самолет типа MiG-21R был списан
после жесткой посадки, так что летчика этой машины нет в списках тех, кто
катапультировался или погиб, дата потери неизвестна
х/х/1971
летчик Васил Василев погиб, cсгорел на
земле в
MiG-21PF
7 июня 1971
капитан
Николай Георгиев Ринков катапультировался
3 ноября 1971
ст.лейтенант Иван Митков Лозанов погиб
13 января 1973
ст.лейтенант
Васил Иванов Сотиров катапультировался
14 июля 1973
подп-к Стефан
Йотков Петков катапультировался
7 декабря 1973
ст.лейтенант Стойчо Христо Севдалов
катапультировался
27 июля 1974
подп-к Дмитътр
Димитров Колев катапультировался
26 августа 1974
подп-к Иван
Златанов Готев катапультировался
21 июня 1977
ст.лейтенант Рангел Василев Николов погиб
6 апреля 1979
лейтенант Рашо
Христо Радков катапультировался
5 сентября 1979
капитан Петко Ангелов Петков и лейтенант Александър Чавдаров Боянов погибли
17 сентября 1980
лейтенант
Диньо Иванов Петков катапультировался
10 декабря 1980 или 10 декабря 1981
капитан Иван Антонов Георгиев погиб
15 августа 1981
майор Митко
Тодоров Димов и капитан Валентин Аспарухов Александров катапультировались
х/х/1982
самолет типа MiG-21US был списан после жесткой посадки, так что
летчиков этой машины нет в списках тех, кто
катапультировался или погиб
26 мая 1982
лейтенант Георги Николов
Тошев катапультировался
6 мая 1983
майор Георги Любенов Йовчев
погиб
2 июня 1983
ст.лейтенант Иван Николов Рахов и
ст.лейтенант Михаил Илиев Бончев погибли
27 января 1984
лейтенант
Георги Николов Попов катапультировался
14 апреля 1984 или 17 июня 1984 или 14 июля 1984
лейтенант
Марин Панайотов Начев катапультировался
22 или 30 октября 1984
майор Игнат
Христо Начев катапультировался
19 марта 1985
п-к Иван
Райков Тодоров и лейтенант Ангел Иванов Георгиев катапультировались
По данным
http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm
летчик катапультировался при аварийной посадке самолета типа МiG-21F-13. Очевидно, что
здесь ошиблись с типом машины, т.к. самолет с б/н 66 типа МiG-21MF с 1983 г. числился в 21 ИАП в Узундиево, а машин типа МiG-21F-13 в 21 ИАП никогда не было,
числились эти машины в 19 ИАП в Граф Игнатьево.
По данным
http://airwar.ru/history/locwar/europe/mig21bulg/mig21_bulg.html за всё время эксплуатации, в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4
МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.
По данным
https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig3.htm#mig-21bisS за всё время эксплуатации, в авиакатастрофах было потеряно 40 истребителей: 3
МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 3 МиГ-21Р, 2 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Истоки этой информации идут из 199-х гг., вполне
вероятно, что данные по типам потерь могут быть изменены, исходя из сегодняшних сведений.
Также по данным
http://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm
один из трех самолетов типа МиГ-21Р и один самолет из двух типа МиГ-21УС
были списаны после жестких аварийных посадок.
По данным на
30
мая 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время
эксплуатации с 1963 г. по 2015 г. ВВС Болгарии потеряли уже
минимум 44 самолета MiG-21 всех
типов, в т.ч. 30 боевых машин и 9 учебно-боевых машин с точной датой потери
и именами летчиков. Также известно об одном потерянном в 1982 г.
самолете типа
MiG-21US и двух потерянных в 1988 г. и 1991 г. двух боевых
машинах из состава 21 ИАП. Также известно об одном
списанном после аварийной посадки самолете типа MiG-21R
из состава 26 РАП, дата потери которого пока неизвестна. Также известно об одном
сгоревшем на земле в 1971 г. самолете типа MiG-21PF.
Известно
также о минимум 37 бортовых номерах
потерянных самолетов. Погибло уже не 25
болгарских летчиков, а 28, имена всех
на сегодня известны. Пока
надо признать, что болгарские источники грешат неточностями в определении типов потерянных машин.
По данным нескольких источников, в т.ч. и
https://scramble.nl/database/military/bg#results,
самолет типа MiG-21MF с б/н 51 был
списан именно в 1988 г. Если это действительно так, то 26
мая 1982 г. был потерян совсем другой самолет из состава 18
ИАП, благо и кандидатов хватает.
например б/н 226 или б/н 227.
Как менялось количество потерь с течением времени? По данным
http://www.airwar.ru/history/locwar/europe/mig21bulg/mig21_bulg.html за 2009 г. в потерях МиГ-21 ВВС Болгарии числилось 38 самолетов. По данным
https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig3.htm#mig-21f за 2005 г. в потерях МиГ-21 ВВС Болгарии числилось 40 самолетов, из них две машины были
списаны после аварийных посадок. По данным
http://www.take-off.ru/item/2114-bolgariya-proshchaetsya-s-mig-21 за 2016 г. было потеряно в авариях и катастрофах или уничтожено в результате пожаров на
земле уже 42 самолета. Так вот, вопросы к количеству разбитых МиГ-ов еще остались
и их много. Например, по данным
https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 в 1988 г. в катастрофе болгарского
МиГ-21 погиб пилот
Валери Димов Бондаков, а в 1991 г. в катастрофе другого болгарского МиГ-21 также погиб пилот Шидер Христов Думанов. Самолеты эти были приписаны к 21 ИАП в
Узундиево. Сведения эти болгарские и естественно неофициальные, но проверять-то
их все равно надо было, вдруг что-то да
всплывет более детальное. Необходимо
признать, что информацию по этим двум погибшим летчикам предоставили люди,
досконально знающие о 21 ИАП в Узундиево. Они там все
служили, каждый в свое время, поэтому вероятность ошибки самая что ни есть
минимальная. До сих пор нет точных данных о машинах
типа MiG-21R. Да, по данным
https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm есть несколько самолетов, у которых не определена модификация, возможно, что погибший MiG-21R
находится среди этих машин. Вероятнее всего, потери самолетов МиГ-21 ВВС Болгарии не ограничиваются 44 машинами, и в будущем возможна корректировка потерь в
сторону увеличения. По крайней мере уже сегодня только с трудом возможно впихнуть все известные потери в 44 потерянных МиГа, вырисовываются совсем другие цифры.
Да и количество погибших пилотов тоже может вырасти на несколько человек.
Если ранее говорилось о наземных пожарах, в результате которых был списан может
быть один самолет или были списаны несколько самолетов, то количество потерь
также может вырасти. Также ранее не было полных данных по потерям самолетов типа
MiG-21PF. Считалось, что было потеряно
четыре такие машины, но были известны
только три точные даты аварий и катастроф. Это
28 июня 1966 г., 9 августа 1968 г. и 7 июня 1971 г. А где
находился в списке потерь четвертый самолет этого типа?
Болгары настаивали, что именно эта машина была потеряна в 1971 г.
во время взлета с
АВБ Доброславцы, при этом погиб летчик Васил Василев. Теперь это
учтено, и, вероятнее всего, именно только одна эта машина считалась сгоревшей на
земле, других-то и не было от слова совсем.
Почему ранее по потерям болгарских Мигах
фигурировали совсем другие цифры? Естественно,
это была не попытка приуменьшить свои потери,
исходя из каких-то ведомственных интересов.
Всего-навсего, это была констатация
аварийности с опиранием именно на те данные, которые имелись
в начале 199-х гг., других тогда и не было.
Соблюдение секретности тоже никуда не девалось в то ранешнее
время. А сегодня все тайное и неизвестное выплывает
наружу и потерь заметно прибавляется.
Н
еобходимо
также разобраться с самолетом типа MiG-21M c
б/н
404. Когда он разбился? Фигурируют даты потерь и 14 апреля
1984 г., и 17 июня 1984 г., и 14
июля 1984 г. В двух случаях числится, что катапультировался
лейтенант
Марин Панайотов Начев из состава 21
ИАП в Узундиево. Это к вопросу о достоверности информации,
есть один разбившийся МиГ-21М и есть целых три возможных
даты его падения. Так не должно быть.
А вообще откуда взялась цифра в 38
потерянных болгарских Мигов? 10
февраля 2002 г. это было опубликовано
в статье Робина Полдермана
https://www.arrow-aviation.nl/bvvs_mig21.html.
Вот оттуда и пошла гулять информация о болгарских
потерях. Кстати, потерянный 16 мая 2003 г. самолет типа
MiG-21bis с б/н 362 в это
количество уже не входил, а цифра 38 с тех пор стала жить
своей отдельной жизнью.
Таблица 3.
Потери только учебно-боевых самолетов типа МиГ-21УМ/УС
Потерян по данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html и
https://www.arrow-aviation.nl/bvvs_mig21us.html, по этим данным пилоты погибли. Но в Болгарии в 1985 г. пилоты УБС
гибли только 17 декабря 1985 г. Вполне вероятно, что
просто-напросто был перепутан тип УБС. С учетом большого количества неточностей
в этих источниках, объяснимых недостаточностью информации на то время, ничего
серьезного в этом нет.
Вероятнее всего произошла путаница с б/н 31. Да, самолет с
б/н 33 был потерян, но только в другое время. Есть кандидаты из 1979 и 1981 гг. Самолет числился в 19 ИАП в Граф Игнатьево.
Согласно
иностранным сведениям, а не только болгарским,
опубликованным на начало 2000-х гг., было принято
считать, что потеряно именно 8 машин типа МiG-21UМ и две машины типа МiG-21US. Все даты
потерь самолетов типа МiG-21UМ и имена летчиков на сегодня установлены. Да, есть вопросы по бортовым номерам, но только не к датам аварий. Что касается потерь машин типа
МiG-21US, то на сегодня известно следующее: один самолет, вероятно с б/н 04, был списан после аварийной посадки в 1982 г. и один самолет, вероятно с б/н 02,
разбился в 1985 г. По поводу бортовых номеров
возможных потерянных машин типа MiG-21UM. На сегодня нет
сведений о судьбе самолетов с б/н 11,12,16,20,37.
Таблица
4.
Дополнительные сведения о самолетах типа МиГ-21.
дата потери
тип
примечания
7 сентября 1969
PFM
По данным
только https://scramble.nl/database/military/bg#results
был потерян MiG-21PFM с б/н
41, поставленный в 1965 г. Потерей пока не считается. По всем другим данным этот
экс-советский самолет с c/n 940МО10
был передан в ВВС Болгарии только в 1977-78 гг. По данным
https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm
в этот день также не было никаких аварий военных самолетов.
Скажем так, если появятся более весомые детали, то и статистика потерь
изменится.
Потерян только по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results, вполне
могли перепутать с самолетом типа MiG-21F-13 с б/н 519, который разбился 11 апреля 1985 г. Потерей не считается.
Что изменилось в версии статьи 2.0?
В целом увеличилось количество потерь, до
44. Появились
точные даты потерь самолетов с б/н 51 и 70. Появились
сведения, что 28 января 1992 г. был потерян самолет с б/н
33, а не б/н 31. Сразу же возник вопрос, а что с датой
потери б/н 31? Так то есть две даты 5 сентября 1979 г. и 15
августа 1981 г., когда были потеряны машины типа МiG-21UM.
Появились сведения, что 6 мая 1983 г. был потерян самолет с
б/н 72, а не б/н 71.
Появились точные данные о бортовых номерах двух
самолетов типа МиГ-21Ф-13, потерянных 13 января и 14
июля 1973 г. Выяснилось, что самолет типа МиГ-21Ф-13 с б/н
521 нельзя считать потерей, т.к. только в 1988 г. эта машина
была выведена из состава ВВС.
Появились более точные сведения о трех погибших летчиках. Я
думаю, что еше через год-два появятся
новые данные по болгарским Мигам. Впереди очень много
работы, в будущем же обязательно будет корректировка и по
датам, и по бортовым номерам, и по количеству потерь,
возможно.