Вопросов по французским военным Пумам вроде-бы никогда не было. Проблема в том, что ежегодный мониторинг ситуации по потерям он был просто необходим. Мало-ли что вылезет за прошедшее время. Использовались в т.ч. сведения http://aviation-safety.net/wikibase/type/PUMA, https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://www.helis.com/database/modelorg/French-Army-Puma/cn
Таблица 1 .
б/н |
дата потери
|
примечания |
1031 |
22 октября 1974 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73207 |
1034 |
12 февраля 1976 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73206 |
1043 |
17 декабря 1996 |
Списан по данным http://aviation-safety.net/wikibase/61096.
По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results, https://www.rotorspot.nl/product/sa341.php по состоянию на ноябрь 2009 г. машина имела индекс i/a (инструкционный корпус). |
1079 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa341.php. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results в июле 2005 г. машина имела индекс dum (dumped-в виде металлолома). |
1108 |
25 сентября 1983 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73287. |
1115 |
27 января 1987 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73288. |
1117 |
6 декабря 1973 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, http://aviation-safety.net/wikibase/73150, https://scramble.nl/database/military/fr#results |
1123 |
11 сентября 1991 |
Списан по данным https://scramble.nl/database/accident#results. По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php машина имеет индекс dbf (destroyed by fire-уничтожен огнем, сгорел, уничтожен при пожаре). По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results по состоянию на май 2017 г. машина имела индекс sto (stored-на хранении в Montauban). Есть фото https://www.helis.com/database/cn/19191/ от 20 мая 2015 г. в Бельгии на учениях. Может был в ремонте после аварии 11 сентября 1991 г.? Пока числится как потеря, но очень даже подозрительная такая потеря. |
1131 |
28 июня 1995 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73080. |
1137 |
24 мая 1976 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73205. |
1151 |
18 декабря 1976 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://www.helis.com/database/cn/19215/ и http://aviation-safety.net/wikibase/73081. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results стоит дата потери 18 декабря 1996 г., но это просто опечатка. |
1159 |
18 августа 1977 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и http://aviation-safety.net/wikibase/154694. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results дата потери неизвестна. |
1210 |
13 июня 1990 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73082. |
1220 |
21 ноября 1985 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/46580. |
1221 |
20 октября 1978 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73209. |
1247 |
18 апреля 2006 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73084. |
1259 |
4 июля 2003 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73083. |
1267 |
|
По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa341.php списан, дата потери неизвестна. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования). |
1346 |
8 сентября 1986 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/46785. |
1354 |
20 сентября 1989 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/46684. |
1362 |
4 апреля 1987 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/46772. |
1403 |
в апреле 1999 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php и http://aviation-safety.net/wikibase/73144. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results в июле 2005 г. машина имела индекс dum (dumped-в виде металлолома). По данным https://scramble.nl/database/accident#results списан в 2000 г. |
1427 |
22 октября 1996 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results |
1432 |
1 августа 1978 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73204. |
1518 |
26 августа 1989 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/73264. |
1662 |
2 мая 2017 |
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php. По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results и http://aviation-safety.net/wikibase/220862 был серьезно поврежден. |
|
6 апреля 1976 |
По данным http://aviation-safety.net/wikibase/208974 вертолет типа Пума потерпел катастрофу в департаменте Вар, погибло пять человек. Вертолет с б/н 1079? Или с б/н 1267? |
По данным http://www.airvectors.net/avpuma.html в ВВС Франции было поставлено 37 вертолетов, а в армейскую авиацию 130 вертолетов.
По данным http://www.aeroflight.co.uk/country/start/france.htm в ВВС Франции было поставлено 33 вертолета, а в армейскую авиацию 136 вертолетов.
По данным https://www.helis.com/database/country/FR/ в ВВС Франции было поставлено 38 вертолета, а в армейскую авиацию 150 вертолетов. По данным https://www.helis.com/database/modelorg/Armee-de-l-Air-Puma/cn и https://www.helis.com/database/modelorg/French-Army-Puma/cn имеются данные на 189 бортовых и серийных номеров вертолетов типа Пума, без учета предсерийных машин. Но один предсерийный б/н 07 учтен как б/н 1196.
По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php имеются данные на 188 бортовых и серийных номеров вертолетов типа Пума, без учета предсерийных машин. Почему-то сюда не вошел вертолет с б/н 1382. Предсерийный же б/н 07 также учтен как б/н 1196.
По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results имеются данные на 198 бортовых и серийных номеров вертолетов типа Пума, в т.ч 195 предсерийных, бортовых и серийных номеров вертолетов типа SA330B Пума для ВВС/Arme de l'Air и армейской авиации/ALAT и один вертолет типа SA330L с б/н 1240.
Вот что имеем по потерям на сегодня.
Если принять существующие сведения о точной дате потери вертолетов за достоверные, то получается, что на 25 апреля 2023 г. нам известно о минимум 24 потерянных Пумах армейской авиации и ВВС Франции, без учета б/н 1123. Также имеется две машины с неизвестными датами потерь, но у которых известен бортовой номер. Это б/н 1079 и 1267.
Потери по данным http://aviation-safety.net/wikibase/type/PUMA составляют 23 вертолетов типа SA330 Пума, включая б/н 1662. Сюда не входит вертолет с б/н 1123.
Потери по данным https://scramble.nl/database/military/fr#results и https://scramble.nl/database/accident#results составляют 25 вертолетов с известными бортовыми номерами, которые потерпели аварии или катастрофы, многие были списаны сразу, а некоторые до сих после аварий имеют индексы i/a, wfu, sto. Сюда не входит вертолет с б/н 1123.
Потери по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php составляют 26 вертолетов. Сюда не вошел вертолет, потерянный 6 апреля 1976 г., но зато учтены как списанные четыре вертолета с б/н 1079,1123,1267,1662, которых может не быть в списке потерь по сведениям http://aviation-safety.net и https://scramble.nl.
Вот такая вот ситуация творится на 25 апреля 2023 г. Если собрать все доступные на сегодня сведения открытых источников по бортовым номерам и датам, то потери включают 26 французских Пум, при этом уровень потерь составляет 13,8% из 188 серийных машин, поставленных в ВС. Если же сравннть с англичанами, то ВС Великобритании потеряли 18 вертолетов типа Пума, уровень потерь здесь составляет 34% из 53 поставленных.
Уголок неба. 2023