Версия 1.0
Данные приведены на 10 января 2022 г.
Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl , www.aviation-safety.net , www.flightglobal.com , www.worldmilitair.com , www.ejection-history.org.uk .
Таблица №1
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Болгарии:
б/н
дата потери
примечания
10
7 октября 1970
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=3 . Пилот ст. лейт. Васил Петров Иванов погиб.
19
MiG-19S, был потерян по данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=28 при посадке.
531
10 июня 1970
по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://scramble.nl/database/military/bg#results
650
по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html дата потери неизвестна
845
16 июля 1969
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244864 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 , пилот Lt Petar Kanev Petrov погиб. По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm это было 6 июля 1969 г., но скорее просто опечатка.
850
10 февраля 1970
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот лейт. Димо Спасов Димов погиб.
852
1 ноября 1969
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот ст. лейтенант Любомир Емануилов Панеков успешно катапультировался.
857
2 июля 1959
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244957 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот майор Пейчо Иванов Пейчев погиб.
867
14 апреля 1959
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244822 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот капитан Пенко Цочев Ничев погиб.
873
20 июля 1967
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот майор Стефан Костадинов Гунчев погиб. В этот день было потеряно два самолета.
874
14 февраля 1961
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот ст. лейт. Димитър Мацов Митев погиб.
880
20 июля 1967
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот лейтенант Христо Борисов Петрински успел катапультироваться за секунды до взрыва авиабомбы. В этот день было потеряно два самолета.
888
25 февраля 1958
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244821 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот ст. лейт. Лазар Велев Нинев погиб.
902
20 сентября 1967
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244956 иhttps://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 . Пилот Lt Dimo Ivanov Dimov погиб.
931
7 июня 1975
MiG-19РМ, по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html . Пилот кап. Никола (Нино) Банков Николов погиб.
937
13 сентября 1969
MiG-19РМ, по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html
4 сентября 1957
MiG-19S, был потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244818 и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот капитан Илия Йорданов Еленски катапультировался.
14 февраля 1961
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот ст. лейт. Димитър Мацов Митев погиб.
23 июня 1962
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/244862 и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm разбился после столкновения в воздухе с другим MiG-19, который успешно приземлился. Пилот младши лейт. Стоян Георгиев Колев катапультировался.
27 июня 1962
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот капитан Румен Христов Николов погиб.
17 апреля 1963
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот капитан Георги Димитров Стоянов катапультировался.
1 апреля 1964
MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот старши лейтенант Ганчо Иванов Ганчев погиб.
18 ноября 1964
MiG-19РМ, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот майор Георги Георгиев Генов погиб.
3 апреля 1968
MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот лейтенант Христо Георгиев Лазаров катапультировался.
25 апреля 1969
MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа MiG-19. Пилот майор Спас Тодоров Шиндаров погиб.
25 апреля 1969
MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа MiG-19. Пилот лейт. Найден Николов Найденов погиб.
22 ноября 1969
MiG-19РМ, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот капитан Чавдар Георгиев Апостолов катапультировался.
27 ноября 1971
MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm . Пилот ст. лейтенант Здравко Христов Величков катапультировался.
8 октября 1974
MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244797 . Пилот ст. лейт. Валентин Стоилов Костов погиб.
Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1957 г. по 1975 г. ВВС Болгарии потеряли минимум 27 машин с точной датой потери. Известно о минимум 16 бортовых номерах потерянных самолетов.
По данным http://www.easternorbat.com/html/bulgarian_fighter_unit_in_70s_.html было получено 58 самолетов, в авариях было потеряно 28 машин или 48,2%. Вполне вероятно также, что некоторые самолеты были списаны после наземных аварий или происшествий, поэтому-то в таких случаях и нет сведений о пилотах.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig6.htm#mig-19s с 1959 г. было поставлено 58 или 59 самолетов типа MiG-19РМ/S.
Сведения http://www.worldairforces.com/Countries/bulgaria/bul.html или https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран не позволяют определить хотя бы даже приблизительное количество поставленных самолетов. Сплошная путаница и чехарда. По данным https://en.topwar.ru/60233-istoriya-vvs-bolgarii-chast-3-poslevoennyy-period-i-sovremennost.html было поставлено 24 самолета типа MiG-19S.
По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results имеются сведения о 27 бортовых номерах машин типа MiG-19S и 34 бортовых номерах машин типа MiG-19PM.
По данным http://forums.airforce.ru/matchast/5291-mig-19-ekspluataciya-reestr-opisanie-2/ за время службы в 21 авиаполку из 36 машин типа MiG-19S с 1958 г. по 1971 г. было потеряно 10 самолетов, но все это было известно и раньше, да и цифры эти в принципе не окончательные, а показывают только то, что лежит на поверхности.
Использовалась книга https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html .
Таблица №2
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Венгрии:
По всем известным данным в 1969 г. в ВВС Венгрии было поставлено 12 самолетов типа MiG-19РМ. Потери составили всего три машины.
Таблица №3
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС ННА ГДР:
Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1957 г. по 1975 г. ВВС ННА ГДР потеряли 12 машин. Собственно говоря, пришло время четко определить количество утраченных самолетов. А то и ранее в различных источниках мелькала, да и сейчас подается весьма разносторонняя информация о количестве потерь немецких Миг-ов. Немцы стоят на девяти разбитых машинах, в Wiki стоит цифра в 11 потерянных машин. Американцы из forgottenjets пишут свое мнение. Вот такой вот подход к количеству потерь вообще не должен иметь права на существование, поставлено-то было всего ничего, и такой разброс в цифрах.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/germany/egr.html , http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://en.wikipedia.org/wiki/Mikoyan-Gurevich_MiG-19#Former_operators с 1959 г. было поставлено 12 машин типа MiG-19РМ и 12 машин типа MiG-19S.
По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран с 1959 г. было поставлено 12 машин типа MiG-19РМ и 12 машин типа MiG-19S. По этим же данным в различных происшествиях было потеряно 11 самолётов, в т.ч. четыре типа MiG-19РМ и семь типа MiG-19S, причем шесть из машин типа MiG-19S были потеряны в летных происшествиях и один разбит на рулежке.
По данным https://acesflyinghigh.wordpress.com/2015/11/08/combat-jets-of-the-east-german-air-force-1956-to-1969-the-early-days/ со ссылкой на немецкий источник http://www.ddr-luftwaffe.de/ было потеряно в авариях всего девять самолетов, в т.ч. четыре типа MiG-19РМ и пять типа MiG-19S.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/germy-east/af/eger-af-all-time.htm с 1957 г. было вообще поставлено 40 машин типа MiG-19SF, 12 машин типа MiG-19S, 12 машин типа MiG-19PM, одна машина типа MiG-19PFM и неустановленное количество машин типа MiG-19PF.
По данным https://scramble.nl/database/military/dr#results имеются сведения о 28 бортовых номерах у машин типа MiG-19, в т.ч. б/н 291,502,643,733. Более нигде не сообщается о наличии в составе ВВС ННА ГДР самолетов типа MiG-19 с такими б/н.
Таблица №4
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Польши:
б/н
дата потери
примечания
725
в 1959
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html после аварии в Модлине получил индекс DBR (Damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит). Точная дата аварии неизвестна. По данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r в 1959 г., но после 22 июля, с этим самолетом произошла авария. Из-за отказа системы управления в полете самолет деформировался. Пилот Роман Операц благополучно приземлился.
727
2 августа 1966
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html , и https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r , пилот погиб.
729
17 июня 1970
По данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r пилот погиб. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html дата потери неизвестна.
734
Потерян по данным http://www.wydawnictwostratus.pl/assets/PDF-Polskie/PW-24wkladka.pdf
739
30 июня 1960
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html после аварии при посадке в Модлине получил индекс DBR (Damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит). По данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r пилот получил ранения.
902
Потерян по данным www.worldmilitair.com/serials .
904
20 июня 1966
Потерян по данным https://terenowy.photo.blog/2017/01/06/incydent-z-mysliwcem-pod-luleminem/ и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html . Возможно был потерян в один день с б/н 907, но вероятнее всего был потерян в другое время. По состоянию на 2017 г. сами поляки не могут разобраться, какой самолет был утрачен, б/н 904 или б/н 907.
906
15 сентября 1962
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html , https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r и https://aviation-safety.net/wikibase/245063 . По данным https://aviacrash.ucoz.ru/index/katastrofy_v_vvs_polshi/0-9 это случилось 15 сентября 1961 г. Пилот погиб.
907
20 июня 1966
по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r .
910
20 июля 1966
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r после аварии на земле в Слупске получил индекс DBR (Damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит).
1009
27 марта 1973
По данным https://aviacrash.ucoz.ru/index/katastrofy_v_vvs_polshi/0-9 и https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r . По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html это случилось 28 марта 1972 г. Пилот погиб.
1012
16 июня 1967
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r после аварии на земле получил индекс DBR (Damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит).
1015
22 января 1971
Потерян по данным http://www.wydawnictwostratus.pl/assets/PDF-Polskie/PW-24wkladka.pdf
1023
Потерян по данным www.worldmilitair.com/serials
1029
10 марта 1962
Потерян по данным http://www.wydawnictwostratus.pl/assets/PDF-Polskie/PW-24wkladka.pdf
4 декабря 1974
По данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r потерпел аварию при посадке в Слупске, из 28Plm.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/poland/af2/pol-af2-all-time.htm с 1958 г. было вообще поставлено 24 машины типа MiG-19P и неустановленное количество машин типа MiG-19PМ.
По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран с 1958 г. было поставлено 12 машин типа MiG-19Р и 13 машин типа MiG-19РМ.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Mikoyan-Gurevich_MiG-19#Former_operators и http://lotnictwo.net.pl/10-lotnictwo_wojskowe/64-spis_statkow_powietrznych_wojska_polskiego/70-mig_19/ с 1957 г. было поставлено 24 машины типа MiG-19Р и 12 машин типа MiG-19РМ.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Retired_aircraft_of_the_Polish_Air_Force с 1957 г. было поставлено 24 машины типа MiG-19Р и 11 машин типа MiG-19РМ.
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html имеются сведения на 24 бортовых номера самолетов типа MiG-19РМ, 44 бортовых номера самолетов типа MiG-19Р и на 8 бортовых номера машин типа MiG-19S.
По польским данным https://muzeumlotnictwa.pl/zbiory_sz.php?ido=63&w=a было получено 33 самолета типа MiG-19РМ и MiG-19Р. По польским данным http://www.kagero.pl/index.php?option=com_content&view=article&id=424:mig-19pm&catid=95&Itemid=688 было получено 14 самолетов только типа MiG-19РМ.
По данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r четыре польских пилота погибли во время службы в авариях. В двух случаях это была определенно человеческая ошибка, в одном отказ двигателя и один случай, неизвестный по сей день. В трех других авариях летчики выжили. В двух из них жизнь пилоту спасло катапультируемое кресло, а в третьем летчик совершил посадку. Опять же, исходя из польских данных на сегодня, можно смело говорить о том, что аварий было как раз больше, чем семь. По польским данным https://gdziewojsko.wordpress.com/ было получено 24 самолета типа MiG-19Р и 11 MiG-19РМ.
Есть сведения о стоящих на вооружении самолетов типа MiG-19 польских ВВС по данным https://www.polot.net/pl/mikojan_i_guriewicz_mig_19_1957r .
год
примечания
1959
33 стояло на вооружении
1961
33 стояло на вооружении
1966
30 стояло на вооружении
1967
27 стояло на вооружении
1968
26 стояло на вооружении
1969
26 стояло на вооружении
1970
26 стояло на вооружении
1971
25 стояло на вооружении
1972
23 стояло на вооружении
1973
23 стояло на вооружении
1974
21 стояло на вооружении
1975
21 стояло на вооружении
1976
18 стояло на вооружении
Ну что же. Если принять во внимание, что реально потери составили 15 машин из 33 поставленных, то это будет выглядеть вполне правдоподобно. В 2018 г. вышла польская книга Polish Wings No. 24 Mikoyan Gurevich MiG-19P & PM, MiG-21F-13, возможно, что там более подробно написано о польских утратах.
Подводя итоги, можно сказать, что мнения, в т.ч. польских товарищей, разделились. Кто-то утверждает о поставке именно 33 самолетов с б/н 720,724,725,726,727,728,729,730,739,904,905,906,907,908,909,910,911,912,913,914,915,916,
917,1008,1009,1010,1011,1012,1020,1021,1022,1023,1024. Оппоненты из http://lotnictwo.net.pl доказывают, что поставленных машин было 36, в т.ч. с б/н 721,723,724,726,727,728,729,730,732,734,736,739,902,904,905,906,908,909,910,911,912,914,
916,917,1007,1008,1011,1012,1015,1017,1018,1021,1023,1024,1025,1029.
На 10 января 2022 г. известно, что за время эксплуатации ВВС Польши потеряли минимум 15 машин с известными б/н. Да, по определению точных дат потерь еще есть вопросы, на сегодня известно минимум о 12 датах, когда можно что-то сказать об утрате самолета. По ситуации с авариями машин с б/н 904 и 907, возможно, что какой-то самолет был разбит в другой день, не 20 июня 1966 г., но вот то, что обе этих машины были потеряны в авариях, это сомнений не вызывает.
Таблица №5
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Румынии:
На 10 января 2022 г. известно, что за время эксплуатации с 1958 г. по 1974 г. ВВС Румынии потеряли минимум восемь машин. На самом же деле разбившихся самолетов может быть немного больше.
По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран с 1959 г. было поставлено 15 машин типа MiG-19Р и 45 машин типа MiG-19РМ.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/user/every/all-time-aircraft-used-list-romanian-air-force.htm с 1958 г. было поставлено 17 машин типа MiG-19Р и 10 машин типа MiG-19РМ.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Mikoyan-Gurevich_MiG-19#Former_operators с 1958 г. было поставлено 16 машин типа MiG-19Р и 10 машин типа MiG-19РМ.
По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html имеются сведения на 45 самолетов типа MiG-19РМ с б/н 016 по б/н 060 и на 24 бортовых номера машин типа MiG-19Р.
Таблица №6
Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Чехословакии:
Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1958 г. по 1972 г. ВВС Чехословакии потеряли минимум 51 машину, включая сюда самолет с б/н 1047. Это только те самолеты, у которых был определен бортовой номер.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/czech/af2/czech-af2-all-time.htm с 1958 г. было поставлено 26 машин типа MiG-19Р, 40 машин типа MiG-19РМ и 103 машины типа MiG-19S.
По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран с 1958 г. было поставлено 27 машин типа MiG-19Р, 33 машин типа MiG-19РМ и 103 машины типа MiG-19S.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Mikoyan-Gurevich_MiG-19#Former_operators было поставлено 183 самолета MiG-19Р/РМ/S.
По данным https://www.scramble.nl/database/military/cs#results имеются сведения на 26 бортовых номеров самолетов типа MiG-19Р, 41 бортовой номер самолетов типа MiG-19РМ и на 117 бортовых номеров машин типа MiG-19S. Итого есть сведения на 184 машины.
По чешским данным https://www.valka.cz/Ceskoslovensko-c513402 , https://www.valka.cz/Ceskoslovensko-c513400 и https://www.valka.cz/Ceskoslovensko-c513418 имеются сведения на 24 бортовых номера самолетов типа MiG-19Р, 43 бортовых номера самолетов типа MiG-19РМ и на 117 бортовых номера машин типа MiG-19S. Итого есть сведения на 194 машины.
Уголок неба. 2022