В настоящее время на рынке вооружений в жесткой конкурентной борьбе ищут себе «место под солнцем» три европейских истребителя поколения «4+»: французский «Рафаль», совместный продукт Великобритании, Германии, Италии и Испании – EF-2000 «Еврофайтер» и шведский JAS-39 «Грипен». Очень интересно сравнить эти машины, созданные примерно в одно время.
Задача эта в настоящее время объективно не может быть выполнена с достаточно высокой достоверностью из-за отсутствия исчерпывающих данных в связи с тем, что по понятным причинам многие ТТХ засекречены, а те, что опубликованы, зачастую носят рекламный характер. Однако любопытства это не убавляет.
Наверняка, многие подметят, что «Грипен» по массе находится в другой категории и сравнение этих самолетов не совсем корректно. В полной мере осознаю это. Но эти три истребителя одинаково конкурируют между собой в тендерах на поставки боевых машин и потенциальный покупатель выбирает из тех, что могут предложить европейцы в настоящее время.
Массо-габаритные характеристики
Характеристика
JAS 39C
JAS 39E
«Рафаль»
EF-2000
Размах крыла, м
8,38
8,62
10,8
11,28
Длина, м
14,1
15,2
15,27
15,99
Высота, м
4,47
4,72
5,34
5,28
Площадь крыла, м2
30,7
Н.д.
45,7
51,2
Масса пустого, кг
6 820
8 000
10 460
11 150
Нормальная взлетная масса, кг
8 720
Н.д.
15 260
15 500
Макс. взлетная масса, кг
14 000
16 500
24 500
23 500
Запас топлива во внутр. баках, л
3 000
4 360
4 700
4 500
При создании истребителей перед конструкторами ставили разные цели. «Еврофайтер» первоначально задумывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и как перехватчик. Особенно это предназначение ревностно отстаивала Германия. Ее можно понять – она находилась на «прифронтовых» позициях относительно стран Варшавского договора. И надо было что-то противопоставить таким великолепным воздушным бойцам как МиГ-29 и Су-27. Ставилась задача получения высоких маневренных характеристик на дозвуковых и сверхвуковых скоростях. Да и Великобритания традиционно много уделяла внимание перехватчикам. Довольно часто ее королевским ВВС приходилось «перехватывать» российские стратегические бомбардировщики.
Французы также ставили себе целью создание высокоманевренного самолета. Острой нужды в перехватчиках они не испытывали. Вокруг союзники, готовые встретить потенциального общего врага. Им нужен был многофункциональный истребитель с высокими ударными и разведывательными возможностями, способный постоять за себя в воздушном бою. Имперские амбиции Франции никуда не исчезли после распада колониальной империи. Пятая республика ревностно относится к своим бывшим колониям и старается не выпускать их из под своего влияния. Эти страны исправно снабжают Францию природными ресурсами. Для контроля и возможного давления на свои бывшие колонии французам нужна «длинная рука» в виде авианосцев (сейчас в строю правда один единственный остался) и ударных самолетов, способных достигнуть любого уголка своей «империи».
Бюджет страны не мог себе позволить создание нескольких типов самолетов для выполнения всех задач. Поэтому было принято решение создать единый самолет для ВВС и ВМС с высокой степенью унификации, способный базироваться на авианосце. Соответственно для самолета с приоритетом на ударные способности сочли ненужным скорости выше М=1,8, что упростило конструкцию воздухозаборников, которые сделали нерегулируемыми. Большое внимание уделили «стелс» технологиям, которые повышают шансы на выживаемость при нанесении ударов по наземным целям и в воздушном бою.
Швеция – нейтральная страна с высокоразвитой промышленностью, в том числе военной, все послевоенные годы старается, насколько возможно, справляться своими силами в поставках вооружений для собственной армии. Потенциал страны намного ниже таких стран как Великобритания, Германия, Франция, Испания и Италия. Разработка и создание современных самолетов обходится очень дорого. Правительством Швеции после долгих дебатов было принято решение о создании единого многофункционального истребителя, способного заменить стоящие на вооружении страны истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики и самолеты-разведчики. Главная идея «Грипена» - создание самолета с максимальными боевыми возможностями при минимуме затрат. Это позволяло, помимо уменьшения затрат на разработку, надеется на хороший коммерческий успех «Грипена», так как у большинства стран финансовые возможности не позволят эксплуатировать дорогую авиатехнику.
В сравнительном анализе за Швецию будут представлены две модификации – JAS 39C и JAS 39E. Основной модификацией, стоящей на вооружении стран-эксплуатантов является JAS 39C. JAS 39E значительно улучшенная версия самолета, первый полет которой состоялся в 2017 году. На сегодняшний день есть два заказчика – ВВС Швеции – 60 самолетов (с опционом еще на 10) и ВВС Бразилии –36 самолетов.
Теперь перейдем непосредственно к сравнению.
Характеристика
JAS 39C
JAS 39E
«Рафаль»
EF-2000
Количество точек подвески
8
10
14
13
Макс. боевая нагрузка, кг
4 800
6 000
9 500
7 500
Весовая отдача
0,34
0,36
0,39
0,32
Из табличных данных первым делом бросается превосходство «Рафаля» в количестве точек подвески, максимальной боевой нагрузке. Разрыв довольно заметный. Да и по весовой отдаче он в лидерах. Насколько это важно при реальном боевом применении? Максимальная возможная подвеска вооружения, как правило, не используется. Поэтому имеет смысл рассмотреть типовые конфигурации боевой нагрузки.
«Рафаль»
«Еврофайтер»
JAS 39C
Задачи уничтожения высокозащищенных объектов
2 КР SCALP-EG
4 УР MICA
2 ПТБ 2000 л
2 КР KEPD-350
4 УР AIM-120
4 УР IRIS-T
1 ПТБ 1000 л
2 КР KEPD-350
2 УР AIM-120
2 УР IRIS-T
1 ПТБ 1275 л
Задачи непосредственной поддержки войск
6 КАБ
4 УР MICA
2 ПТБ 2000 л
1 конт. DAMOCLES
4 КАБ4 УР AIM-120
2 УР IRIS-T
1 ПТБ 1000 л
1 конт. LITENING II
4 КАБ
2 УР IRIS-T
1 ПТБ 1275 л
1 конт. LITENING II
1 – англичане приводят вооружение 18 УР «Бримстоун» как типовую нагрузку. При реальном боевом вылете, скорее всего, нагрузка будет меньше.
Все три самолета имеют примерно равные возможности при решении типовых задач. Стоит заметить, что «Рафаль» может брать больше топлива в ПТБ. У «Еврофайтера» большая направленность на решение задач против воздушных целей. В западных источниках указывают на значительно меньшие возможности JAS 39C, но как видно из таблицы выглядит он вполне достойно по сравнению с конкурентами и его боевых качеств вполне достаточно для большинства потенциальных стран-импортеров.
По такой характеристике как радиус действия «Рафаль» и «Еврофайтер» имеют хорошие показатели. Так при применении по наземным целям радиус действия «Рафаля» составляет:
- 4 УР MICA, 12 бомб весом по 250 кг и 2 ПТБ 2000 л –1055 км;
- 2 КР SCALP EG, 2 УР MICA и 3 ПТБ по 2000 л – 1850 км.
«Еврофайтера»:
- 2 КАБ по 900 кг и 2 ПТБ по 1000 л по профилю большая-малая-большая высота – 1300 км;
- 2 КАБ по 900 кг, 2 ПТБ по 1000 л и 1 ПТБ 1500 л по профилю малая-малая-малая высота – 600 км.
При использовании в качестве перехватчика радиус действия «Еврофайтера» 1390 км, у «Рафаля» – 1760 км (с 8 УР MICA, 3 ПТБ по 2000 л).
«
Рафаль» в ходе полета в операции «Сервал». Для удара по учебному лагерю мятежников в районе города Гао (Мали) 13 января 2013 года участвовали три Rafale B и один Rafale C. Было сброшено 18 управляемых бомб GBU-12. Время полета составило 9 часов 35 минут, что является национальным рекордом для ВВС Франции. фото:http://lesoufflecestmavie.unblog.fr
«Еврофайтер» может нести три ПТБ – два емкостью 1000 л и один 1500 л, «Рафаль» большее по количеству и емкости – всего до 5 ПТБ (теоретически максимально возможный вариант один ПТБ 3000 л, два по 2000 л и два по 1250 л, реально используется один-три ПТБ), что при примерно равном внутреннем запасе топлива дает преимущество французскому самолету.
Наименьший радиус действия имеет JAS 39С – 800 км. Данный параметр удовлетворяет требованиям ВВС Швеции, а вот для возможных стран покупателей этого не достаточно при наличии сильных конкурентов с более высокими показателями. Этот недостаток устранен на модификации JAS 39E, радиус действия которого составляет 1300 км. В том числе и благодаря этому шведам сопутствовала удача в тендере на поставку многофункциональных истребителей для Бразилии, который выиграл JAS 39E (размеры этой страны довольно большие и требования к времени продолжительности полета и дальности полета соответственные).
26 августа 2019 года совершил свой первый полет бразильский истребитель Gripen E, 39-6001. https://saab.com
Теперь сравним возможности европейских самолетов в качестве истребителей и перехватчиков.
Характеристика
JAS 39C
JAS 39E
«Рафаль»
EF-2000
Максимальное число М
2,0
Н.д.
1,8
2,0
Максимальная скорость у земли, км/ч
1 400
Н.д.
1 390
1 460
Максимальная скорость, км/ч
2 125
2 350
1 910
2 120
Минимальная скорость, км/ч
Н.д.
Н.д.
148
203
Максимальная скороподъемность, м/с
255
Н.д.
305
315
Практический потолок, м
14 000
16 000
16 500
16 765
Максимальная эксплуатационная перегрузка
+9,0/-3,0
+9,0/-3,0
+9,0/-3,6
+9,0/-3,0
Максимальная тяга двигателя, кгс
5 400
6 400
5 000
6 125
Максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс
8 050
9 800
7 500
9 195
Нагрузка на крыло, кг/м2
456
Н.д.
536
458
Тяговооруженность (при нормальной взлетной массе)
0,92
Н.д.
0,98
1,19
По мнению большинства специалистов в этом качестве первенство за EF-2000. «Рафаль» незначительно ему уступает по летным характеристикам. По маневренным характеристикам на дозвуковой и сверхзвуковой скоростях также небольшое преимущество за «Еврофайтером». Радиус установившегося разворота у «француза» немного меньше. Тяговооруженность, максимальная скороподъемность и максимальная скорость выше у «евроистребителя» и по этим параметрам он предпочтительнее в качестве перехватчика и самолета завоевания превосходства в воздухе. Особенно заметна разница в тяговооруженности – 1,19 против 0,98.
Для ведения ближнего воздушного боя на «Рафале» на вооружении ВВС и ВМС Франции стоят ракеты R550 «Мажик» II, на «Еврофайтере» применяются IRIS-T, AIM-9 «Сайдуинтер» и AIM-132 ASRAAM (на экспортных вариантах «Рафаля» тоже могут интегрироваться в систему вооружения AIM-9 и AIM-132 ASRAAM).
Характеристики
R550 «Мажик» II
IRIS-T
AIM-132 ASRAAM
Масса, кг
89
87,4
88 (100)
Масса БЧ, кг
12,5
11,4
10
Тип БЧ
ОФ
ОФ
ОФ
Тип ГСН
ИК
инерциальная +
тепловизионная
инерциальная +
тепловизионная
Минимальная дальность, км
0,3
0,3
0,3
Максимальная дальность, км
15
25
25
Максимальная скорость, М
3,0
3,0
3,5
Максимальная перегрузка, g
30
60
50
Ракеты IRIS-T и AIM-132 ASRAAM более совершенны, чем французские R550 «Мажик» II.
Система наведения AIM-132 обеспечивает:
- пуск за пределами визуальной видимости (режим наведения «захват цели после запуска») с захватом цели на траектории по целеуказанию от инерциальной системы. Также возможен повторный захват цели при ее потере. В этом режиме обеспечивается нанесение удара по цели до начала ближнего воздушного боя;
- пуск в режиме захвата цели ГСН в подвеске под носителем;
- пуск при углах визирования цели более 90° (стрельба "через плечо"). Работа в таком режиме обеспечивается благодаря высокой маневренности ракеты и дает возможность использовать AIM-132 в качестве средства самообороны самолета-носителя.
Ракета IRIS-T также обеспечивает режим пуска «через плечо», способна маневрировать с перегрузками до 60g, разворот в горизонтальной плоскости на 180° УР IRIS-T способна выполнять с радиусом виража вдвое меньшим, чем российская ракета Р-73.
Ракета IRIS-T. Подвижный элемент оптической системы ГСН размещается в двухосевом карданном подвесе и обеспечивает углы визирования до ±90° при угловой скорости линии визирования цели до 60°/с. Такая конструкция головки самонаведения обеспечивает надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования. По мере сближения ракеты с целью система обработки данных строит ее изображение и сравнивает с образами типовых целей (8 ракурсов для каждой цели), заложенными в память процессора. Алгоритм работы ТГСН позволяет нацеливать ракету на наиболее уязвимые участки цели.
Фото: www.ptisidiastima.com
Ближний воздушный бой «Рафаль» с ракетами R550 «Мажик» II с большей вероятностью проиграет. Однако в арсенале французского истребителя есть ракета MICA. Она была разработана в качестве замены ракет средней дальности Matra Super 530D/F и ракет ближнего боя Matra R550 Magic II. Главной особенностью MICA стала ее «универсальность» — возможность применения на средних и малых дистанциях, со способностью маневрирования с перегрузками до 50g. Ракета MICA может быть условно отнесена к ракетам "двойного назначения" - малой/средней дальности. Она превосходит по максимальной скорости (М=4) IRIS-T, но уступает по величине допустимой перегрузки и по минимальной дальности пуска (500 м у MICA против 300 м у IRIS-T), что в ближнем маневренном воздушном бою играет важное значение.
Ракета MICA в двух исполнениях: MICA EM с активной радиолокационной ГСН и MICA IR с биспектральной тепловизионной ГСН, работающей в диапазоне 3-5 и 8‑12 мкм www.ssbcrack.com
Таким образом «Еврофайтер» имеет некоторое преимущество перед «Рафалем» в ближнем бою.
В современном воздушном бою тактика применения истребительной авиации не сводится к ближнему маневренному бою как было, например, во Вторую Мировую войну. При современном техническом оснащении необходимо стремится к более раннему обнаружению противника на больших или средних дистанциях. Кто быстрее и на большем расстоянии это сделает и раньше применит управляемое вооружение «воздух-воздух» за тем и победа в воздушном бою. На обнаружение воздушной цели влияет много факторов: технические возможности РЛС и оптических средств обнаружения, применение средств РЭБ, величина эффективной площади рассеивания (ЭПР) и другое.
На «Рафале» применили больше технических и конструктивных мер по снижению ЭПР, чем на других европейских истребителях. На нем установлена БРЛС RBE2 с ПФАР, обеспечивающая возможность пуска по приоритетным целям восьми УР класса «воздух-воздух» с интервалом 2 с. Система РЭБ «Спектра» западными специалистами признается более совершенной, чем система DASS на «Еврофайтере». Исходя из этого французы рассчитывают на успех в бою на дальних и средних дистанциях.
На «Еврофайтере» стоит «классическая» импульсно-доплеровская РЛС «Кэптор» с механическим сканированием, по характеристикам и помехозащищенности это современная РЛС с высокой скоростью сканирования (считается одной из лучших в мире в своем классе). По дальности обнаружения РЛС Captor превосходит RBE2.
Характеристики БРЛС
JAS 39C
«Рафаль»
EF-2000
Обозначение
PS-05/A
RBE2
Captor
Дальность обнаружения цели типа «истребитель»
120
100-130
160
Число одновременно сопровождаемых целей
8
40
20
Количество одновременно наводимых УР
4
8
6
Зона обзора по азимуту
±600
±600
±600
Оба самолета имеют оптико-электронные системы обнаружения. На «Рафале» стоит система Thomson-CSF OSF с инфракрасным датчиком и тепловизором с длиннофокусной оптикой, скомплексированным с лазерным дальномером с дальностью обнаружения воздушной цели 50 км (телевизионный канал) и 100 км (ИК канал). На «Еврофайтере» установлена пассивная тепловая (инфракрасная) система обнаружения и сопровождения воздушных целей PIRATE, способная обнаруживать цель на удалении до 90 км (по другим данным 150 км).
Для ведения воздушного боя на средних и дальних дистанциях в арсенале «Рафаль» имеются ракеты MICA EM с активной радиолокационной ГСН и MICA IR с тепловизионной ГСН. «Еврофайтер» вооружен ракетой американского производства AIM-120 AMRAAM (в европейских странах согласно справочника Military Balance-2019 на вооружении модификация AIM-120B) с активной радиолокационной ГСН. На обоих самолетах возможно применение управляемой ракеты большой дальности «Метеор».
Ракета MICA превосходит американскую AIM-120B. При меньшей массе она обеспечивает большую дальность применения, имеет намного большую маневренность и может применяться в ближнем маневренном бою. Сейчас на экспорт США предлагает более усовершенствованные варианты AIM-120C-5 и AIM-120C-7. По дальности применения они уже перешли в класс ракет большой дальности.
На законцовке крыла «Рафаля» MICA IR. На двухсекционных элевонах видны пилообразные кромки, служащие уменьшению ЭПР. https://htka.hu
Положительным фактором в пользу «Рафаля» при применении ракет средней дальности является исполнение ракет MICA в двух вариантах. В сложной помеховой обстановке (а это в современном бою наиболее вероятный вариант) французский истребитель будет иметь преимущество за счет применения ракет MICA IR с тепловизионной ГСН. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ГСН MICA IR эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки. ГСН обладает способностью захвата цели на траектории после запуска ракеты без использования линии передачи данных. В этом режиме ракета применяется в соответствии с принципом "пустил—забыл". Использование этих ракет, более совершенная система РЭБ, теоретически большая помехозащищенность ПФАР, а также то, конструкторы «Рафаля» в большей мере уделили в конструкции самолета мер по снижению ЭПР дают незначительное преимущество «Рафалю» при применении в воздушном бою на больших дистанциях.
Шведский JAS 39C по горизонтальной маневренности не уступает конкурентам, но имеет заметно более низкие тяговооруженность, скороподъемность. По применяемому вооружению класса «воздух-воздух» аналогичен «Еврофайтеру».
Существенным недостатком «Грипена» является отсутствие на нем оптико-локационных средств обнаружения. И только на модификации JAS 39E установлена инфракрасная система поиска и слежения IR‑OTIS.
Использование аппаратуры обмена данными CDL39 значительно расширяет тактические возможности при боевом применении JAS 39C. Шведские военные считают, что информационное превосходство над противником играет решающую роль. Саму идею они «подсмотрели» у российских МиГ-31, только исполнили ее на более высоком технологическом уровне (оно и понятно, самолет создавался позже советского). В активном режиме четыре самолета могут одновременно вести обмен информацией, а получать информацию в пассивном режиме может неограниченное количество самолетов. К примеру, два самолета, находясь в зоне действия своего ПВО могут осуществлять обнаружение и выдачу координат цели, а другие в это время скрытно без включения БРЛС осуществлять пуск ракет по ним.
Необходимо сказать, что для всех трех европейских самолетов разрабатываются РЛС на основе АФАР, что значительно повысит их возможности.
Подытоживая можно сказать, что на успех в воздушном бою будет влиять грамотное использование тактических приемов, тщательное планирование воздушной операции, использование преимуществ самолета, индивидуальная подготовка летчиков.
Большинство специалистов предпочтение в качестве истребителя отдают «Еврофайтеру». Общему мнению в разрез идет озвученная информация по итогам проведения конкурса на новый истребитель для ВВС Швейцарии. По мнению швейцарских военных «Рафаль» превзошел EF-2000 в воздушном бою. Они также отметили, что французский самолет менее сложен в эксплуатации и способен выполнять более широкий круг задач. Летчики отметили превосходство «Еврофайтера» в летных характеристиках и по нагрузке на пилота в полете и высоко оценили на «Рафале» возможности БРЛС RBE2, комплекс РЭБ «Спектра», оптоэлектронное оборудование.
Теперь рассмотрим ударные возможности европейских машин.
Самый «главный калибр» у всех трех самолетов это крылатые ракеты (КР). На «Рафаль» и EF-2000 используется британо-французские КР Storm Shadow/ SCALP EG (британское/французское обозначение), «Еврофайтер» и «Грипен» могут применять шведско-германские КР KEPD-150/350 TAURUS (На вооружение ВВС Швеции не поставлялись по состоянию на 2019 год). На «Рафале» может применяться созданная специально для выведения из строя ВПП КР Apache с дальностью применения до 140 км.
Каждый из самолетов может нести две КР. Предназначены они для уничтожения сильно защищенных военных объектов. Характеристики Storm Shadow/ SCALP EG и КР KEPD-350 TAURUS примерно равные. Выполнены они с применением «стелс» технологий. Следует сказать, что на базе KEPD-350 разрабатывается целое семейство КР с различными боевыми частями:
· TAURUS KEPD-150 ( TAURUS L ) — облегченный вариант с меньшим объемом топливных баков и легкой БЧ для размещения на носителях с меньшей грузоподъёмностью.
· TAURUS MP (Modular Payload) — вариант, обеспечивающий возможность установки в качестве боевой части произвольной полезной нагрузки.
· TAURUS M - вариант с кассетной боевой частью, предназначенный для поражения распределённых малоразмерных целей (позиции средств ПВО, аэродромы, скопления бронетанковой техники и пр.).
· TAURUS HPM (High Power Microwave) — ракета, оснащенная специальной боевой частью с СВЧ-излучателем высокой мощности для вывода из строя информационных систем противника и источников энергии.
Основными же средствами поражения наземных целей для всех европейских машин являются корректируемые авиационные бомбы (КАБ) американского производства с лазерным наведением массой до 900 кг.
Для установки на обычные свободнопадающие авиабомбы калибров 227, 454, 910 Франция разработала модульный комплект AASM (аналог американского JDAM). «Рафаль» может нести шесть КАБ с AASM и одновременно применять их по шести целям. Французские КАБ с AASM превосходят по характеристикам американские JDAM по характеристикам. Дальность применения достигает до 60 км (с точностью до 1 метра) против 28 км у JDAM. Они способны поражать движущиеся со скоростью до 80 км/ч наземные цели (американские КАБ GBU-12 - 40 км/ч). Существенным недостатком французских изделий является их чрезвычайно высокая стоимость 300 000 долл., что более чем в 10 раз дороже американских аналогов.
КАБ с AASM имеют три варианта системы наведения. www.safran-electronics-defense.com
В арсенал «Еврофайтера» входят управляемые ракеты Brimstone для уничтожения подвижных бронированных целей с дальностью применения 11-12 км. Таких ракет может нести до 18 единиц (на шести точках подвески по три на каждой). В ходе военной компании НАТО против Ливии в 2011 году ракеты Brimstone применялись против танков на улицах города Мисраты. По мнению пилотов это исключительно эффективное оружие для применения в городских условиях.
Eurofighter Typhoon в многоцелевой конфигурации с ракетами Brimstone и бомбами Paveway, а также ракетами класса воздух-воздух Meteor и ASRAAM. https://freerepublic.com
Также на его вооружении имеются КАБ американского производства. При применении самолета для непосредственной поддержки войск «евроистребителю» придется входить в зону действия войскового ПВО. В аналогичной ситуации «Рафаль» имеет преимущество за счет применения AASM с большей дальностью применения.
На «Еврофайтер» и «Грипен» подвешивается подвесной контейнер с инфракрасной системой переднего обзора «Лайтнинг» II, на «Рафаль» контейнер с телевизионно-лазерным целеуказателем DAMOCLES с более высокими характеристиками, чувствительные элементы которого позволяют распознавать бронетехнику на расстоянии до 27 км, что также повышает шансы на выживаемость французского истребителя при применении высокоточного оружия.
Арсенал применяемого оружия на JAS-39С менее разнообразен, чем у его «коллег». Однако после установки программного обеспечения MS20 на нем появилась возможность применения бомб малого диаметра GBU-39 (до 8 шт.). GBU-39 SBD (Small Diameter Bomb) - американская управляемая высокоточная авиабомба, имеющая крылья, раскладывающиеся в воздухе. Таким образом, бомба способна планировать и дальность ее действия достигает 110 км (!) при сбросе с высоты 10 000 м. Масса ее всего лишь 130 кг, она имеет малые габариты. Таким образом решается задача увеличения числа поражаемых целей за один самолёто-вылет. В варианте SBD II способна поражать движущиеся мобильные цели. При использовании GBU-39 способности «Грипена» по непосредственной поддержке войск выглядят более чем достойно по сравнению с более «крупными» европейскими истребителями.
JAS 39C, оснащенный GBU-39 SBD, Meteor и IRIS-T. www.zona-militar.com
На модификации JAS 39E ассортимент вооружения заметно увеличился и включает в себя КАБ GBU-12, GBU-16, GBU-49, GBU-22, GBU-24, бомбы малого диаметра GBU-53, тактические планирующие управляемые авиационные бомбы AGM-154, крылатые ракеты AGM-158 JASSM. Шведский «малыш» таким образом, превзойдет в ударных возможностях «Еврофайтер» и «Рафаль».
На самолеты «Рафаль», EF-2000 и JAS 39E может подвешиваться до четырех протикорабельных ракет (ПКР), на JAS-39С две ракеты. Американские ПКР AGM-84 «Гарпун» имеют более высокие характеристики по дальности, но надо отметить, что своими штатными средствами обнаружения «Еврофайтер» вряд ли сможет использовать максимальные возможности «Гарпуна».
К числу достоинств «Рафаля» стоит отметить его возможность по ведению разведки. Для этого на него подвешивается контейнер RECO-NG с ИК- и телевизионным разведывательным оборудованием, способный работать в дневных и ночных условиях на высотах от 60 до 15 000 м. Он позволяет получать телевизионное изображение удаленных наземных объектов с большим разрешением. Для повышения качества изображения применяется цифровая обработка. Информация может передаваться на наземную станцию в реальном времени со скоростью 50 Мбит/с. При применении «Рафалей» в военном конфликте в Ливии 2011 года RECO-NG показал высокую эффективность при проведении разведки, позволяя следить за дислокацией сухопутных подразделений Каддафи, следить за их передвижением и изменением обстановки почти в реальном времени. Выполнив 385 самолето-вылетов на разведку, «Рафали» обеспечили около 30% от общего числа изображений, собранных тактической разведкой коалиции.
JAS 39С также может нести разведывательный контейнер SPK 39 в состав которого входит оптоэлектронный датчик и система цифровой записи изображений. Недостатком SPK 39 является отсутствие возможности передачи разведывательных данных в режиме реального времени.
По стоимости эксплуатации значительно дешевле обходится шведский JAS 39С со стоимостью летного часа от 4 700 до 7 000 долл. (по разным источникам, оценка 2012 г.). Для «Рафаля» этот показатель равен от 16 700 до 18 000 долл., у EF-2000 около 18 000 долл. Интересны сообщения германской прессы о проблемах с эксплуатацией своих истребителей. Согласно «Deutsche Welle» со ссылкой на «Spiegel Online» эксплуатация боевых машин обходится значительно дороже планируемого уровня. Названа цифра в 80 тыс. евро (!) за стоимость одного летного часа «Еврофайтера» в 2013 году.
Подводя итог, хочется сказать, что все три истребителя имеют высокий боевой потенциал, оснащены современными авионикой и вооружением, способны выполнять широкий спектр задач. У каждого есть свои особенности, но по комплексу боевых характеристик они примерно равны и трудно отдать кому-либо однозначное предпочтение. Разработчики постоянно совершенствуют свои самолеты и в плане оборудования и в плане вооружения. В ближайшее время их боевые возможности значительно возрастут, что позволит им оставаться на вооружении еще долгие годы.
Особо хочется отметить французских конструкторов сумевших создать действительно хороший универсальный самолет и для ВВС и для ВМС, требования которых к боевым машинам носят противоречивый характер. При этом удалось добиться высокой степени унификации конструкций на 80% (по БРЭО на 95%).
Немного меньший боевой потенциал у шведского JAS 39С. В настоящее время на экспорт предлагается новая его модификация JAS 39E с расширенными возможностями, который составит хорошую конкуренцию «Рафалю» и «Еврофайтеру». Правда эта модификация лишилась своего главного козыря – относительно невысокой цены. Она подросла значительно и приблизилась к стоимости конкурентов.
Надо сказать, что «ценник» на европейские самолеты довольно высок, даже по сравнению с американскими традиционно недешевыми самолетами, что является несомненным минусом. Большинство стран не смогут приобрести технику 5-го поколения из-за чрезмерно дорогой стоимости и высоких затрат на эксплуатацию. В «авиапарке» в основном будут многофункциональные истребители поколений «4» и «4+». Учитывая, что на рынке вооружений присутствуют серьезные соперники в лице России и Китая, которые предлагают свои изделия по значительно более низкой цене, европейцам будет довольно нелегко добиться значительных достижений в поставках своей техники на экспорт.
Автор статьи будет признателен читателям, оставившим комментарии и поделившимися своим мнением.
Используемая литература:
Авиация и Космонавтика 2010 / В.Беляев – Многоцелевой истребитель Еврофайтер EF-2000 «Тайфун».
Авиаколлекция 2017-02 / В.Ильин – Истребитель AMD «Рафаль».
Авиация и Время 1999-01 / А.Совенко – «Грипен» и его конкуренты.
Авиация и Космонавтика 2009 / В.Беляев – Многоцелевой истребитель Дассо Авиасьон «Рафаль».
Авиация и Космонавтика 2012-08 / М.Никольский – Сравнительный анализ самолетов Дассо «Рафаль» и Еврофайтер «Тайфун».
Авиация и Космонавтика 2009 г. / В.Беляев – Многоцелевой истребитель SAAB JAS 39 «Грипен».
EF-2000 «Тайфун», «Грипен», «Рафаль» / В.Ильин, И.Кудишин, 2001 г.
Авиационные системы / В.Чабанов – Военная кампания НАТО против Ливии: тактика и оценка боевых действий, итоги конфликта.
Авиаколлекция 04-2019 г. / Ю.Кузьмин – Истребитель SAAB JAS 39 «Грипен».
Military Balance 2019
Информация с сайта missilery.info