45 машин (37 МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ) были потеряны вследствие различных аварий и лётных происшествий. На экспорт ушло 74 самолёта, все модели МиГ-17Ф, из которых основным получателем стал Египет, получивший 51 истребитель в 1967-1968-м гг., в тот же период получила 9 истребителей и Сирия; в 1980-м году было продано ещё 14 самолётов, из которых 11 ушло в Мозамбик, а ещё 3 - в Гвинею-Биссау.
Что в этой работе интересного? В 1957-58 гг. немцы получили 120 самолетов типа МиГ-17/Lim-5, в 1959 г. получили 40 самолетов типа Lim-5Р, а в 1961 г. на вооружение ВВС ГДР было также передано 53 истребителя МиГ-17Ф из наличия ВВС СССР. Итого получается 120+40+53=213 самолетов получили ВВС ГДР, а не 173. Вот такой вот косяк на ровном месте. И еще. Работа эта, какого-то западного автора, опубликована была 21 февраля 2021 г., а сегодня уже 25 декабря 2023 г., т.е. добавилось новостей. Также в этой работе имеется количество потерь в 45 машин, как и по данным источника http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org. Совпадение? Или просто взяли и передрали не проверяя?
Что сказать про уровень аварийности в ВВС ГДР по сравнению с другими странами. ВВС Болгарии потеряли минимум 26 самолетов из немного более 100 поставленных (примерно те же 25% было утрачено). И только ВВС Чехословакии и Венгрии могут похвастаться каким-то даже фантастически низким уровнем аварийности своих МиГ-ов. На сегодня известно только о двух потерянных самолетах ВВС ЧССР из всех поставленных машин (по обобщенным данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, https://scramble.nl/database/military/cs и https://www.valka.cz/Ceskoslovensko-c513419 по состоянию на декабрь 2023 года известно о 35 бортовых номерах). Все разговоры о лицензионном производстве самолетов типа MiG-17PF в Чехословакии под названием Aero S-104 в количестве 457 единиц так и остались просто разговорами. А сведения о якобы реально произведенных машинах являются фантастикой. Никто и никогда не знал ни о бортовых или серийных номерах этих машин, где и в каких подразделениях ВВС каких стран они стояли на вооружении, да даже до сих пор нет сведений ни по одной аварии именно этих машин. Планировалось производство, да, никто этого не отрицает, но так ничего и не было сделано. ВВС Венгрии также потеряли минимум два самолета из 34 поставленных машин. Где-то пишут о поставке в эту страну 130 самолетов типа Ф и ПФ, но все это не более чем фантастика. Есть данные https://scramble.nl/database/military/hu, http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/ и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fresco.html. Там все подробно разжевано, про каждый бортовой и серийный номер венгерских Миг-ов.
И если уровень аварийности в ВВС ГДР составляет от 29% до 22% (соответственно потеряно 62 из 213 общеизвестно поставленных машин или же потеряно 62 из 281 самолетов, у которых известен бортовой номер), то это не является чем-то особенным. Вполне себе средний уровень, ну может немного выше.