Этот перевод обобщенных данных в источнике https://www.afahc.ro/ro/afases/2017/9-AF-CiucaOliver,StefanCarmen,ObrejaSerjiu,CretuNicolae.pdf показывает количество потерянной авиационной техники в период с 1950 г. по 2014 г. Коллектив румынских авторов в составе Oliver Ciuica (сотрудник Академии ВВС в Брашове), Carmen Stefan (сотрудник ГШ ВВС Румынии в Бухаресте), Serjiu Obreja, Nicolae Cretu (сотрудник Румынской Авиационной Академии в Бухаресте) в 2017 г. опубликовали свои исследования в докладе «Romanian Air Force Aviation Occurences». Эти румынские товарищи работали в очень серьезных военных структурах и имели доступ к специфической информации по состоянию на 2017 год.
Таблица 1
Обобщенные данные по потерям.
Наименование
Поставлено
Уничтожено
Погибло человек
Ан-2
26
1
4
Ил-28/Н-5
28
8
11
Ми-8/17
41
5
9
МиГ-15/S-102
470
84
58
МиГ-17
24
5
3
МиГ-19
27
11
7
МиГ-21
350
86
46
МиГ-23
46
7
1
МиГ-29
21
4
3
Як-18
20
2
2
Як-23
62
15
3
Як-52
24
2
1
L-29 Дельфин
52
7
5
L-39 Альбатрос
32
1
2
IAR-93 Орел
86
11
2
IAR-99 Cокол
28
8
3
IAR-316 Алуэтт-3
127
15
16
IAR-330 Пума
106
28
35
IAR-823
58
4
8
Нет особого смысла тщательно перепроверять эти цифры. Но несколько моментов просто необходимо отметить:
1. По состоянию на 1 августа 2024 г. общее количество поставленных машин типа МиГ-15/S-102 составляло уже 514 единиц. Доказана потеря минимум 95 таких самолетов, у которых известен бортовой номер. Очевидно, что составители доклада опирались на ранее доступную информацию и не учли какой-то партии поставленных машин. Что получается? Не учли еще 44 поставленных самолета, из которых было потеряно не менее 11 единиц. Тут-то как раз все объяснимо.
4. По абсолютно всем базам данных из 28 поставленных машин типа IAR-99 было потеряно именно 7 единиц, а не 8! Есть информация https://scramble.nl/database/military/ro#results, есть снимки всех этих самолетов по состоянию на сегодня.
5. Есть вопросы по количеству потерянных самолетов типа IAR-93. Почему их 11, а не 9, сведения о потере которых общеизвестны и доказательны? Есть много хорошей информации и фотографий в источнике https://www.targeta.co.uk/craiova_2006.htm, но и там ничего не говорится о потере 11 машин. Вывод один, были аварии или наземные происшествия, после которых машины списывались.
6. Почему в потерях числятся два самолета типа Як-52? Известно, что б/н 17 был потерян в июне 1995 г., при этом погиб один летчик. Какой еще самолет был потерян или списан? Если только речь идет о машине с б/н 03, которая по данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/179057 была потеряна 13 августа 1981 г. Но тогда тоже погиб один летчик.
7. Общеизвестные потери машин типа МиГ-29 составляют три единицы. Откуда взялся четвертый уничтоженный самолет? Какой у него бортовой номер?
8. Общеизвестные потери машин типа Ил-28/Н-5 составляют семь единиц. Откуда взялся восьмой уничтоженный самолет? Какой у него бортовой номер? Но так как большая часть этих машин была отправлена на утилизацию, вполне допустимо, что какой-то самолет был списан после аварии. Вот это все и объясняет.
9. Такая же ситуация и с вертолетами типа Ми-8/17. У авторов в потерях числится пять машин, а официально потеряно было три. Ну допустим, что вертолет с б/н 712, он же б/н YR-EBV, потерянный 17 ноября 1976 г., был записан, как военная машина. Откуда взялся пятый? Его бортовой номер?
10. Так все-таки, сколько самолетов типа МиГ-19 было поставлено? 27 или же 26? Вы уж, ребята, определитесь с этим, а то спор идет до хрипоты и все из-за одной машины.
Немного статистики от авторов доклада. В период с 1950 г. по 2014 г. на вооружении стояло 1628 летательных аппаратов только 19 вышеперечисленных типов. Было потеряно 256 самолетов из 1354 поставленных и 48 вертолетов из 207 поставленных. Тут сразу выскочила непонятка. Сумма 1354+207=1561 самолетов и вертолетов вместе. Не получается никак 1628 летательных аппаратов. Румынская математика, это что-то другое?
В общем-то, можно где-то даже и поспорить с составителями доклада по отдельным цифрам. Вполне возможно, что некоторые сведения до сего времени были из разряда секретных. Авторы в своей работе опираются на ряд недавно опубликованных источников. Так, например, в 2014 г. вышла в свет хорошая книга Алина С. Ионеску https://www.targulcartii.ro/alin-c-ionescu/eroii-erei-reactive-rba-media про погибших летчиков реактивных самолетов ВВС Румынии, начиная с 1952 г. с машин типа МиГ-15. Тоже поди ждала своего часа.
Резюмируя вышесказанное. Составители доклада привели цифры потерянной авиатехники, опираясь, в т.ч., и на ранее недоступные сведения. То, что некоторые эти цифры не бьются с общепринятыми, это как раз не страшно. Вполне допустимо, что какой-нибудь бомбардировщик типа Ил-28 был отправлен на слом как раз после аварии, в т.ч. и наземной. Это же относится как к самолетам типа МиГ-19 и МиГ-21 или же вертолетам типа Алуэтт-3. Главное в другом. Румыны признают все эти потери и не дискутируют по этому поводу. Необходимые изменения, конечно же, будут внесены в соответствующие разделы по учету потерь в ВС Румынии. В будущем возможна корректировка данных, как, например, в случае с самолетами типа МиГ-15/S-102. В 2017 г. количество поставленных машин авторами доклада оценивалось в 470 машин, а в потерях числилось 84 единицы. Пришел 2024 год и что мы видим? Количество поставленных машин оценивается уже в 514 машин, а в потерях числится минимум 95 задокументированных единиц.