Уголок неба ¦ Авиация НАТО на Балканах

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Авиация НАТО на Балканах
               
         n Валентин Рог, Сергей Бабичев  



Бомбардировка самолетами НАТО Югославии - суверенного государства, члена ООН - началась 24 марта в 23.30 по югославскому времени без санкции Совета Безопасности ООН. Это экстраординарное событие стало ярким свидетельством политического беспредела со стороны НАТО и прежде всего США, стремления Вашингтона к установлению стратегического господства на Балканах, примером насильственного способа продвижения НАТО на востоке от Балтийского до Черного моря под флагом защиты так называемых национальных интересов США. Это стало реальным после распада СССР, когда НАТО уже перестала противостоять равнозначная военная сила - Организация Варшавского Договора (ОВД).

Главное командование объединенными ВС (ОВС) НАТО, возглавляемое американским генералом Кларком, в оперативном плане агрессии (операция "Решительная сила") против Югославии, опираясь на опыт "Бури в пустыне", основную ставку сделало на наступление с воздуха силами ВВС в тесном взаимодействии с ударами с моря высокоточными крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томагавк".

Таким образом, для организации плана агрессии главное командование НАТО создало вначале авиационную группировку (АГ) в составе 460 боевых самолетов, имеющую готовность к боевому вылету не менее расчетной (0,90 - 0,95).

Основу натовской АГ составили самолеты ВВС и ВМС США, в т.ч. шестьдесят четыре F-15 и F-16, десять А-10А, двенадцать F-117А и два В-2А, палубные самолеты; семь стратегических бомбардировщиков В-52Н, каждый из которых способен нести 12 высокоточных авиационных крылатых ракет (ВТО АКР) AGM-86С класса "воздух-поверхность" большой дальности. Каждый стратегический бомбардировщик-"невидимка" В-2А способен за один вылет применить шестнадцать ВТО АКР AGM-129 (или 80,5 тонн неуправляемых авиабомб (НАБ).

Кроме самолетов ВВС США, в состав АГ были включены самолеты Франции (двадцать "Мираж-2000" и пятнадцать "Ягуар"), Италии (восемьдесят "Торнадо"), Германии (четырнадцать "Торнадо"), Бельгии, Дании, Норвегии (двадцать F-16).

С самого начала в состав АГ НАТО были включены и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) - типа "Авакс", и палубные самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) - ЕА-6В. Действия авиагруппировки обеспечивались системами космической навигации и связи, развитой, всесторонне обеспеченной инфраструктурой аэродромной сети ОВВС НАТО, в т.ч. Италии, Германии, Великобритании, а также Албании и Македонии, не являющихся членами НАТО. Самолеты ОВВС НАТО получили свободу действий в воздушном пространстве Болгарии и Румынии.

ВВС Югославии к началу агрессии НАТО имели 238 боевых самолетов и 56 боевых вертолетов. В том числе - шестнадцать МиГ-29, восемьдесят два МиГ-21, пятьдесят истребителей югославского производства "Галеб" и двадцать пять - "Супер-Галеб", сорок истребителей-бомбардировщиков "Орао-2" румынского производства. Основу сил и средств ПВО страны составили: 2000 зенитных орудий, 1000 ПУ ЗРК в основном советского производства (С-75, С-125, С-200, "Куб", "Бук", "Тор"), шестьдесят переносных ЗРК "Игла" и "Стрела".

Согласно нашим расчетам (с учетом коэффициента боеготовности самолетов ОВВС НАТО и ВВС Югославии), количественное соотношение сил авиационных группировок сторон к началу конфликта было порядка 2-2,2:1, а качественное - 4,5-5:1 в пользу НАТО.

Важно также подчеркнуть тот факт, что в ВВС Югославии нет бомбардировочной авиации (БА) - современного высокоманевренного наступательного средства. Это изначально исключало возможность, даже в случае крайней необходимости, нанесения авиационных ударов по объектам агрессора, особенно по аэродромам базирования АГ НАТО.

Одно из решающих преимуществ АГ НАТО перед ВВС Югославии заключалось в том, что все самолеты созданной группировки имели на вооружении различные типы управляемых ракет класса "воздух-поверхность", а также корректируемые авиабомбы (КАБ). Так, например, каждый самолет типа "Торнадо" способен нести до 8 высокоточных ракет АЛАРМ класса "воздух - РЛС".

Основу морской группировки альянса в операции "Решительная сила" составляли корабли 6-го флота США, оснащенные высокоточными КРМБ "Томагавк" с дальностью действия 1600 км.

Все это вместе взятое обусловило реальную возможность ведения авиационной и морской группировками НАТО активных наступательных военных действий (наступательная стратегия), а силами и средствами ВВС и ПВО Югославии - пассивных, ограниченных оборонительных действий (оборонительная стратегия).

Агрессия началась проведением воздушной наступательной операции (ВНО) НАТО. Ее цель - завоевание господства в воздухе путем разрушения (вывода из строя, подавления) сил и средств ПВО; поражение важных военно-промышленных объектов.

В первом массированном авиационно-ракетном ударе (МАРУ) 24 марта 1999 года по объектам Югославии участвовало 200-220 боевых самолетов и вместе с ними 100 КРМБ "Томагавк".

При этом обратим внимание на такой факт: если в первом ударе операции "Буря в пустыне", осуществленной США и их союзниками против Ирака, соотношение самолетов и КРМБ составляло порядка 6:1, то на Балканах оно резко изменилось и стало порядка 2:1. Такое значительное изменение соотношения боевых самолетов и КРМБ - свидетельство усиления роли высокоточного оружия в военных действиях США и НАТО в интересах существенного повышения эффективности наносимых ударов. Этого нельзя не учитывать в развитии отечественных ВВС.

Достоверные результаты как первого, так и последующих МАРУ НАТО по объектам Югославии, не нашли отражения как в югославских, так и в СМИ всего мирового сообщества, а в особенности - в СМИ стран - участниц НАТО. Однако, несмотря на это, можно утверждать с полной достоверностью о таких событиях: - ОВВС НАТО завоевали в небе Югославии господство в воздухе; - с завершением воздушной наступательной операции без всякой временной паузы авиация альянса начала вести систематические боевые действия в тесном взаимодействии с силами ВМС, наносящими удары КРМБ, с целью разрушения (вывода из строя) военных и гражданских объектов в столице Югославии - Белграде, центре Косово - Приштине и в десятках других населенных пунктах Югославии.

Удары авиацией альянса осуществлялись с применением ВТО и неуправляемых авиационных средств поражения (НАСП), как правило, ночью, что является важным свидетельством высокого уровня ночной летной подготовки частей и подразделений из состава ВВС стран НАТО, принимающих участие в войне против Югославии.

В результате авиационных и ракетных ударов разрушены сотни промышленных предприятий, особенно тяжелые потери понесла нефтяная отрасль; дезорганизовано электроснабжение страны; разрушены десятки мостов через Дунай и другие реки; нанесен значительный ущерб военной инфраструктуре, особенно аэродромной и транспортным сетям, создана сложная социальная обстановка в стране; Югославия поставлена на грань сильного "нефтяного голода", что отрицательно сказывается на состоянии ее вооруженных сил; резко нарушена государственная информационная система, особенно телевидение.

Первые недели воздушной кампании не принесли НАТО желаемых результатов. Первоначальный боевой состав АГ оказался недостаточным для выполнения боевых задач. По требованию ГК ОВС НАТО генерала Кларка АГ была усилена сначала на 82 боевых самолета, затем еще на 300. Это требование не вызвало возражения у Пентагона. Таким образом, командованием НАТО был допущен просчет в определении объема задач АГ, а, следовательно, и ее состава в ходе воздушной кампании. Через месяц после начала агрессии состав АГ НАТО потребовалось увеличивать почти в 2 раза. Спустя еще несколько недель, интенсивность систематических боевых действий АГ НАТО возросла более чем в 2,5 раза: со 150-200 до 400-500 боевых самолето-вылетов.

По большому счету, эффективность ПВО Югославии оказалась низкой. Это можно объяснить несколькими причинами: несовершенной для борьбы с современными воздушными целями (самолетами, крылатыми ракетами) техникой ПВО (ЗА, ЗРК конструкции 70-80 годов); недостаточным составом сил и средств ПВО для отражения авиационных ударов, особенно ночных и тем более в условиях сильных радиопомех.

К примеру, по заявлению президента Югославии Милошевича, за три недели агрессии НАТО силами и средствами ПВО и ВВС страны были сбиты 36 самолетов и 119 крылатых ракет. В свою очередь, командование НАТО на тот момент оценивало свои потери в 37 воздушных целей. Если принять эти данные за основу расчетов, то на поражение одной воздушной цели (самолета, КРМБ) ориентировочно приходилось 135-140 самолето-вылетов НАТО (вкупе с пролетами КРМБ).

Новым в применении самолетов-"невидимок" ВВС США в войне на Балканах является то, что впервые получили "боевое крещение" стратегические самолеты В-2. Что касается самолетов F-117A, то они, как и в операции "Буря в пустыне", в войне на Балканах использовались только ночью и, надо полагать, их боевое применение постоянно шлифуется. Вообще, следует подчеркнуть, что военные действия против Югославии послужили своего рода боевым полигоном для проведения широкого круга испытаний высокоточного оружия, авиационной техники, совершенствования применения космических систем навигации и связи. Никто не считался при этом с многочисленными жертвами среди мирного населения Югославии.

К исходу операции "Решительная сила" натовская авиационная группировка насчитывала, по оценкам военных экспертов, 1121 боевых, обеспечивающих и транспортных самолетов на территории Италии, ФРГ, Великобритании, Турции, Франции, а также на континентальной части США. Суммарное число боевых вылетов со стороны Североатлантического альянса составило - по данным НАТО - 35 тыс., по данным МО СРЮ - 25 тыс.

С начала операции до ее приостановки осуществлялось постоянное наращивание авиационной группировки, в основном за счет переброски самолетов с континентальной части США.

По данным МО СРЮ, нанесено 2300 воздушных ударов по 995 объектам. Выпущено более 1000 крылатых ракет, сброшено около 3000 бомб. По информации Пентагона, использовано 23 тыс. бомб и ракет. Максимальная интенсивность действий ОВВС НАТО достигнута 21 мая, когда было произведено 1000 самолето-вылетов, 800 из которых - боевые.

ВВС и ВМС США обеспечили выполнение примерно 50% вылетов на применение оружия и 70% вылетов для решения задач поддержки. На США пришлось 80% выпущенных по СРЮ бомб и ракет. Такое соотношение отражает фундаментальные недостатки ВС государств Европы, не имеющих функционально полного комплекса самолетов, решающих задачи разведки, радиоэлектронной борьбы, переброски войск, дозаправки в воздухе и неспособных вследствие этого вести самостоятельные боевые действия среднего масштаба. ("Независимое военное обозрение", № 25, 1999 г.).

Важнейший вывод из событий на Балканах заключается в том, что необходимо резко повысить возможности Военно-воздушных сил России при решении задач безопасности государства. ВВС призваны стать важнейшим ударным наступательно-оборонительным и основным маневренным видом Вооруженных Сил. Впрочем, это тема уже другого разговора...







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100