Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Румынский счет "холодной войны" |
n Михаил Жирохов |
Угоны румынских гражданских и военных самолетов на Запад в послевоенное время не были столь известны, как, например, угон советского летчика Беленко на МиГ-25, однако, весьма интересны и по своему уникальны. Тем более, что на русском языке материалов не так много.
Первым в череде угонов стал бомбардировщик He-111 H, экипаж которого перелетел на Запад в октябре 1946 года. Причем это была подготовленная операция, проведенная в лучших традициях шпионских романов. Экипаж самолета (два ветерана Второй Мировой войны - Матей Гика-Кантакузино и Рауль Георгиу) угнал самолет во время перелета после капитального ремонта в Каранцебес. Причем к подготовке перелета были привлечены целый круг людей, в том числе Михаил Фраксазану (глава молодежной организации либеральной партии) и представитель британского посольства в Бухаресте Ивор Портер. После того, как летчики получили команду на взлет, самолет прокурсировал по аэродрому и принял на борт вне видимости пункта управления полетами Михаила Фраксазану, его жену и еще одного деятеля антикоммунистического движения - Винтила Братиану. Войдя в югославское воздушное пространство румынский бомбардировщик был перехвачен дежурной парой истребителей и получил многочисленные пулевые пробоины. Однако экипажу удалось на поврежденной машине пересечь Адриатическое море и совершить посадку на военный аэродром Бари. Все пять человек получили политическое убежище, а тот же Фраксазану впоследствии стал видным деятелем оппозиции. Следующим на Запад сбежал экипаж еще одного He-111. 13 марта 1952 года капитан Думитру Питурка посадил свой самолет на аэродроме Белград. Сам Питурка был ветераном Второй Мировой войны - начинал войну на PZL.37. Вместе с ним на борту "Хейнкеля" находились - механик, радиооператор и политрук базы - лейтенант Гинеа. Уже при взлете в машины впрыгнул доктор авиабазы Букур. После взлета машина на малой высоте ушла в сторону Югославии. По бомбардировщику четыре раза открывали огонь зенитчики, однако повреждения были минимальными. Питурка и Букур оставались в лагере для беженцев в Югославии 4 месяца, после чего перебрались последовательно в Триест и Франкфурт. В 1955 году получили американское гражданство. Питурка сменил фамилию на Дан Петерс и работал до самой смерти в 1987 году в банковской сфере. Судьба остальных неизвестна, но все они остались жить на Западе. Дальнейшая судьба самолета неизвестна. В том же 1952 году в Югославии сбежали и два летчика - истребителя. Это произошло 5 июля во время учебного вылета на Bf109 Ga-6 и совершили перелет капитан Георгиу и лейтенант Константин. Оба получили политическое убежище, а самолеты были включены в состав местных ВВС. Однако самым известным стал угон 24 июня 1953 года в Югославии реактивного истребителя Як-23. Эта история требует отдельного рассказа, к которому я надеюсь, мы еще вернемся, а пока немного фактов. Летчик Михаил Диакону из 135-го истребительного полка получил политическое убежище, а вот самолет вызвал большой интерес у западных специалистов. Машину передали в НИИ ВВС Югославии, где три летчика (капитаны Водопивец, Пребег и Тодорович) выполнили 21 полет, налетав 9 часов. После чего самолет по линии ЦРУ передали в США. Это был очень ценный подарок, так как это был первый советский реактивный истребитель, попавший в руки американцев в неповрежденном состоянии. Советизация Румынии к середине 50-х годов приобрела такие масштабные формы, что вызвала массу протестов среди военных. Одним из таких недовольных был лейтенант Константин Горницу, который подговорил своего товарища лейтенант Трайана Крету из 347-й эскадрильи гидроавиации. На тот момент в составе эскадрильи было 13 устаревших "Хейнкелей" He-114, на которых румынские летчики совершали патрулировании акватории Черного моря. 6 мая 1955 года они были на боевом дежурстве, что позволило им уйти в направлении Турции. Летчики совершили посадку недалеко от Кандры (район Стамбула). Самолет в разобранном виде вернули на родину. А летчиков после необходимой проверки турки направили их в распоряжение ЦРУ в Франкфурт-на-Майне. Тут их планировали использовать в ходе подрывных операций против Румынии. Однако в 1955 году было объявлено об амнистии и Креут через ГДР вернулся домой. Только для того, чтобы быть арестованным (вскоре умер в заключении). Горницу оказался более благоразумным и остался жить в Берлине. В мае 1978 года дошло до угона гражданского самолета. Причем этот поступок совершили два механика, для которых это был первый в жизни полет! Вечером 19 мая Виорель Николае (23 года) и Георге Флореску (25 лет) угнали Britten Norman BN-2-A27 Islander (регистрационный YR-BNK), взяв курс на Германию. После несанкционированного взлета на перехват была поднята пара МиГ-21 из 91-го полка, однако к счастью для беглецов летчики ошиблись и посадили Ан-2 сельскохозяйственной авиации. Более удачным был перехват парой МиГ-21 93-го полка. Летчики смогли выйти на прицельную дальность стрельбы и один даже дал две длинные очереди (пушка у второго отказала). Приняв маневры беглецов за "понимание" посадки на ближайшем аэродроме, летчики развернулись на базу. Тем временем летчики смогли выйти к венгерской границе - причем им тут снова повезло - расчеты зенитной батареи, в прицеле которой они были, не решились стрелять, получив два взаимоисключающих приказа. Венгерские МиГ-21 тоже не решились сбить самолет - их смутил "красный крест", нарисованный на борту. Таким образом, румыны смогли добраться до Австрии и совершить аварийную посадку недалеко от Вены. Австрийские власти самолет вернули, а угонщикам предоставили политическое убежище. Оба уехали в Австралию, где и проживали до самого последнего времени. И наконец последним по времени был угон учебно-боевого Aero L-39ZA "Альбатрос" курсантом третьего курса летной Академии Марианом Смиглевским.
26 сентября 1987 года он вылетел в самостоятельный полет и вскоре покинул зону полетов, направив свой самолет в сторону Болгарии. Поначалу решили, что произошла катастрофа, поэтому дежурная пара МиГов не среагировала на цель, которая "светилась" как "своя". Курсанту удалось без проблем пересечь с севера на юг восточную Болгарию и войти в воздушное пространство Турции. В 20 км от Эдирне летчик совершил посадку прямо на шоссе, при этом был немного повреждена носовая часть и пушечный блок. Весь полет занял 55 минут. Самолет был разобран и возвращен на родину, а вот с летчиком было сложнее - чтобы уберечь его от преследования Анкара заявила, что самолет был найден без летчика. Таким образом, первые пять месяцев курсант находился в стране на нелегальном положении. Затем получил американское гражданство и переселился в Теннесси, где по крайней мере до 2003 года работал в аэропорту McGhee Tyson.
|
|
|